(1918-1999)
Начало пути. Детство будущего архитектора Афанасия Афанасьевича Саломахина прошло на Украине, в небольшом уютном поселении Середина-Буда Сумской области (город с 1964г.). Родился он 7 ноября 1918 года в семье рабочего. Отец, как и многие его земляки в 20-30-е годы прошлого века, уезжал «на заработки». До 1930 года Афанасий жил в Серединой-Буде со своей матерью Ольгой Филипповной Саломахиной, «с частыми выездами к отцу Афанасию Ефимовичу Саломахину к местам его работы, которые часто менялись ввиду окончания работ» (из автобиографии А.А. Саломахина).
В 1930 г. семья переезжает на постоянное жительство в Москву (Пролетарский район). Окончивший неполную среднюю школу 16-летний юноша поступает в Московский архитектурный техникум (создан 15 мая 1930 г. по приказу № 137 ВСНХ СССР) в год его первого выпуска – в 1934 году.
В эти годы в Москве развернулись работы по масштабной реконструкции основных магистралей, формировалась ансамблевая застройка улиц, площадей и набережных города, проложены первые линии метрополитена. К сожалению, строительство новой Москвы было сопряжено с необоснованными жертвами – невосполнимой утратой практически всех культовых сооружений прошлых веков в районе новостроек (по Тверской и Охотному ряду), невзирая на их историко-культурную ценность, изменением фасадов исторических зданий.
Доподлинно неизвестно, кто преподавал специальные предметы в техникуме, но 1930-е годы в столице курс архитектуры вели многие известные архитекторы – представители различных творческих концепций: Н.А. Ладовский, А.А. Веснин и В.А. Веснин, И.И. Леонидов, А.В. Щусев, И.В. Жолтовский. По проекту Ивана Жолтовского в 1934 г. был возведен жилой дом для сотрудников Моссовета на ул. Моховой в Москве, считающийся первым значительным строением, исполненным в классическом стиле сталинского периода. Строительство здания вызвало противоречивые отзывы и активную дискуссию среди архитекторов. Дом Жолтовского ознаменовал собой перелом в советской архитектуре, в шутку его назвали «гвоздём в гроб конструктивизма».
Так, с середины 1930-х годов, на смену архитектурному авангарду – романтично-утопическому, строгому и революционному аскетизму рационализма и конструктивизма, приходит стиль, соединивший в себе синтез архитектуры, скульптуры и живописи; традиции русского классицизма и архитектурных ордеров. Эклектический стиль, который впоследствии назовут «сталинской архитектурой», «советским монументальным классицизмом», «советской неоклассикой», ставшей лидирующим направлением в архитектуре, монументальном и декоративном искусстве СССР до 1955 г.
На стыке двух стилевых эпох в архитектуре и приходится формирование творческой личности будущего архитектора. Тема дипломного проекта, по которой в 1939 г. защитился Афанасий Саломахин в Государственной квалификационной комиссии с оценкой «отлично» – «Здание демонстрационного зала».
В этом же году молодой специалист получил направление на престижную работу в Московский Всесоюзный государственный трест «Промстройпроект» (теперь – ЗАО «Промстройпроект»), где проектировались в 1930-е годы производственные здания, в том числе новые корпуса советских автомобилестроительных гигантов – 1-го государственного автомобильного завода имени И. В. Сталина (теперь – ЗИЛ) и Нижегородского автомобильного завода имени В.М. Молотова (теперь – ГАЗ). Сначала работал старшим техником-архитектором, а спустя два месяца – архитектором.
Фронтовыми дорогами. 27 октября 1939 года А.А. Саломахин был призван в ряды РККА и направлен курсантом в Харьковское военно-авиационное училище (ХВАУ). В мае 1940-го,окончив ускоренный курс и получив звание сержанта, он остается служить в училище.
С первых дней Великой Отечественной войны фашистские самолеты бомбили Харьковщину, училище готовилось к перебазированию. Когда фронт приближался к Харькову, 4 октября 1941 года вместе с ХВАУ сержант Саломахин эвакуировался в г.Красноярск, а в мае 1942 года был направлен на пополнение 13 Гвардейского бомбардировочного авиационного полка в качестве мастера. В составе полка, в апреле 1944-го, А.А. Саломахин прибыл в действующую армию на 1-й Украинский фронт и прошел со своим полком дорогами войны до самого ее победного конца.
12 ноября 1945 года фронтовик Саломахин, награжденный орденом «Отечественной войны», медалями «За боевые заслуги» и «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», десятью благодарностями Иосифа Сталина, был демобилизован из армии.
Возрождение Брянска. Война окончена, началась мирная жизнь и появилась возможность вернуться к любимой профессии. В начале 1946 года архитектор Саломахин поступил в распоряжение начальника управления по делам архитектуры при Совете министров РСФСР и был направлен в г.Брянск на должность архитектора – проектировщика архитектурно-планировочной мастерской при Управлении главного архитектора г. Брянска Б.П. Шавырина (впоследствии получившей название «Брянскархпроект»). Вот первый «гражданский» приказ на А.А.Саломахина: «Выписка из приказа №4 УГА г. Брянска от 13.02.1946 г.: Прибывшего 12 с.м. в распоряжение Главного городского архитектора техника-архитектора тов. Саломахина Афанасия Афанасьевича назначить на должность районного архитектора с окладом содержания 800 руб. в месяц, согласно штатному расписанию, с 12 сего февраля с одновременным совмещением обязанностей проектанта Архитектурно-планировочной мастерской. Зам. Главного архитектора г. Брянска В.Архангельская».
Дальнейшая творческая биография и производственная деятельность Афанасия Афанасьевича Саломахина была связана со старейшей проектной организацией города, которая после многочисленных реорганизаций и укрупнений с увеличением объемов проектных работ(АПМ «Брянскархпроект»,ПК «Брянскоблпроект») получила статус проектного института «Брянскгражданпроект». В Брянскархпроекте (1946-1950 гг.) он прошел путь от рядового архитектора-проектировщика до руководителя бригады. Здесь же молодой архитектор стал автором первых своих удачных проектов, в том числе построенного в 1949 году в городском парке г. Брянска (ныне – Парк-музей им. А. К. Толстого) деревянного летнего театра на 500 зрительских мест с хорошей сценой и прекрасной акустикой (здание разобрано как аварийное в 1970‑х гг.). Старожилы города помнят это красивое здание ,где в разные годы выступали выдающиеся советские артисты и деятели культуры – Святослав Рихтер, Клавдия Шульженко, Илья Эренбург, Вольф Мессинг и другие известные артисты.
Ещё одной ранней удачной работой архитектора стал технический проект реконструкции дома общественных организаций Брянского завода «Дормаш» (1949-1950 гг.), разрушенного во время Великой Отечественной войны. Проектом реконструкции предполагалось размещение в нём клуба на 500 мест и столовой на 200 мест. Здание, построенное в конце ХIХ века по проекту известного брянского архитектора, главного архитектора завода «Брянский местный Арсенал» (не раз менявшего своё название) Николая Алексеевича Лебедева (1858-1933), так называемый Литейный дом, приобрело новые формы ретроспективной классики, став одной из послевоенных достопримечательностей улицы III-ого Интернационала (так в 1940-1950-е гг. называлась ул. Калинина). Интерьеры клуба (дворца культуры) с большим количеством архитектурного декора-лепнины, росписи и пр. создавали атмосферу праздника. Уникален сводчатый кессонный потолок зрительного зала, украшенный лепными розетками. За хорошее качество проектной документации и снижение себестоимости строительных работ автор проекта реконструкции (он же осуществлял и авторский надзор) получил благодарность и повышение в должности.
Сейчас здание бывшего ДК «Дормаш», так успешно восстановленное в послевоенные годы, пребывает в полуразрушенном состоянии. Вот уже несколько лет власти города пытаются отремонтировать историческое здание, но безуспешно…
В послевоенные годы стоявший в руинах Брянск нуждался в первую очередь в срочном восстановлении старых зданий. По проектам Саломахина в 1950-1951 гг. были восстановлены и реконструированы как общественные, так и жилые постройки: здания краеведческого музея и протезной мастерской на ул. Калинина; совпартшколы по ул. Красноармейской, жилой дом № 20 по ул. Ленина (ныне – Фокина), построенный в 1927году по проекту московского архитектора, мастера конструктивизма Александра Зиновьевича Гринберга (1881-1938). В отделке дома появились декоративные детали, характерные для господствовавшего в архитектуре середины ХХ века стиля советского классицизма, что несколько нарушило аскетичность здания… Но архитектору-фронтовику, выжившему в горниле войны, так хотелось праздника!
В 1951 году ещё одно жилое здание 1930-х годов постройки на ул. Карла Либкнехта, 39А (теперь–ул. Арсенальная, 29) было восстановлено и реконструировано в духе времени по проекту А.А. Саломахина. Украшенное нарядным бельведером, оно многие годы служило доминантой центра Брянска.
При восстановлении и реконструкции Дома Советов в 1949 году (построен по проекту А.З. Гринберга в 1926 году), также были использованы приёмы архитектуры, которые в наши дни сложно признать оправданными – по проекту инженера К. И. Могута фасады на проспект Ленина и Театральную площадь оделись в лжеклассические одежды. Автором проекта интерьеров зала заседаний (сегодня – овальный зал здания правительства Брянской области) стал Саломахин. Парадно-строгий стиль зала вполне уместен и в наши дни. Здесь всё осталось, практически неизменным (за исключением отдельных элементов «политического» характера) – от люстры до барельефов и лепнины на потолке и стенах.
Примером бережного, грамотного подхода к воссозданию исторических зданий может служить проект реконструкции учебного корпуса Кокинского сельскохозяйственного техникума (ныне – учебный корпус №4 Брянского государственного аграрного университета) в п.Кокино Выгоничского района Брянской области, разработанный А.А. Саломахиным в 1950-м году. Это здание, служившее главным господским домом, было возведено в 1906-1907 гг. московским архитектором Николаем Ивановичем Орловым (1860-1918) для последнего владельца усадьбы, предводителя дворян Трубческого уезда подполковника Николая Николаевича Халаева (до 1828 года усадьба принадлежала помещице Варваре Николаевне Безобразовой, тёте Ф.И. Тютчева).
При реконструкции Афанасий Афанасьевич максимально сохранил детали фасадов здания, построенного в стиле классицизма. Двухэтажный кирпичный и неоштукатуренный дом, в плане прямоугольный, завершен вальмовой кровлей. Его южный фасад украшен в центре портиком с рустованными устоями в первом этаже. Прямоугольные окна дома, во втором этаже более крупные, лишены наличников. Над окнами в обоих этажах проходят широкие оштукатуренные пояса, эффектно выделяющиеся на фоне краснокирпичной лицевой кладки стен. Пояс второго этажа, смыкающийся с венчающим антаблементом, имеет по сторонам верхних частей окон кронштейны-спуски.
Творческая судьба. В проектной конторе «Брянскоблпроект» (1951-1964) А.А. Саломахин в разные годы был «групповым архитектором по сектору объемного проектирования» (из приказа), руководителем архитектурно-строительной бригады, главным архитектором проекта и даже и.о. главного конструктора проектов, в течение двух лет возглавлял проектную контору «Брянскоблпроект»(1954-1956).
В эти годы талант архитектора, ставшего членом Союза архитекторов СССР, развернулся в полную силу, и творческая судьба была к нему благосклонна…
В середине 1950-х шло формирование центра Брянска. Лучшие авторские проекты зданий архитектора Саломахина были осуществлены строительством и украсили областной центр.
Один из лучших проектов архитектора – здание гостиницы «Центральная»(1952) – получил статус памятника архитектуры советского периода. Своим положением оно соответствует зданию обкома ВКПб-КПСС ( ныне – областная дума), возведенному в 1949 году по авторскому проекту первого главного архитектора Брянска Бориса Петровича Шавырина, и симметрично расположенному зданию городской поликлиники (автор – архитектор А.З. Гринберг, 1927 г.). Последнему здание гостиницы отвечает объемным построением, одинаковой высотой и протяженностью вдоль улицы Советской (ныне – бульвар Гагарина), размещением главного входа. Зданию обкома КПСС — внешней архитектурой, имеющей общие корни и воскрешающей традиции русского классицизма первой трети ХIХ века. Главный фасад здания, обращенный к площади, выполнен с использованием приёмов, характерных для ретроспективной классики. Правая часть здания выделяется традиционным восьмиколонным портиком над главным входом, который придает зданию общественный представительный характер. Первый этаж главного фасада обработан рустом, окна верхнего этажа имеют арочные завершения. Здание гостиницы, вошедшее в архитектурный ансамбль, наряду со зданием обкома КПСС, поликлиникой, Домом связи (автор – архитектор А.З.Гринберг,1931 г.), областной библиотекой (авторы – архитекторы В.Н. Городков, А.Э.Фридман, 1959 г.) и зданием бывшей женской гимназии (автор – архитектор Н.А. Лебедев, 1907 г.),создали неповторимый архитектурный ансамбль трех разных эпох. Архитектура площади Карла Маркса сегодня – одно из удачных произведений зодчих. Она гармонично соединяет в себе разностилевые постройки, создающие общий радостный фон городского центра.
В 1960 году было завершено строительство Дворца пионеров и школьников (ныне – Брянский областной театр для детей и юношества) на улице Горького. За основу был взят проект повторного применения аналогичного здания в Рязани, но талантом архитектора Саломахина здание получило свой индивидуальный, более лаконичный облик, в отличие от рязанского аналога, перегруженного помпезными элементами архитектурного декора. Величественный дворец – одно из трёх зданий, образовавших объединенный классицистическим характером архитектуры микроансамбль, вместе со зданием кооперативного техникума (авторы – архитекторы В.Н. Городков, Г.А. Гвоздиков,1955 г.) и жилым домом на углу улиц Горького и К. Маркса (автор – архитектор Б.П. Шавырин, 1946 г.). Дворец является памятником архитектуры советской эпохи.
По проектам Саломахина в 1950-е годы были построены индивидуальные жилые дома на центральных улицах Брянска: по ул. Калинина, №101 с аптекой (1950г.); пр. Ленина, №45 (ранее – ул. Фокина), 1958-1960 гг.; ул. Горького – пр. Ленина, №32/26 со встроенным магазином, 1955 г. (в 1960-е гг. здесь разместился первый в Брянске Дом бракосочетания); ул. Фокина-Луначарского №25/35, ул. Фокина №37а (ранее – ул. Ленина), жилые дома в центре Бежицы.
Жилой дом на 35 кв. с аптекой и общественное здание по ул. Калинина, №99 – авторский проект архитектора В.Н.Городкова (1914-1997), построенные в стиле ретроспективной классики, являются своеобразным обрамлением входа на лестницу бульвара Гагарина (Рождественскую гору).
По итогам конкурса на лучшие жилые и гражданские здания, выстроенные в населенных пунктах РСФСР в 1952 году, А.А.Саломахин был удостоен Почетной грамоты Управления по делам архитектуры при СМ РСФСР как автор проекта жилого дома на углу ул. Луначарского и ул. Ленина (ныне – Фокина, №25/35) в г. Брянске, а в 1968 году архитектору была вручена бронзовая медаль ВДНХ СССР за успехи в народном хозяйстве СССР.
Наиболее значительные работы архитектора в 1960-1970-е годы в Брянске – 2-ая очередь Центрального универмага (первая очередь ЦУМа возведена по проекту В.Н. Городкова), школа милиции в районе Чермета, машиносчетная станция.
Немало построек по проектам Афанасия Афанасьевича осуществлено строительством в 1950-1970-е годы и в районах области: здание РК КПСС и районная больница в г. Клинцы; спальный корпус Белобережского санатория; административное здание и музей хрусталя в г. Дятьково; средняя школа в г.Трубчевске и ряд других зданий и сооружений.
А.А.Саломахин, будучи главным архитектором проекта, занимался не только объемным проектированием, но и возглавлял разработку ряда проектов планировки и застройки кварталов и микрорайонов Брянска и области.
Человек своего времени. С 1964 по 1974 годы Саломахин руководил отделом комплексного проектирования института «Брянскгражданпроект», работал главным архитектором проекта. Воспитанный на реалиях своего времени, вел активную общественную работу – возглавлял Брянское отделение Союза архитекторов СССР, преподавал в Брянском строительном техникуме, входил в состав парткома и местного профсоюзного комитета.
В воспоминаниях коллег Афанасий Афанасьевич прежде всего – грамотный, умный, справедливый и доброжелательный руководитель, компанейский веселый человек, активно участвовавший во всех мероприятиях в своем коллективе, в том числе в художественной самодеятельности. А ещё коллеги отмечают немногословность и значительность личности талантливого архитектора, его фантастическую работоспособность. Большим уважением пользовался А.А.Саломахин и у своих собратьев по Союзу архитекторов.
В 1970 году А.А. Саломахин был награжден юбилейной медалью «За доблестный труд в ознаменование 100-летия В.И.Ленина», а в последующие годы медалями: «Ветеран труда», «Двадцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «50 лет Вооруженных сил СССР», «60 лет Вооруженных сил СССР».
Ещё один штрих к портрету зодчего – его увлечение живописью и графикой. С ранней юности Афанасий Афанасьевич был прекрасным рисовальщиком (нередко рисовал своих сослуживцев и коллег), писал в разных техниках – красками, сангиной, пастелью, тушью, карандашом. Его акварельные пейзажи пленяют чистотой и прозрачностью красок, графика архитектурных объектов – тщательностью выписанных деталей. Творческая натура архитектора не замыкалась в рамках производственного процесса, несмотря на занятость, всегда находил время «порисовать», никогда не расставался с карандашом и бумагой. В 1988 году к своему 70-летию он организовал выставку живописных работ. А в сентябре 2013 года в Городском выставочном зале в рамках выставочного проекта «Творцы послевоенного Брянска. Зодчие 40-50-х годов ХХ века» горожане впервые познакомились с его лучшими проектными и живописными работами.
Человек энергичный, не представляющий себя без творческой работы, как и многие люди его поколения, Афанасий Афанасьевич трудился до 77 лет. Работал в ведущих проектных организациях Брянска, отделе по делам строительства и архитектуры Брянского облисполкома.
Жизнь архитектора прервалась в 1999 году.
Роль архитектора А.А. Саломахина в послевоенном возрождении города была уникальной и значимой. Сегодня, проходя по центральным улицам, мы любуемся величественными зданиями, автора которых помнят его коллеги и близкие. Многие здания, построенные зодчим, по праву стали памятниками архитектуры.
В ноябре 2016 года на доме по ул.Калинина, 101, который А.А.Саломахин проектировал и где прожил 49 лет, установлена мемориальная доска памяти замечательного архитектора и человека (скульптор С.Кацуба, авторы эскиза Е.С.Ильченко, В.А.Ковалев).