Актуальные проблемы взаимодействия власти и населения пострадавших районов брянской области для обоснования условий социальной приемлемости радиационного риска

Теодорович О.А. Актуальные проблемы взаимодействия власти и населения пострадавших районов Брянской области для обоснования условий социальной приемлемости радиационного риска / О.А. Теодорович, Г.В. Архангельская, И.А. Зыкова // Здоровье населения и среда обитания.- 2006.- № 4.- С. 53-56.
-- Работа государственных органов по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ВЛАСТИ И НАСЕЛЕНИЯ ПОСТРАДАВШИХ РАЙОНОВ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ УСЛОВИЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИЕМЛЕМОСТИ РАДИАЦИОННОГО РИСКА
О.А. Теодорович, Г.В. Архангельская, И.А. Зыкова
ФГУН "Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт радиационной гигиены имени профессора П.В. Рамзаева" Роспотребнадзора

К настоящему времени проблема реабилитации зон экологического неблагополучия является одной из актуальных задач Роспотребнадзора. Социально-гигиенический мониторинг является инструментом для обоснования и поддержки принимаемых решений на всех уровнях власти.

Загрязненные территории, на которых проживает население Брянской области, пострадавшее в результате аварии на ЧАЭС, с полным правом можно отнести к зонам экологического неблагополучия. Население на этих территориях пережило аварию, живет в настоящее время и будет жить далее, а проблемы жизни и взаимодействия власти с населением, особенно на местном и региональном уровнях, за все эти годы накопились и назрели. Мы попытались вычленить основные из них, что необходимо для разработки критериев приемлемости риска проживания населения на этих загрязненных территориях.

Исследования проводились в населенных пунктах, имеющих различный статус по степени загрязнения территории, а именно: зона отселения (30), зона с правом отселения (ЗПО), зона с льготным статусом (ЗЛС) - соответственно имеющих различный уровень социальных льгот. Анкетированный опрос населения, проведенный в 2005 г. на загрязненных территориям Брянской области, выявил ряд интересных тенденций изменения отношения населения к проблемам проживания, мерам защиты и роли и значения органов власти в этом процессе. Интересно сопоставить результаты опросов, проведенных в 1993 и 2005 гг.

До сих пор - спустя 20 лет после аварии - доминирующим фактором беспокойства у населения является влияние радиации на здоровье (табл. 1). С этим связана и тревога по поводу плохого медицинского обеспечения. Более того, обеспокоенность этими факторами в 2005 г. стала больше по сравнению с 1993 г. Вторым по значимости вредного влияния на здоровье населения жители Брянской области считают экономический фактор.

Таблица 1. Ответы респондентов на вопрос: "Как Вы оцениваете степень влияния на здоровье Ваше и семьи следующих факторов?" (оценки "опасно" и "очень опасно", %)
Фактор воздействия 1993 г. 2005 г.
загрязненные территории
загрязненные территории чистые территории
Алкоголь 19 16 45
Курение 22 15 38
Наркотики 30 16 35
Экономическая ситуация 65 63 69
Низкий уровень медицинского обслуживания 54 50 76
Радиация 76 52 92

В 2005 г. на первое место по степени значимости последствий аварии вышел фактор ухудшения здоровья, а значение фактора загрязнения территории снизилось (табл. 2). Как следствие этого, в качестве первостепенных мер предлагается повышение уровня жизни и улучшение медицинского обслуживания и, что отметили главным образом респонденты до 30 лет, выполнение программ развития.

Таблица 2. Сопоставление ответов населения загрязненных территорий Брянской области на вопросы: "Какое из последствий аварии на ЧАЭС вы считаете наихудшим?" и "Что надо сделать для смягчения последствий аварии на ЧАЭС?" (%)
Последствия аварии на ЧАЭС 1993 2005 Что надо сделать в первую очередь 1993 2005
Загрязнение территории 61 44 Очистка территории 48 23
Снижение уровня жизни 53 34 Повышение уровня жизни 53 70
Ухудшение здоровья 65 71 54 65
Отсутствие перспектив развития 25 18 Выполнение программ развития 23 30

Очистка территории, которая волновала жителей в первые годы после аварии, в настоящее время отошла по значимости на последний план. Причинами могут быть как неверие в эффективность очистки, так и осознание того, что радиационная обстановка в целом улучшилась. Таким образом, ведущими направлениями реабилитации загрязненных зон для проживания на них, по мнению населения, являются улучшение медицинского обслуживания и повышение материального уровня жизни. Этот уровень действительно низкий (табл. 3).

На самооценку уровня жизни влияют факторы, не столько связанные со степенью загрязнения территории проживания и уровнем социальных льгот, сколько с другими факторами, а именно: разрушением привычного образа жизни, недостатком рабочих мест (в некоторых селах мы наблюдали полный развал сельскохозяйственного производства) и, как следствие, отток молодежи из этих районов. Наиболее очевидны эти тенденции для сельского населения.

Таблица 3. Оценка экономического уровня жизни населением загрязненных районов Брянской области России (опрос 2005 г., %)
Экономический уровень жизни Зона отселения (сельские жители) Зона с правом отселения Зона с льготным статусом
сельские жители г. Клинцы сельские жители г. Клинцы
Низкий 75 66 40 68
Средний 25 34 60 32

Эти выводы подтверждаются результатами, выявленными при анализе ответов респондентов 2005 г. на открытый вопрос: "Что бы Вы хотели дополнительно сообщить в связи с экологической обстановкой в месте Вашего проживания?". Всего получено 148 ответов в виде предложений от респондентов из трех зон. Большинство предложений касается экономических условий проживания: повышения и реальной выплаты зарплат; поддержки в покупке жилья в чистой зоне (респонденты ЗО и ЗГЮ); возвращения льгот, отмененных из-за изменения статуса зоны; организации рабочих мест, особенно в сельской местности. К этому разделу можно отнести и предложения по санитарному благоустройству населенных мест (водопровод, канализация, газификация, дороги и т. п.).

Второе место по количеству предложений занимают проблемы здравоохранения. К ним относятся просьбы открыть новую или восстановить закрытую ранее больницу. Жители небольших населенных пунктов предлагают организовать постоянно действующие или передвижные фельдшерские пункты, вернуть бесплатные медицинские услуги - медицинскую помощь, в том числе неотложную, особенно для детей, вернуть право на бесплатное санаторное лечение и лекарственное обеспечение, по крайней мере для детей.

Таким образом, можно видеть, что население готово жить на загрязненных территориях при условии улучшения экономического статуса и медицинского обслуживания. Разумеется, улучшение этих позиций необходимо для подавляющего большинства сельского населения России, но люди, проживающие на загрязненных территориях и очутившиеся там не по своей воле, нуждаются в этом в первую очередь. Следующее и очень важное условие проживания населения на загрязненной территории - это адекватное постоянное информирование, образование, обучение населения.

На вопрос: "Какая информация Вам особенно необходима?" жители загрязненных районов Брянской области отвечали следующим образом.

Действие радиации на здоровье интересует более 50% респондентов, причем наибольший интерес наблюдается у жителей 30 (57%), по сравнению с жителями ЗПО (48%). Меры защиты интересуют жителей всех зон примерно в равной степени. По поводу изменения радиационной обстановки во времени интерес жителей различных зон несколько отличается. Так, только 28% жителей 30 ответили положительно на этот вопрос, жителей ЗПО этот вопрос волнует несколько в большей степени (32%), с учетом респондентов с высшим образованием доля интересующихся увеличилась до 60%. Следовательно, вопросы экологической ситуации продолжают волновать жителей. Практически 75% опрошенных заявили, что хотели бы больше знать о радиации и мерах безопасности.

По поводу источников доступной для населения информации о радиационной обстановке можно отметить, что наиболее доступным источником информации жители традиционно считают СМИ (ТВ, радио, газета) - 40%, на втором месте - органы Роспотребнадзора (ранее СЭС), причем степень доверия возрастает с повышением их образовательного статуса с 18 до 38%. В штабах гражданской обороны могут получить информацию 17% респондентов. Настораживает факт, что 27% жителей наиболее загрязненной 30 вообще не знают, где такую информацию можно получить.

Вопрос доверия к источникам информации, на наш взгляд, является основополагающим для властей всех уровней, особенно местного и регионального. На вопрос: "От кого Вы хотели бы получать сведения о влиянии радиации на здоровье?" были получены следующие ответы: наибольшим доверием пользуются ученые-специалисты (.75%), затем примерно в равной степени (43-46%) местные врачи, органы Роспотребнадзора и учителя, наименьшим доверием пользуются власти и СМИ (по 30%).

Результаты опроса должны обеспокоить власти, особенно на местном и региональном уровнях.

Нужды и потребности населения, проживающего на загрязненных территориях, которые выявлены в ходе настоящего исследования, должны быть учтены представителями органов власти на местах и доведены до сведения властей, принимающих решения, т. е. регионального и центрального уровней. На наш взгляд, самое важное и первостепенное, на что должны обратить внимание представители властей всех рангов, это принятие мер по нормализации социально-психологического климата на местах. Для этого нужны воля и стремление властей создать для жителей условия достойного проживания на этих территориях.

Решение этих вопросов поможет населению подойти к мысли о приемлемости существующих уровней радиационного риска и, в конечном итоге, способствовать реабилитации этих зон экологического неблагополучия.