(Род. 1 февраля 1955 г. )
Родился в г. Петропавловск-на-Камчатке.
1972 - 1977 гг. обучался на художественно-графическом факультете Орловского педагогического института (преподаватели А.И. Курнаков и Г.В. Дышленко).
1980 г. прошел повышение квалификации в Московском художественном училище.
1995 г. - член Союза художников России.
1979-1997 гг. — преподаватель Брянского художественного училища.
1997-2004 гг. — преподаватель детской школы искусств № 1 им. Т.П. Николаевой г. Брянска.
С 2004 г. преподаватель Глинищевской детской школы искусств.
В выставках участвует с 1977 года.
1995,1996, 2000 гг. — международные выставки в Германии.
Персональные выставки: 1998 г. (г.Брянск)
Работы находятся в частных коллекциях России и за рубежом (Южная Корея, Польша, Германия, Франции и др.)
В творчестве Александра Астахова, прежде всего, следует отметить обилие жанров, тем, художественных приемов и стилистических особенностей. И еще одна черта, которую невозможно не заметить: автор обладает незаурядным даром импровизатора - умением стилизовать свой изобразительный почерк под ту, или иную живописную манеру, под разные направления в искусстве. Значительную часть живописных произведений, составляют жанровые композиции. Их тематическая направленность достаточно разнообразна - от исторических, сделанных по социальному заказу, и натурно-реалистических, до романтических, с уклоном в символику. Есть работы и авангардного плана. Общее для портретов: нейтральные фон, который не отвлекает от основного, акцентировки на внутреннем "содержании" моделей и точная психологическая характеристика. Неприметное движение, запоминающаяся деталь, характерный "штрих" и образ обретают неповторимость, получают свое прочтение.
Среди пейзажей ведущее место занимает пейзаж лирический. В последнее время преобладают камерные работы небольших форматов. Тепло вносят незначительные, удачно найденные фрагменты: следы на снегу, полузатопленный остов лодки, просека в осеннем лесу, речная заводь... О своей графике автор отзывается так: "Графика - это моя душа". Она составляет весьма обширную и выразительную страницу его творчества.
Работает он или с чистой акварелью по-сырому, что дает неожиданные цветовые растяжки, или в смешанной технике, но опять-таки с превалированием первой. Охватить его графику даже беглым взглядом не представляется возможным, слишком много тем и сюжетов занимает автора, да и количественный состав перешагнул несколько сотен листов. Объединяет его оригинальную графику образная раскованность, щедрая метафоричность, свобода "игры" линий, цветовых пятен и красочных "потеков"...
Холсты жанрового содержания (отметим, что и начинал он как жанрист), за непритязательными сюжетами которых скрываются доброе отношение к героям и непредвзятость их чувств: «В гости» (1986г.). Морозный вечер. Отстранение серебрится лунный серп. По пустынной заснеженной улице спешит молодая семья. Фигуры родителей и детские лица «утепляют» композицию. И как отражение их внутреннего состояния - уют и тепло, исходящие от светящихся вдали окон многоэтажек. «У Свенского монастыря» (1996г.). На холме возвышаются величественные объемы древнерусских храмов, а на ближнем плане, на берегу реки, летающий под напором детских рук мяч. Он-то и дает определенный заряд образу. Ощущение истории и современности. С ними по своему перекликаются полотна «Детство» (1990г.) и «Благовещение» (1996г.). В каждом - очень личностное отношение к миру, действительности, близкому и далекому...
Как всегда запоминаются его портреты. За каждым - характер, личность, образ. Необычной изобразительной трактовкой некоторый эпатаж у зрителя вызовет автопортрет (1999г.), задумчивой мечтательностью привлечет внимание портрет студентки (1989г.); в «Старике» (1990 г.) показан уставший от жизни человек, он погружен в себя, но вряд ли его волнуют какие-либо мысли... В натюрмортах художник точно наслаждается материальностью, многообразием натурных форм. В одних работах кисть импульсивна и раскована -( «Вечерний натюрморт» (1995г.), изображенное словно истекает обилием жизнетворных сил и красок - здесь уместно провести аналогию с полотнами участников объединения «Бубновый валет», такими как И. Машков, А. Куприн и др., в других - живопись сдержанна и «дисциплинированна», композиции уравновешенны, впечатление «правильности» и покоя, строгого порядка («Натюрморт с дыней», 1982г., «Бабушкины вещи», 1992г.).
Композиция «Юность» (1997г.) явно связана с модерном. Фрагментарность, сюжетная недосказанность, более насыщенные, чем в действительности, краски. В изображении девочки-девушки и в том, что ее окружает: в волшебном мерцании одуванчиков, фантастическом оперении райских птиц, в изогнутом «движении» стеблей травы - воплотились мечта и реальность, сказочность и ожидание чуда. Последние холсты и картоны заставляют по иному взглянуть на его творчество, ощутить его подвижность. Автор все более независим от натуры, работа над формой отходит на второй план, а первое место, по словам художника, теперь занимает «путешествие по лабиринтам подсознательного». За этим высказыванием «прячется» классическая аксиома авангарда.Но, на вопрос, какой «изм» ему ближе, Астахов отвечает: «Никакой. Люблю Брюллова и Иванова, Репина и Сурикова, но, наверное, неважно как ты пишешь, важнее то, что находится в основе твоего образа».Эти произведения можно назвать образно-эмпирическими. Среди них встречаются работы, где преобладает позитивное начало, а есть композиции, в которых верх берет чувственное «содержание». К первым следует отнести «Леду» (1997 г.) и «Взгляд» (1998 г.), для которых характерны символика, миф, экспрессивная выразительность рисунка. Внешнее натурное решение воспринимается отголоском той самой, скрытой от непосвященных жизнью души. Во-вторых - чувственность, всплеск эмоций «поглощают» изобразительные детали, они только намечаются, а то и отсутствуют совсем. Эти работы вызывают неоднозначность их понимания. Один и тот же образ или сюжет могут нести различные прочтения. «Бабочка» (1998 г.), например, - ее полет исполнен изящества и... тревоги. «Старик и море» (1997 г.). Переливы цвета и света, «наплывы» красочных градаций, извивы волн, искрящееся мерцание бликов и рефлексов... Автор: «Я родился на берегу океана. Для меня это не просто водная поверхность, это и мои чувства и переживания, и многое другое, что не дано выразить словами». «Летучий голландец» (1995 г.). В красновато-бледном мареве словно тают расплывчатые очертания парусника, которого, может быть, и нет в действительности, но который мы угадываем чувственным наитием. Таинство и мистификация отличают композицию «На неведомых дорожках» (1999 г.). Из-за оголенных ветвей дерева и сквозь ледяные разводы на оконном стекле неотступно, как наваждение, следят за зрителем огромные немигающие кошачьи глаза. В «Пространстве» (1998 г.) «хаотичное» слияние различных субстанций, цвета и почти гравированных линий, создает свою гармонию и свою неожиданную прелесть.
Столь же нова и графика Астахова. Рисунок пером и тушью он строит теперь на сочетании белого фона бумаги, отдельных изящных линий, штрихов и пятен. Кажется, что сделано просто, даже несколько небрежно, но в этом и заключается мастерство.В пейзажных акварелях по-сырому автор отталкивается от первого импульса, старается уловить сиюминутное. «Объект моего внимания, - рассказывает художник, - борьба со скоротечностью времени, остановленное мгновение. Надо использовать красочную палитру во всем ее многообразии». И он умеет это делать. Если в одних листах цветовые отношения контрастны, напряжены («Пальмы», 1997 г.), то в других - они как будто растворены в полупрозрачной завесе тумана, которая придает натурному мотиву ощущение нереальности происходящего. Так в композиции «Дагестан» (1997 г.) горные хребты и сопки словно теряют материальность и плывут в утренней дымке охлажденного воздуха.
При обращении к работам Александра Астахова, сравнивая их, приходишь к выводу о непредсказуемости его натуры, неожиданности изобразительных устремлений, постоянном обновлении тем, сюжетов, стилистических приемов. Наверное, это как раз та черта, которая неотделима от творчества настоящего художника.
В. Рысюков, искусствовед, член Союза художников России
ЛИТЕРАТУРА
- Астахов Александр Петрович. — Текст электронный // Брянское отделение Всероссийской творческой общественной организации Союз художников России : [сайт]. — URL: http://shr.brn.muzkult.ru/jivopis-1 (дата обращения 25.07.2023).
- Брянская организация Союза художников России : [художественный альбом к 50-летию Организации] / авт. текстов и сост. О.И. Резникова. - Брянск. - Калининград, 2011. – С. 202
- Рысюков, В. Александр Астахов. Живопись. Графика : буклет / В. Рысюков. – Брянск, [б.г.].
- Шкроб, А. Восток и Запад брянского художника / А. Шкроб // Брянский рабочий. — 1999.— № 21 (30 января).— С. 4.— То же: Электронная библиотека БОНУБ : [сайт].- URL: http://elib.libryansk.ru/elib/periodika/br_rab_1999_21.pdf (дата обращения 30.07.2023)