Борис Петрович Шавырин

(1901-1961)

Борис Петрович Шавырин в истории проектно-строительного дела Брянска занимает особое место. Первый главный городской архитектор, организатор и создатель первых послевоенных проектных организаций города, автор ряда зданий, украшающих центр Брянска, и книг о градостроительстве, руководитель послевоенного восстановления разрушенного войной города, наставник первых брянских архитекторов, депутат трех созывов городского Совета... К сожалению, имя архитектора Шавырина сегодня в значительной степени незаслуженно забыто. Память о зодчем, отдавшем всю свою жизнь творческой и организаторской работе на Брянской земле, не должна угаснуть.

Б.П. Шавырин родился в 1901 году в Дятькове в купеческой семье. После смерти отца в 1908 году жил некоторое время у старшего брата под Ленинградом, а потом вновь возвратился в Дятьково. В 1919 г. поступил в Брянское механико-техническое училище (впоследствии – строительный техникум). Продолжил обучение в Ивановском политехническом институте, а через год, в 1924 г., поступил на архитектурный факультет Московского высшего художественного института (ВХУТЕИН-ВХУТЕМАС).

Нельзя не сказать о значении первого высшего художественного учебного заведения советского государства. С реорганизацией всей системы художественного образования (1917 г.) во многих городах были созданы учебные заведения нового типа – свободные государственные художественные мастерские (СГХМ), где каждому студенту предоставлялось право учиться в мастерской избранного им руководителя, участвовать в органах управления.

У нас нет точных сведений об учителях будущего архитектора. Но в конце 1920-х гг. на архитектурном факультете ВХУТЕИНА преподавали легендарные учителя – А.В. Щусев, Н.А. Ладовский, И.А. Голосов, К.С. Мельников, В.В. Кандинский, Д.Н. Кардовский, Л.М. Лисицкий, А.М.  Родченко, В.Е. Татлин, В.А. Фаворский. Архитектурный факультет возглавлял академик И.В. Жолтовский. Нет сомнений, что Б.П. Шавырин получал образование «из рук» великих мастеров, имена которых стали гордостью советского и мирового искусства.

В 1929 г. молодой архитектор возвращается в Дятьково, где начинает работу с должности главного городского архитектора, затем руководит конторой «Запстройтреста», УКСом хрустального завода. В 1937 г. Б.П. Шавырин назначается главным архитектором г. Брянска. С началом Великой Отечественной войны он находился в Брянске, где руководил службой убежищ и укрытий. После двух лет эвакуации (г. Усть-Катав) в 1944 году архитектор возвращается в Брянск для руководства работой по восстановлению разрушенного войной города.

Героическая работа городских организаций и всего населения города заслуживает отдельного разговора. Начинать эту работу пришлось почти с нуля. К 1946 году в городе было всего две «гражданские» строительные организации (кроме стройотдела ХОЗО УНКВД) – тресты «Брянскпромстрой» и «Горремстрой» с общей численностью рабочих 440 человек. Остро ощущался дефицит строительных кадров. Работа по реализации постановления обкома ВКП(б) от 28.11.45 г. по восстановлению Брянска велась с большим трудом. Повседневный контроль за выполнением всех восстановительных работ осуществляло областное управление архитектуры во главе с Б.П. Шавыриным. Важно было обеспечить все строительные работы технической документацией, но подготовленных кадров для проектной работы также не было. В 1946-1948 годах на общем контроле городского архитектора находилось более 50 объектов капитального жилого, коммунального и административного строительства и ремонта. В их числе наиболее ответственные – драмтеатр (непосредственный контроль за ходом работ осуществлял Б.П. Шавырин), строительство здания областного комитета ВКП(б) – по авторскому проекту Б.П. Шавырина, кинотеатр «Октябрь», здание цирка, дом народного творчества…

Велика роль главного архитектора и в формировании коллектива про­фессиональных архитекторов, в становлении проектного дела. В 1943-1946 годах формируется архитектурно-планировочная мастерская «Брянскархпроект», для руководства которой Б.П. Шавырин приглашает М.С. Розовского. Из Гипрогора приезжают в Брянск архитекторы А.Э. Фридман и З.И. Озерова, несколько позднее в составе «Брянскархпроекта» начинают работать молодые выпускники столичных архитектурных вузов – А.А. Саломахин, В.Н. Городков и Н.В. Куспак. Совершенствуются в профессиональном мастерстве и местные кадры – А.И. Гуров, Г.А. Гвоздиков, Р.В. Рейшер, А.Е. Певцов.

Огромная организаторская работа главного архитектора отнимала значительную часть времени у архитектора. Но именно в эти годы Шавырин реализует свои авторские проекты. Мы уже упомянули здание областного комитета ВКП(б) (ныне областная дума). Кроме того, это жилые дома УВД по ул. Фокина, жилой дом по ул. Горького и К. Маркса и другие. Архитектура этих построек подтверждает несомненный талант их создателя, глубокое понимание им архитектурной классики. Внешняя архитектура административного здания обкома ВКП(б) воскрешает традиции русского классицизма первой трети XIX века. Главный фасад здания, обращенный к площади, выполнен близко к классическим образцам. Его центр выделяется традиционным портиком над главным входом с шестью коринфскими колоннами, который придает зданию общественный, представительный характер. Постройка здания продолжила формирование одной из центральных площадей города – им. К.Маркса (б. Красная).

Интересна интерпретация идеи постройки детского сада по ул. Октябрьской. Но, мало кто знает теперь, что первоначальное предназначение этого здания – коттедж руководителя областной парторганизации А.Н. Егорова. Небольшое здание, расположенное в глубине от красной линии улицы, пленяет своей интимностью и человечной архитектурой.

Еще одна интересная работа архитектора – жилой дом по ул. Фокина. Расположенный на крутом склоне улицы среди старой застройки, он удачно вписан в историческую среду. Главный вход в здание подчеркнут балконом второго этажа и аттиковым завершением поля стены выше уровня венчающего карниза. Это здание – хороший поучительный пример современным зодчим, которые, стремясь реализовать свои честолюбивые планы, часто уродуют исторически сложившуюся архитектурную среду города.

В конце 1940-х гг. Шавырин разрабатывает типовые проекты одноэтажных жилых домов, что при острой нехватке жилья помогло в короткие сроки решить проблему переселения жителей города из землянок и подвалов.

Б.П. Шавырин обладал не только талантом зодчего, но был широко эрудированным человеком. Знал, ценил и практически всю свою жизнь любил театр. С 1920-х гг. являясь сотрудником газеты «Брянский рабочий», постоянно публиковал рецензии на театральные постановки. Обладая актерским мастерством (еще студентом в Москве учился в театральной школе у В.Э. Меерхольда), участвовал в театральных спектаклях, оформлял спектакли как художник-постановщик, создавал эскизы постановок и костюмов. По стопам деда пошла внучка архитектора – Татьяна Игоревна Котова, работающая ныне заведующей труппой Брянского театра драмы им. А.К. Толстого.

Б.П. Шавырин – автор первых книг о Брянске (1946, 1955 гг., в соавторстве с писателем, журналистом В.К. Соколовым), о застройке и перспективах градостроительного развития.

Хочется верить, что придут времена, когда благодарные жители города осознают необходимость увековечения памяти первого главного архитектора Брянска, и на одном из его зданий будет открыта мемориальная доска.