Брянщина поэтическая

Л.Л. Семенищенкова

Характеризуя поэзию в брянской литературе XX века, нужно преж­де всего назвать имена Н.И. Рыленкова и Н.М. Грибачева, творче­ство которых стало хрестоматийным.

Николай Иванович Рыленков (1909-1969) родился в деревне Алексеевке Рославльского уезда Смоленской губернии в крестьянс­кой семье. Учился в селе Тюнине (ныне Рогнединского района Брян­ской области). Среднюю школу Н.И. Рыленков закончил в г. Рославле, после чего работал учителем, председателем сельского Совета. Окончил отделение языка и литературы Смоленского педагогическо­го института. Работал в редакции смоленской областной газеты "Рабочий путь", в смоленском областном издательстве. Н.И. Рыленков - участник Великой Отечественной войны. Первые стихи были опуб­ликованы в 1926 году; в 1933 году в Смоленске вышел первый поэтический сборник Н.И. Рыленкова "Мои герои". Широкую извес­тность стихи Н.И. Рыленкова получили в 40-50-е годы, а наиболее плодотворными оказались 60-е. В этот период выходят в свет его сборники: "Корни и листья" (1960), "Жажда" (1961), "Рябиновый свет" (1962), "Пятое время года" (1965), "Снежница" (1968). Н.И. Рыленкову принадлежат и прозаические произведения: о русской де­ревне - "Сказка моего детства", "Волшебная книга", о событиях Ве­ликой Отечественной войны - "Великая Росстань", а также истори­ческая повесть "На старой Смоленской дороге". Важнейшая тема лирики Н.И. Рыленкова - "человек и природа". Через многие его стихи проходит мотив весеннего обновления. Ему наиболее близок человек села, сила которого — в связи с родной землей. Отсюда сквоз­ные образы сева, человека - сеятеля, пахаря, хлебороба. Поэт против неразумного обращения с природными богатствами; человеческая душа, любовь должны определять эти отношения. Человек должен быть в природе учеником, она поможет ему разгадывать тайну жизни:

О таинства великие природы,
Вникать в их смысл нам велено судьбой.
Когда виски посеребрили годы
И ты познал изменчивость погоды, -
Нет выше счастья, чем увидеть всходы
На ниве, что засеяна тобой!

Главным в творчестве Н.И. Рыленкова всегда был человек. В своей автобиографии в 1958 году поэт писал: "Большое место в моей работе всегда занимала лирика, в том числе и пейзажная лирика, но пейзажистом я себя никогда не считал и не считаю. Еще в юности мне запали в душу замечательные слова Бунина:

Нет, не пейзаж влечет меня,
Не краски жадный взор подметит,
А то, что в этих красках светит:
Любовь и радость бытия.

В своей лирике я, в меру моих сил и возможностей, старался выразить именно эту "любовь и радость бытия" моих современников, людей труда, показать все богатство их внутреннего мира". С.Конен­ков образно и точно охарактеризовал талант Н.И. Рыленкова: "Сти­хи Рыленкова - не шумный водопад. Лучше всего сравнить их с чистыми ключами, прозрачной родниковой водой... Ароматом хлеба ржаного, родных нив и дубрав пронизана для меня и вся поэзия Николая Рыленкова". Действительно, поэт пронес через всю жизнь привязанность к родной земле, уважение к духовно-нравственному опыту своего народа - главному богатству родного края. В 1968 году он написал:

Я вкус подсохшей хлебной корки
В вас ощущаю каждый миг,
Пословицы и поговорки,
Заветы прадедов моих.

Они вас замесили круто,
Чем край благословил родной.
Вы правда их, и потому-то
Питательны, как хлеб ржаной.

В селе Тюнино чтят память о замечательном русском поэте. В школе, где он учился, создан Музей Н.И. Рыленкова, на тюнинской земле проходят ежегодные поэтические праздники. Рыленковскую премию получают лучшие поэты Брянщины.

Николай Матвеевич Грибачев (1910-1992) родился и провел дет­ство в селе Лопушь Выгоничского района Брянской области. О влия­нии впечатлений детства на своё творчество Н.М. Грибачев сказал так: "Любовь к отчему краю для человека, как и для птицы, - это главная любовь. Всю жизнь он возвращается к нему. Естественно, что и я посвятил и посвящаю Брянщине, её людям и её природе немало стихотворений, рассказов, статей и очерков..." Будучи извест­ным поэтом и общественным деятелем, Н.М. Грибачев постоянно стремился побывать на родине.

В 1917 году он был определен в трехлетнюю церковноприходс­кую школу. Продолжал школьное образование будущий поэт после длительного перерыва в школе крестьянской молодежи, которая была открыта в соседнем селе Мякишеве. Закончив школу, Н.М. Грибачев становится активным комсомольцем в своем селе, пишет заметки о жизни крестьян в брянской областной газете "Наша деревня". Имен­но в этой газете в 1927 году были опубликованы его первые стихот­ворения. Потом учился в Брасовском гидромелиоративном техни­куме. Это было время увлечения философией и литературой, форми­рования литературного вкуса. По окончании техникума в 1930 году молодой специалист едет по распределению в Карелию, где работает в строительных и мелиоративно-изыскательных бригадах. Страстное увлечение литературой с детских лет влекло Н.М. Грибачева к писа­тельскому труду. В 1934 году он пишет свою первую поэму "Конец рода" о социалистическом строительстве в Карелии. Его посылают делегатом от Карельской писательской организации на Первый съезд советских писателей (1934 г.). В 1935 году выходит первая книга стихов Н.М. Грибачева "Северо-Запад". Он переезжает в Смоленск, где с 1936 по 1941 год работает в газете "Рабочий путь".

Большим испытанием для Н.М. Грибачева, как и для всего со­ветского народа, стала Великая Отечественная война. Он был в дей­ствующей армии: командовал взводом, затем саперным батальоном. Стихи военного времени отражают патриотический порыв граждани­на своей страны, они вошли в сборник поэта "По дорогам войны" (1945). Тема войны представлена и в других сборниках Н.М. Гриба­чева: "Стрелка секундомера", "И песня звёзд", "Секунды, дни, годы", "Да не умрет" и других книгах. О событиях военного времени им написаны рассказы и новеллы.

За время войны Н.М. Грибачёв побывал в Польше, Румынии, Бол­гарии, Германии, но никогда его не покидала мысль о родине, и в первый послевоенный отпуск он приехал в Лопушь. Уважение к землякам, их самоотверженному труду, вера в силы людей стали им­пульсом к созданию поэм "Колхоз "Большевик" (1947) и "Весна в "Победе" (1947). Поэмы были отмечены Государственными премия­ми. Родные места вдохновили поэта и на создание книг "Десна-кра­савица", "Дорогие земляки", "Августовские звезды". Много сил Н.М. Грибачёв отдаёт журнальной работе. В течение сорока лет (с 1950 по 1990 гг.) он является редактором журнала "Советский Союз", пред­ставляющий нашу страну за рубежом. Будучи редактором журнала, он много путешествует и свои впечатления отражает в творчестве. За книгу "Лицом к лицу с Америкой" он получает Ленинскую пре­мию. Н.М. Грибачёв был поэтом своего времени. В его книгах много социальных мотивов, его отличает чёткая гражданская позиция, пре­клонение перед народной правдой и вера в будущее, которая подкреп­лялась знанием народного характера, судеб своих земляков-труже­ников. Он сам чувствовал себя одним из них.

И я, покамест смерть не погасила
В моих глазах последнюю звезду, -
Я твой солдат, твоих приказов жду.
Веди меня, Советская Россия,
На труд, на смерть, на подвиг - я иду!

Значительное влияние на поэзию Брянщины оказал Илья Анд­реевич Швец (1917-1991). "Зачинателем и радетелем послевоенной брянской литературы" назвал И.А. Швеца брянский литературовед В.П. Парыгин. Принятый в 1958 году в Союз писателей России, И.А. Швец пятнадцать лет руководил литературным объединением "Молот", многие брянские писатели благодарны ему за наставниче­ство в литературном творчестве. О его поэзии писали Н. Грибачев, Е. Дронников, М. Лисянский, Л. Мирошин, О.Самочатова и др. Внимание критиков привлекали разные жанры в творчестве нашего земля­ка, а в представлении большинства читателей он остаётся прежде всего поэтом, автором стихотворений, получивших широкую извест­ность, как, например, стихотворение "Наш Брянск", строчки из кото­рого стали поэтическим гимном Брянску:

Нашим городом можно гордиться -
красотою его и судьбой.
Он по паспорту старше столицы,
а по виду - совсем молодой.
А когда полыхала планета,
город вышел на битву с врагом…
Партизанская площадь согрета
и цветами, и Вечным огнем...

Лучшие книги И.А. Швеца - "Над Десной" (1954), "В краю ле­генд" (1960), "Трубка мира" (1961), "Будимир" (1962), "Любовь и подвиг" (1965), "Жаворонки" (1968), "Зелёные пожары" (1970), "Ра­кеты и сердца" (1974), "Голубой поворот" (1975), "Вечерняя дорога" (1990). Главные темы его лирики - война, родной край, любовь. "Стихи Ильи Андреевича Швеца - большая и единая песня о приро­де и людях родного края", - писал В.П. Парыгин. К землякам обра­щены строчки поэта: "С вами я душой богаче, // С вами - // Труд­ное легко..." И.А. Швец оказался из тех учителей в литературе, которые при жизни не получают высоких наград, для которых выс­шей наградой всегда остается признание читателей. Поэт имел право написать о себе и о своем поколении:

У Волги, на ветрах смертей,
держали трудный мы экзамен
перед страной,
планетой всей,
перед грядущими веками.

И выдержали.
И неплохо.
И больше сделаем ещё.
И опирается эпоха
на наше крепкое плечо.

Наставничество в литературе, как и в любом деле, необходимо для творческого роста. Многие брянские писатели благодарны заме­чательному поэту Виктору Сергеевичу Козыреву (1940-2001). Его наставником был Н.И. Рыленков. Он заметил дарование B.C. Козы­рева и поместил цикл его стихотворений в коллективном сборнике "Приднепровье", а потом помог ему подготовить к изданию первую г, поэтическую книгу "Свет Родины" (1965), написал к ней предисло­вие. Характеризуя сборники B.C. Козырева и циклы его стихотворений разных лет, рецензенты отмечали национальный характер его с поэзии, историзм мышления и чувствования поэта, о понимании им народного характера. Организатор трубчевского литературного объединения, после переезда в Брянск он работал руководителем Бюро пропаганды художественной литературы при Брянской областной писательской организации СП России, в 1999-2000 г.г. возглавлял Брянскую областную писательскую организацию.

Современная поэзия на Брянщине представлена творчеством ав­торов старшего, среднего и молодого поколения. Поэты старшего поколения: В.Д. Динабургский, B.C. Козырев, С.П. Кузькин, Е.П. Кузин, А.Г. Мехедов, А.В. Малахов, Б.И. Непомнящий, И.М. Радченко, И.А. Швец, М.С. Юницкая, А.К. Якушенко и др. Среднее поколение: Н.И. Алексеенков, Н.Ф. Афонина, Л.С. Ашеко, А.А. Гилев, М.В. Де­нисова, Ж.А. Зарубина, Н.И. Ивакин, Ю.И. Кравцов, В.А. Крисанова, И.Б. Непомнящий, Н.И. Поснов, В.В. Потапов, П.И. Прагин, В.Е. Сорочкин, Н.В. Тимченко и др. Из молодых авторов читатели уже знают имена О.В.Гориславской, О.С. Грек, Г.А. Карташовой, И.В. Пенюковой и др. Поэтов у нас больше, чем прозаиков. У каждого автора - свой индивидуальный стиль, свои темы, свои художествен­ные ориентиры в творчестве. В то же время в брянской поэзии есть темы приоритетные, "магистральные" линии развития.

У поэтов старшего и среднего поколения одной из ведущих явля­ется тема Великой Отечественной войны, шире - "поэзия памяти". "Мое богатство - в памяти моей..." - так мог бы сказать не только автор этих строк, Л.А. Мирошин. Кажется, у нас нет автора, который бы не прикоснулся поэтической строкой к этой теме. Это проникно­венная, взволнованная, глубоко патриотическая поэзия о подвиге на фронте и в тылу, о военном детстве, о послевоенных трудностях.

Окликаю друзей,
окликаю друзей!
Сталинградцев зову,
белгородцев!
Безответное эхо
затерянных дней
веет холодом старых колодцев.
За разрывами мин,
за потерями -
жизнь!
За Победой -
бессмертие мнилось!
Были шрамы
надежнее всяческих виз,
и надеждой глаза светились!

окликаю друзей,
окликаю друзей,
тех, что помню
под небом багровым!.. –
Из-за настежь распахнутых
скорбных дверей
отзываются вдовы...

(В.Д. Динабургский. "Окликаю друзей...")

В целом такая поэзия - пример начинающим, молодым авторам в том, как ощущение родственной связи с судьбой народной является показателем высокого уровня зрелости поэтической личности. Не­просто написать такие строчки: "Я последний солдат Второй миро­вой, // ощущаю солдатские души..." (В.Д. Динабургский. "Я после­дний солдат..."). Или: "Все дальше от войны уходим, // Но в памя­ти она всегда. // Нам снятся выжженные годы // И выжженные города" (И.А. Швец. "Все дальше от войны уходим..."). "Что пролил кровь на бранном поле, // Что чуть живой пришел к своим. // Вот почему любил до боли // Жизнь, за которую стоим" (Л.А. Мирошин. "И вслух, но чаще втихомолку..."). А вот строчки поэта другого поколения: "Нет отца. Поколенье уходит, // Что с лихвою хлебнуло войны... // Но в горячей крови нашей бродят // Их суровые будни и сны" (В.В. Потапов. "Памяти отца").

Другая, очевидно приоритетная тема в нашей поэзии, - тема "ма­лой родины". Выражение привязанности к отчим местам, земле, где родился. "Милая моя родина - // Родинка на ладони. // Улицей Детства бродим мы, // В Памяти-речке тонем" (К.В. Асеева. "Милая моя родина").

Я так люблю свою деревню,
Когда деревья пьют закат,
Когда уже колодцы дремлют
У призадумавшихся хат

И старики, присев на брёвна,
Ведут степенный разговор
О конопле - густой, ядрёной,
И о луне, плывущей в бор.

Я тоже рядом с ними сяду,
Под говор плавный помолчу.
И сердце будет очень складно
Невольно вторить дергачу.

(Е.П. Кузин. "Я так люблю свою деревню")

Много стихотворений у брянских авторов, в которых выражен сочувствие судьбе российской деревни. "Деревни умирают, точно мамонты, // А отчего, - кто знает на Руси... // Вдруг просыпаюсь ночью в страхе: мама там... // И хочется бежать, кричать, спасти " (М.М. Атаманенко. "Деревни умирают..."). В эту тему органично вписывается тема матери, отца, детства: "Верно, есть у нас металл в характере, // Но за нашу главную черту // Поклонитесь, люди, русской матери, // Выстрадавшей в детях доброту" (А.Г. Мехедов. "Вижу, вижу, как босыми пятками..."). Образ "малой родины" мыслится ча­стью большой России: "Ты, Россия, единственный дом, // Где в дос­татке и неба, и солнца! // Красной горницей Брянщина в нем // Для меня навсегда остаётся" (В.П. Соловский. "Песня"); "И жуй от деда каравай - // В нем наша сила... // Да дверь плотнее закры­вай, // Как за Россией" (В.П. Макукин. "Перешагнув порог род. ной..."); "И чем ты гордишься? - спросили. - // В провинции разве житьё?.. - // Живу посредине России, // У самого сердца её" (М.М. Атаманенко. "Живу посредине России"). Россыпи поэтических нахо­док в стихотворениях о "малой родине" у таких поэтов, как М.М. Атаманенко, Н.Н. Денисов, B.C. Козырев, Ю.И. Кравцов, Е.П. Кузин, С.П. Кузькин, Л.А. Мирошин, Н.И. ПосновИ.А. Швец, У.Т. Шереметьев, А.В. Малахов, А.Г. Мехедов, В.В. Потапов, В.И. Селезнев и др.

Третья тема, традиционная в нашей поэзии - родная природа. "Свет проселка. Облаков громада. // Березняк. Ромашка на меже... // Боже мой, иного и не надо // Русской неприкаянной душе!" (А.Л. Буряченко. "Родина неяркая твоя"). В этой теме, как и в других, творчество брянских поэтов - Н.И. Алексеенкова, В.Д. Динабургского, Е.П. Кузина, Ю.С. Фатнева, И.А. Швеца, М.С. Юницкой, А.К. Якушенко и др. - органично вписываются в контекст общероссийс­кой реалистической поэзии. Мир природы для поэта - источник вдох­новения и импульс к философским размышлениям о смысле бытия, он представляет вечные образцы гармонии и красоты, к которым тянется сердце человека. И в этой традиционной теме наша поэзия достаточно многолика. Потребность в общении с природой пробуж­дает поэзия Ю.И. Кравцова ("Алешкино солнце", "Мечта", "Сосед"); ощущением полноты жизни веет от пейзажных зарисовок И.М. Радченко, в которых "красуется" "мудрое единство Солнца, Человека и Земли" ("Мудрое единство", "После грозы"); философски осмыслена игра света и тени в поэтических картинах художника и поэта В.В. Потапова ("Зимний путь", "Свет небесный"). В общем пространстве брянского поэтического пейзажа есть свои вершины и художествен­ные просчеты. Замечательны психологические пейзажи Л.С. Ашеко, близок народному восприятию природы пейзаж в стихотворениях Д.Г. Мехедова, философичны пейзажные зарисовки В.Е. Сорочкина, особенной плотностью мыслечувствования отличается пейзаж Б.И. Непомнящего:

Бесшумно, ветрено, светло,
И всё до мелочи пустяшной
Как бы чертою карандашной
Сырое утро обвело.
Куда ни обращаю взор –
Везде осеннее пространство,
Уже лишенное убранства,
Преобразовано в простор.
И птицы угловатый взлёт
В подвижном холоде осеннем
Как бы четвёртым измереньем
Непредсказуемо живёт.

Лев Озеров так характеризовал поэзию Б.И. Непомнящего: "Гус­то написано, ёмко написано. У Бориса Непомнящего находим то, что Юрий Тынянов называл "теснотой стихового ряда". Сгустившийся и жаждущий осмысления жизненный опыт. Всё напряженно сложно и всё освобождающе просто. Содержательность текста и подтекста - и одновременно лёгкая до прозрачности словесная живопись, в боль­шинстве случаев акварель".

Что касается пейзажной лирики, то в поэтических подборках на­ших поэтов много стихотворений прекрасных, являющих собой об­разцы поэтического мастерства.

В брянской поэзии убедительно представлена лирика, отражаю­щая сложный внутренний мир нашего современника. Брянская по­эзия в лучших образцах психологична. Драматичен, беспокоен внут­ренний мир Ж.А. Зарубиной. Привлекает открытостью подчас до­вольно жесткий диалог с самим собой Н.И. Ивакина. Романтически приподняты лирические откровения А.А. Гилева. Как единый цикл воспринимаются стихотворения Н.Ф. Афониной, которая воссоздает самочувствие современной женщины, стремящейся вырваться из пле­на текущих забот к осуществлению своего духовного предназначе­ния. Замечательна лирика В.А. Крисановой. Переживания её лири­ческого героя пронизаны возвышающим читателя пафосом, во всём чувствуется любовь к русскому слову.

Характерна в брянской поэзии ностальгическая тональность, свя­занная с размышлениями о скоротечности жизни, воспоминаниями об ушедшей молодости. Это стихотворения Н.И. Алексеенкова, К.В. Асеевой, Н.Ф. Афониной, В.И. Маслова и др. В творчестве К.В. Асе­евой, Н.Ф. Афониной, Н.В. Тимченко, В.А. Крисановой последова­тельно находит осмысление тема любви. Наиболее интересные цик­лы в этой теме создали М.В. Денисова (сборник "Без гнева и при­страстия") и В.Е. Сорочкин (книга "Завтра и вчера"). В их любовной лирике взаимоотношения мужчины и женщины не примитивны, они сложны и высокодуховны. Это пример концептуальной поэзии.

Убедительна в нашей поэзии гражданская лирика. Практически у каждого автора есть стихотворения-отклики на происходящие се­годня события в стране и мире. Причем гражданственность свой­ственна не только поэтам среднего и старшего поколения, но и моло­дым, начинающим. Есть православно-духовная поэзия по смыслу и характеру образности, например, И.В. Пенюковой. Экспериментирует со словом Г.А. Карташова. Разнообразие художественных поисков молодых хорошо представляет серия книг "Дебют", выпущенная в издательстве "Брянск сегодня" в 2002 году. Благодаря этому изда­нию, читатели смогли познакомиться с поэзией Г. А. Карташовой ("За­кон всемирного совпадения"), Ж.А. Зарубиной ("Зеленые зимы"), И.В. Пенюковой ("Славянский крест") и др.

В брянской поэзии каждый читатель найдет себе автора "по душе". В последние годы растет интерес к поэтическому наследию Николая Ивановича Поснова. Лауреат Всероссийской премии имени Ф.И. Тют­чева "Русский путь", Н.И. Поснов - автор поэтических книг "Гроздь", "О любви и печали", "Предчувствие", "Синие холмы", "Утоли мои пе­чали" и др. За поэмы "Летословцы", "...И слышу голоса", "Роман Брянский" и стихотворения патриотического звучания в 2001 году ему присуждена Международная премия имени К. Симонова с вруче­нием Золотой медали.

У нас много поэтов непохожих, со своей концепцией мира и чело­века. Не всё в творчестве брянских поэтов художественно равноцен­но. У каждого своя литературная судьба, в которой есть периоды творческого взлёта и неудач, находки и просчёты. К сожалению, ли­тературная критика на Брянщине отстаёт от современного литера­турного движения и не успевает сориентировать учителя в огромном потоке публикаций. Современный учитель должен иметь хорошо раз­витый художественный вкус, чтобы отличать истинное от ложного; высокое, духовное от низкого, пошлого, безнравственного.

Из поэтов старшего поколения особого внимания заслуживает поэзия Александра Георгиевича Мехедова. А.Г. Мехедов - член Союза писателей России, член Союза журналистов, лауреат Всерос­сийской премии имени Ф.И. Тютчева "Русский путь", лауреат литературной премии имени А.К. Толстого "Серебряная лира" и премии имени Н.И. Рыленкова. Живет в г. Карачеве. Присуждение таких премий - свидетельство признания таланта своими соотечественни­ками. А.Г. Мехедов - автор поэтических книг "Вехи судьбы", "После январских метелей", "Водораздел", "Ждет земля воскресенья" и дру­гих. Последняя книга - "Звезда в небесном чертеже" (Белые Берега, 2007). Лирика А.Г. Мехедова разнотемна. Как истинного поэта, чут­кого к нравственной стороне жизни, его волнуют общезначимые про­блемы. Например, то, каким становится человек в век технического прогресса. Не потеряет ли он способность понимать свое предназна­чение на Земле - творить добро? В сегодняшнем мире человек уже, агрессивен по отношению к матери-природе. Об этом стихотворения "Малышка" и лирическая исповедь "По старинке живу, по старин­ке..." Автора беспокоит судьба красавицы-Десны ("Десна"), брянских рощ, которые бесконтрольно вырубаются ("Это сколько ж накоплено сора..."). Печальный взор поэта останавливается на заброшенной пашне ("Пашня"), он думает о неприглядном житье-бытье рабочего и крестьянина ("Где рабочего зарплата?"). Его дума - о родном селе Верхополье и других деревнях России ("Оттуда", "Батькины дубы" и др.). Поэт неравнодушен к процессу духовного обнищания своих со­отечественников ("Пророк"). Переживает лирический герой А.Г. Ме­хедова проблему содружества славянских народов ("Ждёт земля вос­кресенья" и др.). Лирического героя беспокоит и судьба всей нашей планеты ("Мир так велик..."). Поэт живёт в гуще проблем. Но не тематика делает лирику А.Г. Мехедова оригинальной; в этом, скорее, она характерна для брянской поэзии. Неповторимой делает её высо­кая степень художественности, своеобразный угол зрения на пробле­му, концептуальность. Поэт умеет выразить свою жизненную пози­цию, не декларируя её, а выражая метафорически, живой картиной, и оттого в лучших стихотворениях мысль вызывает сопереживание, -что в поэзии необходимо. Очень интересно представлены в поэзии А.Г. Мехедова образы природы. Они не подчинены психологическо­му состоянию человека. Природа, наоборот, "подчиняет" человека себе, определяя настроение лирического героя: "Один в лесу. // Но я не одинок. // Со мною говорит любой листок, // И свет, и тень, и каждое растенье // Передают и мысль, и настроенье" ("Один в лесу..."). Об этом стихотворения "Как обидно за разные промахи...", "Первый снег", "В Спасском-Лутовинове" и др. В концепции природы А.Г. Мехедова человеку отведено место любящего сына, задушевного дру­га, благодарного ученика: "...Но удивишься и сам ненароком - // Радость такая, как будто в новинку, - // Сидя на пенушке к сол­нышку боком, // Тихо погладишь сухую травинку" ("Полдень на­супленный...". "Услышишь в небе гомон грачий - // Посмотришь, обернувшись вслед // И пожелаешь им удачи - // И тёплых зим, и житных лет" ("Идёшь по улице..."). Органично вписываются в по­этические тексты слова и синтаксические конструкции разговорной народной речи; народный язык имеет богатый арсенал изобразитель­но-выразительных средств для выражения нерационального, любов­ного и благодарного чувства к природе-матери. В традициях фольк­лора - обращение к природным силам: "Травы, реки, небо, дайте силы, // Чтобы звёзд в душе не погасить..." ("Поживи, листок..."). Многочисленны имена существительные с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами (солнышко, пенушек, травинка, паутинка и т.п.).

Есть особенность в пейзажной лирике А.Г. Мехедова, роднящая её с тютчевской. Автор умеет подметить в природе непрерывающийся процесс обновления, в логике перемен предвидеть торжество тепла над холодом, света над тьмой, жизни над смертью:

Зима на слом!
Ещё морозы
Столбами в ночь клубят дымы,
А в полдень кроткие берёзы
Свергают оледень зимы.
И нарастает гул предгрозья.
И по селу и за селом
Весна хватает за полозья,
И солнце ходит колесом!

("Зима на слом").

Гуманность пейзажной лирики А.Г. Мехедова в том, что она куль­тивирует такой тип отношений человека и природы, который делает нас, читателей, мягче, добрее, мудрее и открытее. Не случайно пейзаж у А.Г. Мехедова преимущественно деревенский. Для авторского со­знания характерна слиянность с народно-крестьянским мировоспри­ятием. Народность - важнейшее качество таланта А.Г. Мехедова. Пафосом, связующим воедино разные циклы стихотворений этого поэта, является чувство признательности простым людям, которые исстари творят жизнь на земле: защитникам Родины ("Славяне", "Красная Гора" и др.); тем, кто растит хлеб ("Чёрный хлеб", "На току"); кто победил врагов в Великой Отечественной войне ("17 сен­тября", "Грачи прилетели", "Дядя Ваня" и др.). Поэт отдаёт дань долготерпению, внутреннему достоинству русского человека ("Ни сла­вою, ни властью не испорчен..."), его общительности, доброжелатель­ности ("Войду с дороги в сени к вам..."), умелости, мудрости отцов ("Батькины дубы"), бесконечной доброте и стойкости матерей ("Вижу, вижу, как босыми пятками..."). Последовательно и убедительно пред­ставлена в поэзии А.Г. Мехедова ментальность русского человека. Он один из немногих поэтов, кто в крестьянине и рабочем видит талант певца, художника, музыканта. Вот почему он воспевает не ремесленный, а вдохновенный труд. Его косарь, идущий с поля, несёт солнце за плечами ("Шел старик с косою лугом..."), а плотники ста­вят сруб, "звонкий, как бубен" ("Плотники"). Знание национального характера, образа мысли русского человека выражается в постиже­нии автором его языковой стихии, в обращении к неисчерпаемой образности его разговорной речи. В этом проявляется яркая индиви­дуальность стиля А.Г. Мехедова. И, конечно, естественна для него верность православно-духовному опыту народа, нашедшая выраже­ние в стихотворениях "Храм", "Тихоновская церковь", "Святой угол" и других. Глубокой искренностью отличается поэзия А.Г. Мехедова о Родине. Можно сказать, что в слове РОДИНА сосредоточен глав­ный смысл всего его творчества. Это показатель творческой зрелости поэтической личности. В лучших стихотворениях привязанность к родной земле не декларируется, но тем не менее четко выражается умело найденным словом, картиной, пафосом, пронизывающим по­этический текст:

Рожь зацвела. В поющем придорожье
Июнь раскинул ситцы и шелка.
По кромке - васильки. А там, над рожью,
Как лебеди, всплывают облака.

В широкий лог стекает роща клином,
Холмы, долины, вновь холмов кряжи.
И надо всем простором соколиным –
Потоки света колосками ржи.

Из поэтов среднего поколения Людмила Станиславовна Ашеко удивляет тем, что каждая новая книжка всегда отличается от преды­дущей новыми темами и новым качеством. Это поэт ищущий, не останавливающийся в художественном поиске. Она стремится раз­нообразить темы, формы стиха. В то же время есть в её поэзии "вели­чины постоянные", определяющие высокий уровень нравственности и духовности личности. Трудно определить, в чём ей отмерено больше таланта - как прозаику, поэту или драматургу. Она - автор поэти­ческих книг "Взгляд", "Так и живу", "Под вечным небом". Гуман­ность авторской концепции жизни в этих поэтических книгах зак­лючается в утверждении мысли: жизнь — это бесценный дар, а наши ошибки и слабости могут быть оправданы только раскаянием и тво­рением добрых дел; в вечном противоборстве добра и зла плодотвор­ным в жизни отдельного человека и всего человеческого сообщества является только добро: "...В грядущее время душа отрешится // От пут... В облака окунётся... // И всё, чем с людьми удалось поделиться, // Зачтётся. Зачтётся. Зачтётся" ("Зачтётся и воздастся"). В то же время автор не навязывает читателю свой вывод; скорее, при­зывает задуматься и сделать самостоятельный выбор: "...Всего-то: добром на добро отвечать, // А зло отвергать, презирая. // От каж­дого что-то зависит - хоть миг, // Хоть самая малая доля! // Уте­шить ребенка... Очистить родник... // И всё... Впрочем, вольному - воля"). Высшая форма проявления в жизни добра - любовь. Поэзия Л. Ашеко - пример служения высшему идеалу. Её нравственное кре­до заявлено в стихотворении "Под вечным небом...": "...Слезами оброню стихи я, // И каждый - только про любовь". Любовь в широком понимании - к матери, родине, природе, детям, людям, жиз­ни. Читая стихотворения Л.С. Ашеко, как будто проходишь вместе с её лирическим героем сложный, мучительный путь очищения совес­ти, вырываясь из засасывающей нас повседневности к духовно-нрав­ственному прозрению, суть которого выражена формулой: "Лишь тот родился полубогом, // Кто предназначен для любви" ("Не то, чтобы любовь иссякла..."). Доминанты духовного поиска лирического ге­роя Л.С. Ашеко обозначены не только понятиями "любовь" и "доб­ро", но ещё и "сострадание", "покаяние", "душа", "совесть", "Бог". Все они органично вписываются в контекст христианско-православной этики. В стихотворениях "Святки", "Праздник Крещения", "У ико­ны" и других Л.С. Ашеко открыто утверждает свои духовные ориен­тиры: "Где скрыться от душевной стужи? // Ознобу сердца нет одежд. // И понимаешь, как он нужен, // Старинный звательный падеж. / / О, Отче, Господи! О Боже!.. // Взываешь в горе и слезах, // И, уводя от знобкой дрожи, // Надежда теплится в глазах" ("Зватель­ный падеж"). На вопрос "Что более ты ценишь в человеке?" лиричес­кий герой Л.С. Ашеко отвечает: "Всего превыше в человеке - со­весть" ("Тест"). И сама она скажет поэтической формулой: "Как жизнь хотела бы прожить? // Добро запомнить, зло забыть".

Л.С. Ашеко - одна из немногих, кто пытается осмыслить тайны творческого процесса, осознать своё предназначение как художника. Изумительны её поэтические циклы о творчестве, например, цикл сти­хотворений "Сожги и воскреси" в книге "Под вечным небом". Здесь каждое лирическое откровение дополняет наше представление о смысле писательского труда новым поворотом мысли, заражает новым чув­ством. Это целая поэма о "сжигающем" и "воскрешающем" "пламе­ни" вдохновения:

О, как прекрасно вдохновенье!
Вдохни в меня -
Твое послушное творенье -
Поток огня!
Он, как пожар, очистит душу
От сорных чувств...
Негромкий вышний голос слушать
Я научусь.
Прольюсь, наполнившись словами,
Дождем росы.
Сожги меня, святое пламя,
И воскреси!

("Вдохновение" ).

Замечательны стихотворения "Гений", "Молодым поэтам", "Сви­данье с Музой", "Опять душа огорчена...", "Собрату", "Ночное чтиво" и другие. Есть выразительные четверостишия о поэте и поэзии, на­пример: "Как в янтаре увязший скарабей, // Поэт весь на виду в строке и слове. // Тем легче для поэта суд людей, // Чем собствен­ный нещадней и суровей" ("Суд поэзии"). Или: "Напишется строка -на высоту // Поднимет мысль: "Я все-таки умею!" // А Пушкина возьму и перечту... // И думаю: "Какие ж мы пигмеи..."

Л.С. Ашеко - автор венка сонетов, посвященных ветеранам Ве­ликой Отечественной войны. Это ещё раз доказывает, что она - поэт ищущий, разноплановый, способный удивлять новыми поэтическими находками. Высоким гражданским пафосом проникнуты все 15 со­нетов под общим названием "Победа вечно молода".

Ряды смыкают ветераны.
Их судьбы - эпилог войны.
Мы им должны, должны, должны...
Долг не оплачен. Варвар бранный

В той, ставшей нам чужой, стране,
Забыв о подвигах солдатских,
Ломает на могилах братских
Металл и правду о войне.

Их, словно виноватых, судят,
Марают подвиг светлых судеб,
Пятнают мертвых имена!

Злу не пройти! Достойных много!
Не кончилась за мир тревога,
Когда закончилась война.

(Сонет 14)

Поэзия Л.С. Ашеко высокодуховна. Очень своевременны сегодня строчки её стихотворений, взывающие к нравственному прозрению человека. Всё, что ею утверждается, родственно нашему национально­му сознанию. В наше время, как никогда, нужно помочь людям обре­сти внутреннюю опору, чтобы не растратить бесценный дар — жизнь -на её разрушение. Многие стихотворения Л.С. Ашеко могут быть включены в активное чтение старшеклассников.

На фоне поэзии среднего поколения выделяется творчество Владимира Евгеньевича Сорочкина. В.Е. Сорочкин - член Союза писа­телей России, лауреат премии имени Ф.И. Тютчева "Русский путь", дипломант V Московского международного конкурса поэзии "Золо­тое перо", автор поэтических книг "Луна", "Тихое "да"", "Завтра и вчера" и многочисленных поэтических подборок в местной и цент­ральной периодической печати.

В целом творчество В.Е. Сорочкина отличается философичнос­тью, по характеру его поэзия близка тютчевской. В художественном мире В.Е. Сорочкина отражается самочувствие человека в трудном, подчас противоречивом, поиске своего места, предназначения в преде­лах мироздания. Это поэзия умная, которая не создается наспех, по случаю, на основе спонтанных, неосознанных эмоций. Стихотворение выкристаллизовывается из жизненного опыта сплавом мысли и чув­ства как результат серьёзной работы над словом, озаряющим в итоге жизнь новым светом. Это поэзия гуманная, обнадёживающая мыс­лью о том, что всякая жизнь не проходит бесследно, каждый индиви­дуальный опыт - вклад в общую "копилку" ценностей, передающих­ся от поколения к поколению. Мысль о ценности человеческой жиз­ни - важнейшая в поэзии В.Е. Сорочкина:

Прими всё то, что видишь: жизнь мала,
Чтоб ей успеть сложиться по-иному...
Скрипит сосна. По свежему излому
Стекает тёплой каплею смола.

Пройдёт немало времени, пока
У ног твоих взамен смолы пустячной
Из-под волны, небрежной и прозрачной,
Сверкнёт янтарь, застывший на века...

("Капля" ).

В.Е. Сорочкину дана способность на языке поэзии выразить чув­ство времени, драматичное переживание скоротечности человеческой жизни относительно вечности. Как у Ф.И. Тютчева, внутреннее на­пряжение в стихотворном пространстве В.Е. Сорочкина создаётся борением света и тьмы, их соотношение выражает философскую мысль автора. Мрак, ночь, тьма у поэта - долговременные властители мира, наших дум и эмоциональных состояний: "...круговерть ночного све­та бесцеремонна и долга..." ("Сумерки"). Свет - почти всегда вспыш­ка, блик, мгновенный луч, пронзающий тьму, блеск молнии, после которых снова воцаряется тьма. Но это не уравновешивающие друг друга, а качественно различные силы, как различны животворящие и несущие смерть стихии. Они попеременно сменяются на поле жизни: тьма убивает, свет возрождает. Осуществляется безостановочное дви­жение вперёд и все-таки к свету: "Восходит солнце. Пашет плуг. // Невинна наша кровь. // Пройдут года, замкнётся круг - // И всё начнется вновь..." ("Огонь"). В.Е. Сорочкин - мастер философского пейзажа. Образы природы передают не только эмоциональное состо­яние лирического героя, но и воплощают логику его мысли:

В прах сухое зерно опустила рука,
И пролился полуденный зной на долину,
Чтоб услышала почва движенье ростка,
Чтоб дыхание жизни пробилось сквозь глину.

И побег появился, сливаясь с травой,
И зелёные стрелы в зенит устремились,
Чтоб вершина на солнце шумела листвой,
Чтобы корни во тьме вековой шевелились.

В поисках образности В.Е. Сорочкин часто обращается к фольк­лорным мотивам. Стихотворения "Звёзды светятся в колодце...", "Два витязя", поэма "Пылающий камень" и многие другие произведения -не просто удачные попытки стилизации, но результат коренного род­ства мироощущения лирического героя с народным сознанием.

Исключительно своеобразна любовная лирика В.Е. Сорочкина. Особенно концептуальна она в книге "Завтра и вчера". Ему удаётся создать образ женщины классического образца и в то же время со­временной, романтичной и земной. Это любовная лирика, которая может быть примером сегодняшним поэтам, засорившим поэтичес­кое пространство стихами пошлыми, примитивными, эгоистичными, не выдерживающими эстетической критики. Чувство лирического героя В.Сорочкина по-мужски благородно, потому что его "я" всегда на втором плане. Во всём видно стремление возвысить Женщину: она - немеркнущий свет среди мрака, её присутствие наполняет смыслом жизнь. Она - единственная. И глубокое чувство, и художественное чутьё не позволяет поэту снизойти до банальных описаний подроб­ностей портрета (волосы, руки, шея, одежда и т.д.). Образ Любимой загадочен, таинственен, она не может быть ни с чем сравнима - то есть уравнена с чем-либо материальным, конкретно-предметным: "Из­бавь меня от муки обряжать // Словами твой забытый силуэт" ("Что отыщу в тебе..."). Там же: "Слова - ничто, какому бы огню // Они ни присягали во плоти. // Любою будь, - тебя я не сравню // Ни с чем, чтоб ложь не тронула черты". Женщина создает не уютный домашний мирок - она уравновешивает мир, она — духовная опора в жизни: "Лучом приходишь, жаждою, волной, // Исчезнешь если, ка­жется — на миг // Всего ушла - и снова ты со мной, // Тем ближе, чем потеряннее мир" ("Что отыщу в тебе..."); "Только ты принужда­ешь меня оставаться собою, // Чтоб не в землю, а выше мои устрем­лялись глаза" ("Только ты..."). Стихотворения "Что отыщу в тебе...", "Только ты...", "Сполох", "Время", "Огонёк царапнул по стене...", "Но­волунье", "Дар" - вершинное достижение нашей брянской лирики в этой теме.

Очень своеобразно разрабатывается В.Е. Сорочкиным тема Роди­ны. В его стихотворениях нет декларативности, они не политизиро­ваны. Озабоченность судьбой Родины, размышления о своём месте в её судьбе выражены именно поэтично: мысль "разлита" по всему тексту, выявляется через картину, усложняется ассоциациями через метафору, проходит через переживание и при этом не теряет ясности. Это именно своё неповторимое слово:

Предзимние поля. Посеянное - сжато...
Cветло и стыло...
И густо ляжет снег - вот-вот, сегодня-завтра —
В стерни пустые.

Умершее зерно - обильно или скупо -
Свой путь свершило,
Чтоб всё начать опять - с разомкнутого круга,
Всё - как и было.

Рябая тишина. Окраина предместий.
Сырое поле.
И стыло и светло, и потому заметней
Грань — до и после.

Просторам нет числа — и, затаясь, под ними
Лежит стихия. –
И это - мы... Единое дано нам имя,
И мы - Россия...

Свой крест преодолев,
земля должна воспрянуть,
Пройдя сквозь муку,
И с нами будет Бог, когда мы сможем глянуть
В глаза друг другу.

В единое сходясь, стоят земля и небо -
Здесь - и в грядущем.
Здесь место всем - живым
и тем, кто смотрит немо
Вослед живущим. -

И мне, земля моя, в твоих исчезнуть далях,
Но как знаменье
Бессмертья твоего — возьму последним даром
Иное зренье.
("Предзимье ).

Книга В.Е. Сорочкина "Завтра и вчера" (Брянск, 2005) - один из лучших поэтических сборников в брянской поэзии.

На протяжении многих лет В.Е. Сорочкин является руководите­лем Брянского областного литературного объединения, ведёт семи­нар поэзии, с 2007 года он председатель Правления Брянской облас­тной писательской организации Союза писателей России.

Многие брянские поэты пишут для детей младшего возраста. Нельзя сказать, что всё написанное - высокохудожественная литера­тура. В то же время таких произведений, которые отвечают критери­ям художественности, достаточно много. Практически у каждого по­эта есть стихотворения, которые могут быть включены в круг детско­го чтения. Заслуживает внимания книга Владимира Петровича Парыгина "Вам — моя любовь" (Брянск, 2000). Книга не только содер­жательна, но конкурентоспособна в условиях сегодняшнего книжно­го рынка. Она привлекательно проиллюстрирована, не только напи­сана, но и сделана с любовью к детям. Её читатели - дети младшего возраста.

Замечательна идея книги Валентина Давидовича Динабургского "Под зелёным абажуром" (Брянск, 2006). В неё вошли произведения разных жанров, поэзия и проза В.Д. Динабургского. Книга привле­кательна не только по содержанию, но и по оформлению. Автор заду­мал её как книгу "для семейного чтения", возрождая нашу отече­ственную традицию.

Поэтический мир Дианы Александровны Стоговой удовлетворя­ет самому изысканному эстетическому вкусу. Ученый-природовед, преподаватель, она делает вместе с читателями маленькие открытия из жизни природы, которые приводят к очень серьёзным размышле­ниям о смысле жизни, о ценности человеческого знания. Её образ­ный язык — пример того, как хорошая поэзия для детей может быть и для взрослых поэзией:

Где кончаются тропинки?
У заснеженной ложбинки,
Возле топкого болотца,
У прохладного колодца.

Где кончаются дорожки?
У заброшенной сторожки,
У красивого местечка,
У родимого крылечка.

Пусть не капает слезинка,
Ведь путей у жизни много.
Где кончается тропинка,
Начинается Дорога.
("Где кончаются тропинки").

Стихотворения Д.А. Стоговой публиковались в брянских газе­тах, альманахе славянской литературы "На земле Бояна".