Брянская драматургия

Л.Л. Семенищенкова

Драматургия - род литературы, специфика произведений которо­го состоит в ориентации на театральное зрелище. Именно связь с театральным искусством существенно влияет на развитие драматур­гических жанров. Драматургия сегодня востребована, как правило, в городах с активной театральной жизнью. В то же время наша клас­сическая традиция свидетельствует о том, что драматургическое про­изведение создавалось русскими писателями не только для постанов­ки в театре, но и для чтения. Так появлялись пьесы А.С. Пушкина, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других писателей XIX века. Таким примером является драматургическая трилогия нашего земляка А.К. Толстого: "Смерть Иоанна Грозного", "Царь Фёдор Иоаннович", "Царь Борис". Независимо от театральной жизни произведе­ний, пьесы остаются в активе читательской аудитории, являя собой художественные образцы литературной исторической драмы.

Немалую роль в развитии русского театра в конце XIX - начале XX веков сыграл другой наш земляк, прозаик, драматург, режиссёр Александрийского театра Е.П. Карпов, родившийся в Карачеве. Показательно, что первая пьеса, написанная им ("Тяжкая доля"), снача­ла получила литературную известность. В драматургии у нас на Брянщине есть своя традиция - историческая, героическая пьеса.

В XX веке повышенный интерес общественности к местным дра­матургам приходится на 50-е - 70-е годы. В эти десятилетия Брян­ский драматический театр активно сотрудничает с брянскими авторами. С 1960 года сцену театра украшает спектакль "Эхо Брянского леса", поставленный по пьесе журналиста С. Шарова. Это волную­щий рассказ о героической странице истории нашего края, о муже­стве земляков-партизан в годы Великой Отечественной войны. Спек­такль не сходил со сцены в течение двадцати лет и пользовался неизменным успехом у зрителей.

В 1962 году ставится спектакль "Шумел сурово Брянский лес" по пьесе А.Семенова. Спектакль тоже долгое время находился в ак­тивном репертуаре театра.

В 1967 году поставлена пьеса В. Навроцкого "Гроза над Десной", а в 1975 году - пьеса П.Лучина "Господин бургомистр". В 1980 году на сцене театра идёт спектакль "Дмитрий Донской" по пьесе Н. Витарского. Основная тема драматургии наших авторов - историчес­кая, героическая.

Большую роль в развитии драматургии на Брянщине сыграл ак­тёр, писатель, драматург Алексей Семёнович Козин (1913-1984). В репертуаре Брянского драматического театра было несколько его пьес. Первая постановка осуществилась в 1955 году - "О самом дорогом". Наиболее известной стала пьеса "Если в сердце весна", она обошла многие театры страны. Пьесы А.С. Козина были опубликованы в популярных изданиях, и мы можем судить об их литературных дос­тоинствах. Наиболее полное издание - книга "Семь комедий" (Брянск, 1963).

С начала 80-х годов интерес к драматургии современных местных авторов заметно упал. Тем не менее, драматургия по-прежнему раз­вивалась, хотя пьесы брянских писателей не печатались. В 2001 году при Брянской писательской организации Союза писателей Рос­сии был организован семинар драматургии. Он объединил тех писа­телей, которых всегда привлекали возможности пьесы в раскрытии человеческих характеров и проблем народной жизни, а также нерав­нодушных к репертуарной политике театра. Оказалось, что "в столе" наших писателей лежат десятки пьес, не востребованных издателями и режиссёрами. Это произведения Л.С. Ашеко, Л.И. Гришина, Е.К. Кирюшиной, М.А. Пискунова, Б.Н. Соколова, Л.Л. Семенищенковой и других авторов. Некоторые из них находили и находят возмож­ность обнародовать свои сочинения. Например, Елена Кирилловна Кирюшина в течение многих лет ставит спектакли по своим пьесам в театре, которым руководит, - "Взрослые и дети". Михаил Анатоль­евич Пискунов предпринимал попытки создать свой молодежный театр-студию "Стиль" (в настоящее время не существует). Людмила Станиславовна Ашеко осуществляла постановки детских спектак­лей по своим пьесам в школьном детском театре (средняя школа №54 г. Брянска). Леонид Иванович Гришин руководит народным театром в селе Юдиново Погарского района, пишет для театра пье­сы. Анализируя материалы семинара драматургии, можно убедиться, что у современной брянской драматургии есть своё лицо, выражаю­щееся в приоритетных темах и способах изображения жизни. Здесь заметно следование нашей классической реалистической традиции. Например, очевиден интерес наших драматургов к исторической те­матике. В пьесах Бориса Николаевича Соколова "Зелёное золото" и "Последняя встреча, или 36 ступеней в ад" предпринята попытка воскресить картины прошлого в жизни нашего народа. Первая - о варварском уничтожении брянских лесов до революции; вторая - о времени сталинских репрессий. В пьесах Ларисы Леонидовны Семенищенковой воссоздаются образы русских писателей: А.К. Толстого ("Браво, господа!"), Ф.И. Тютчева ("Душа России"), А. Григорьева ("Рос­сийский Аполлон, или Совсем маленькая трагедия"). Людмила Ста­ниславовна Ашеко - автор пьесы "Прерванная песня" о сложной, драматичной судьбе великой русской певицы начала XX века Анас­тасии Дмитриевны Вяльцевой. Писатель Владимир Иванович Синицын - автор опубликованных пьес о Ф.И. Тютчеве и А.К. Толстом. В списке пьес, написанных Леонидом Ивановичем Гришиным, есть пьеса о событиях Великой Отечественной войны на территории род­ного села ("Тревожное утро"). В творчестве наших драматургов чётко обозначается краеведческое направление. Не в каждом регионе есть такая драматургия.

Интересуют наших писателей и проблемы современной жизни. Здесь у каждого свои приоритетные темы. Е.К. Кирюшину интересу­ют проблемы подросткового возраста (пьеса "Сашенька" - поставле­на в театре "Взрослые и дети"). Л.С. Ашеко волнует судьба женщи­ны в нашем обществе, психология человека в угнетающем его соци­уме, вопрос об ответственности людей, делающих свой нравственный выбор, перед другими ("Её осенняя судьба", "День города", "Гнездо под монстерой" и другие. Опубликована пьеса "По звёздному лучу"). Под­нимают проблемы алкоголизма и наркомании в драматургических опытах Б.Н. Соколов и М.А. Пискунов. B.C. Пасин показывает при­мер чистых отношений в любви молодых людей (сценарий к спек­таклю по повести "Сиреневые облака"). У Л.И. Гришина большин­ство пьес - о людях села и их проблемах.

Есть у брянских авторов экспериментальные и по форме, и по содержанию произведения. Например, М.А. Пискунов представил в семинаре спорную, но очень интересную в стилистическом отноше­нии пьесу по евангельскому сюжету "Лазарь и Иисус". Серьёзный разговор вызвала пьеса Л.С. Ашеко "Терра-Букашия". Это попытка передать через систему аллегорических образов свою модель мироустройства. В этом же ряду - либретто к рок-опере по рассказу Р. Брэдбери "Смерть и дева" Г.А. Карташовой.

Большой проблемой для брянских драматургов является публи­кация произведений. Их отсутствие не позволяет дать полную оцен­ку драматургических опытов отдельных авторов, большинство пьес в рукописном варианте хранится в Брянской областной писательской организации СП России. Однако следует отметить, что работа семи­нара драматургов имеет результат и в этом направлении. "Первой ласточкой" оказалась книга "Открываем занавес" (Брянск, 2002). Вышедшая небольшим тиражом, она не осталась незамеченной. Е.В. Потупов в "Брянской Учительской Газете" начал статью о пьесах В.И. Синицына фразой: "Похоже, на Брянщине литераторы вновь стали проявлять интерес к одному из сложнейших жанров - драма­тургии..." В книгу вошли пьесы Л.С. Ашеко, Г.А. Карташовой, Л.Л. Семенищенковой. В журнале "Пересвет" и в альманахе "Литератур­ный Брянск" публиковались пьесы брянских авторов. На средства авторов изданы пьесы Л.И. Гришина, В.И. Синицына, Б.Н. Соколо­ва. В критике они получили неоднозначную оценку; тем не менее, драматургия брянских писателей - заметное явление в местной ли­тературной жизни.