Храм в честь иконы Божией Матери Ахтырская (с. Чернетово)

Храм в честь иконы Божией Матери Ахтырская поставлен на самом высоком месте села на правом берегу Десны, является основным композиционным акцентом его застройки. Сооружен в 1805 г. на средства помещицы А.Н. Надорожинской, родной тетки Ф.И. Тютчева, вместо прежнего деревянного храма в соседнем Бетове. Стены кирпичные, оштукатуренные. В 1930-х гг. разобрана отдельно стоявшая перед главным, западным входом колокольня. Своеобразнейший усадебный храм Брянщины периода зрелого классицизма, отличающийся монументальностью и лаконизмом архитектуры. Принадлежит к редкому типу крупных купольных ротонд с четырьмя закругленными нишами - эскедрами, украшенными каждая двумя колоннами.

Композиция компактного и мощного цилиндрического объема храма, увенчанного сферическим куполом, предельно проста и выразительна. Две большие массивные колонны упрощенного тосканского ордера в каждой из глубоких ниш подчеркнуты эффектной светотенью. Немногочисленные архитектурные детали фасадов: слегка выступающий цоколь, строгие капители колонн и простой завершающий карниз небольшого выноса хорошо читаются на фоне гладких стен. Высокие арочные проемы окон и входов с маленькими круглыми окнами над ним и лишены каких-либо обрамлений.

Интерьер здания представляет собой круглый купольный зал с крестообразно расположенными по сторонам света высокими прямоугольными нишами, перекрытыми коробовыми сводами. Восточная ниша служит алтарем, в остальных по центру расположены проемы входов.

Роспись церкви выполнена масляными красками в 1912 г. А.М. Муравьевым, о чем свидетельствует надпись в нижнем правом углу композиции "Распятие" на южной стене западной ниши. Манера письма следует традициям позднего классицизма в довольно наивной интерпретации. Колорит выдержан в темных приглушенных тонах. Иконографический состав росписей включает в основном композиции евангельского цикла и изображения святых. В куполе написана Новозаветная "Троица" в окружении архангелов. На стенах северной и частично южной ниш изображены композиции на темы "Страстей Христовых", среди которых наиболее выразительна сцена "Бичевание Христа". В западной нише помещены "Успение", "Богоматерь с предстоящими" и изображения святых. На стенах между нишами под круглыми окнами написаны евангелисты.


  • Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. - Орел, 1905. - Т. 1.- С. 114-115.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 184-185.
  • Городков В. Чернетово//Брян. газ. - 1993. - Сент. (№35). - С. 4.