Свято-Успенский Свенский мужской монастырь (п. Супонево)

Свенский Успенский монастырь до разрушения.

Свенский Успенский монастырь расположен на высоком и крутом правом берегу Десны у впадения в нее р. Свень. Основан в 1288 г. черниговским князем Романом Михаиловичем. Красочное сказание, сохранившееся в ряде списков 16-17 вв. и достаточно характерное для подобной монастырской литературы, образно повествует об основании этой обители. Согласно сказанию, великий князь Роман Михайлович неожиданно потерял зрение и для исцеления решил обратиться за помощью к известной чудотворной иконе Богоматери Печерской. Он направил в Киево-Печерский монастырь своих послов, чтобы они доставили образ в Брянск. После долгих уговоров киевские монахи отпустили икону в сопровождении своего священника к князю; в обратный путь отправились по воде. Однако достигнув в своем плавании по Десне устья речки Свени, ладья неожиданно остановилась и гребцы не могли сдвинуть ее с места. Пришлось пристать к берегу и заночевать. Утром следующего дня обнаружилось, что икона исчезла. После долгих поисков ее нашли на противоположном берегу на одном из деревьев. Снять икону не осмелились, а поехали к князю и рассказали об этом чуде. Князь в сопровождении приближенных, священников и многих жителей Брянска прибыл на указанное место. Ступив на берег, он обратился к иконе с молитвой, пообещав в случае прозрения основать на этом месте монастырь. В тот же миг он увидел перед собой дорожку, по которой прошел прямо к дереву. Подойдя к нему, князь еще раз обратился с молитвенной просьбой, и чудо свершилось - он окончательно прозрел. Затем "нача самъ князь великий Романъ Михайловичъ своими рукама на храмъ Божий Пречистой бревна рубити и всемъ людемъ повеле такоже. И совершивъ храмъ вскоре во имя... Успения... И огради монастырь..."

Первоначально монастырь имел лишь небольшую деревянную церковь Успения и невысокую ограду. В сер. 16 в. на основе богатых вкладов Ивана Грозного здесь развернулось широкое каменное строительство. В 1566 г. артелью мастеров во главе с тверским зодчим Гавриилом Дмитриевичем Маковым заложен Успенский собор. Однако здание в следующем году частично обрушилось; его закончили позднее, в 1578 г. Это был большой крестово-купольный, четырехстолпный и пятиглавый храм с тесовой кровлей и деревянными папертями у трех входов. Тогда же рядом с собором возвели столпообразную колокольню, а несколько позже - теплую церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой.

Находившийся на окраине Русского государства монастырь в 16-17 вв. не раз подвергался разорениям: в 1583 г. его сожгли литовцы, в 1607 г. разграбили отряды Лжедмитрия II, в 1664 г. опустошили крымские татары. Несмотря на это, к нач. 18 в. монастырь становится одним из крупнейших на юго-западе России. В 1682 г. грамотой царя Федора Алексеевича он передан в ведение Киево-Печерской лавры (оставался в ее подчинении до 1786 г.). К этому времени здесь появился ряд каменных построек, сооруженных в основном в кон. 17 - нач. 18 в. В 1677 г. обрушилась обветшавшая церковь Антония и Феодосия, которая была восстановлена до 1681 г. В 1679-90 гг. возведены северные ворота с надвратной церковью Сретения (опись 1681 г. называет ее уже существующей, а в рукописных материалах содержатся сведения о ее строительстве в 1690 г. по повелению Петра I). В кон. 17 в. сооружен новый, шатровый верх у колокольни, а в 1708 г. - небольшой домик, в котором, по преданию, останавливался Петр I во время приездов в Брянск. В 1712-15 гг. Успенский собор был капитально отремантирован.

Новый период каменного строительства в монастыре приходится на 2-ю треть 18 в., в результате складывается законченный ансамбль, частично сохранившийся до наших дней. В течение 1735-64 гг. возводят стены ограды с башнями на углах, а в 1749-58 гг. на средства брянских купцов - Ярмарочные, западные ворота с церковью Спаса Преображения над ними, заменившей прежний храм кон. 17 в. Путешествуя по Украине, Елизавета Петровна в 1744 г. посетила монастырь и пожертвовала 6 тыс. рублей золотом на постройку нового, обширного собора. В сер. 18 в. сооружено здание братских келий. К этому же столетию относятся каменные монастырские погреба, устройство которых продолжено в 19 в.

Последующее строительство в монастыре приходится в основном на 2-ю пол. 19 в., когда здесь сооружаются преимущественно хозяйственные и служебные постройки, как каменные, так и деревянные. Таковы казначейский и настоятельский корпуса (1881), новое здание братских келий, а также другие здания аналогичного назначения, не внесшие каких-либо существенных изменений в облик сформировавшегося комплекса .

Таким монастырский ансамбль оставался до 1930 г., когда были варварски взорваны его главные постройки: Успенский собор, церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой, колокольня и домик Петра I, а также часть стен и башен ограды. С 1978 г. ведутся значительные реставрационные работы по восстановлению монастырских зданий. К настоящему времени реставрированы надвратные церкви Сретения и Спаса Преображения с воротами, восстановлена монастырская ограда с башнями, отремонтированы братские кельи и настоятельский корпус, проведена консервация остатков церкви Антония и Феодосия.

В 1992 году Брянский Свенский Успенский монастырь передан Брянско-Севской епархии. В настоящее время это действующий мужской монастырь.

Замечательный памятник архитектуры Брянщины 17-18 вв., древнейший монастырский комплекс области отличается своеобразным планировочно-пространственным решением и включет ряд интереснейших построек. Здания эпохи Ивана Грозного хорошо сочетались здесь с сооружениями "нарышкинского" и украинского барокко, а также с барокко елизаветинских времен.

Складывавшийся в течение длительного времени архитектурный ансамбль основан на типичном для древнерусских монастырских комплексов принципе свободного и живописного расположения зданий. Его территория образует в плане неправильный восьмиугольник, окруженный по периметру невысокими стенами с восьмиграными башнями на углах. Главным входом являются Святые ворота в северной стене, которая отступает здесь в глубь территории, фланкированная на углах башнями. Входом с западной стороны служат Ярмарочные ворота, перед которыми устраивалась ярмарка. Композиционное значение ворот подчеркивают возвышающиеся над ними надвратные ярусные храмы Сретения и Спаса Преображения в стиле "нарышкинского" и украинского барокко, играющие важную роль в силуэте анамбля. Доминантой композиции являлся выполненный в стиле барокко Успенский собор, крупный пятиглавый объем которого, поставленный почти в центре монастыря, безраздельно господствовал в общей панораме комплекса. Вокруг собора группировались остальные здания, подчиненные двум идущим от ворот композиционным осям - продольной и поперечной. Против северных ворот и одновременно на поперечной, общей с собором оси находилась церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной палатой - древнейший из сохранявшихся до кон. 1920-х гг. памятников ансамбля. За ней, ближе к собору, возле его юговосточного угла, располагалась шатровая колокольня - важная вертикаль в силуэте монастыря. Остальные невысокие здания (кельи, хозяйственные постройки и др.) размещались преимущественно в южной и северо-западной частях территории, между воротами, как бы образуя нейтральный фон для основных сооружений ансамбля.

Значение монастыря во многом определялось знаменитой Свенской ярмаркой, известной с 1-й пол. 17 в. Десятидневный торг с 15 августа (с 1749 г. - с 1 сентября) ежегодно проводился у западной монастырской стены. Местные жители продавали хлеб, мед, поташ, воск, деревянную посуду, железные изделия. С Макарьевской ярмарки сюда поступали волжская рыба и сибирская пушнина. Количество лавок и торговых мест доходило до 700. Существовали кружевные, холщовые, крашенинные, москательные, серебряные торговые ряды. В "греческом" ряду лавки занимали приезжие греки, украинцы, литовцы, поляки, молдаване, сербы. У западных ворот торговали богослужебными книгами, напечатанными в Киеве. В 18 в. на ярмарке были скотопригонный и конный дворы, трактиры, харчевни, бани. Взвешивание товаров производилось, видимо, на монастырских весах. Привозимые на ярмарку спиртные напитки (водка и виноградные вина) хранились в обширных погребах, остатки которых имеются на территории монастыря. В 19 в. основным товаром на ярмарке были пенька, пряжа и конопляное масло. Здесь закупалось до трети всей пеньки, вывозимой из России за границу. С 1830-х гг. сумма торговых сделок составляла ок. 2 млн. рублей, в 1860-х гг. - до 3 млн. рублей Ярмарка перестала функционировать в годы первой мировой войны.

Собор Успенский. Возведенное в 1749-58 гг. из кирпича и оштукатуренное здание представляло собой оригинальный памятник русского культового зодчества в стиле барокко, одно из значительных произведений И.Ф. Мичурина Это был пятиглавый четырехстолпный центрический храм без апсид, крестообразный в плане, с обособленными помещениями между рукавами креста, как у украинских церквей. Двухъярусная постройка имела ризалиты в центре фасадов на торцах креста и сильно вытянутые цилиндрические барабаны с луковичными главами. Симметрию общего построения нарушал главный вход в центре западного фасада, размещенный в закругленном выступе с колонным портиком. Нарядный декор здания включал рустовку нижней части стен и три плоских портика в верхней части каждого из фасадов с парными пилястрами по краям и треугольными фронтонами. Арочные окна украшали изящные наличники с треугольными и лучковыми завершениями.

В собор вели три портала с железными коваными двустворчатыми дверьми, пожертвованными в первоначальный храм князем И.Ф. Мстиславским еще в1565 г. Они были богато декорированы ажурными накладками из просечного железа со стилизованными изображениями птиц и растительными узорами. Эти великолепные двери, две створки из которых сохранились полностью (одна из них - фрагментарно), находятся в московском музее-заповеднике "Коломенское", другая - в Брянском литературном музее.

Эффектность интерьеру придавал огромный величественный иконостас "малороссийской работы" в стиле пышного украинского барокко, частично перенесенный из прежнего соборного храма нач. 17 в. и дополненный резчиками из Стародуба и Остра, часть икон выполнил крепостной художник Киево-Печерской лавры Кирилл Холодов, содержавшийся за его "бунтовство" в цепях. Иконостас был одним из самых больших в России и его называли "восьмым чудом света".

Церковь Антония и Феодосия Печерских с трапезной. Наиболее древний из сохранившихся монастырских памятников. Представлял собой характерную для 16 в. монастырскую постройку - небольшой бесстолпный и одноглавый храм на подклете с примыкающей к нему обширной одностолпной трапезной палатой.

Асимметричная композиция храма традиционна для сооружений подобного типа.

Церковь Сретения. Оригинальный надвратный ярусный храм с трехчастным построением, стилистически соединивший в своей архитектуре традиции "нарышкинского" и украинского барокко. Реставрирован в 1980-88 гг. (архит. А.Г. Азаров и Н.А. Максименко).

Необычен нижний ярус здания - Святые ворота с несколько повышенной центральной частью и тремя арками ворот, из которых две широкие, проездные фланкируют узкую, проходную.

Церковь Спаса Преображения. Своеобразный надвратный ярусный храм типа восьмерик на четверике, выполненный в стиле нарядного украинского барокко. Сооружен в 1749-58 гг. из кирпича на бутовом фундаменте, в декоре применены резной белый камень и лепнина, стены снаружи и внутри побелены. Реставрирован в 1978-88 гг. (архит. Л.П. Бестужева).

 

Колокольня. Характерный образец подобных столпообразных построек 16 в., после перестройки получившая типичную для 17 в. шатровую форму. Возведена из кирпича и снаружи побелена. К настоящему времени сохранились лишь фундаменты здания.

Ограда. Типичный образец монастырской ограды сер. 18 в., следующий традициям военно-оборонительного строительства древней Руси. Стены и башни возведены из кирпича, на бутовых фундаментах и побелены. Общая длина 777 м, высота 5,5-7 м. Реставрированы в 1976-87 гг. (архит. Л.П. Бестужева и А.Г. Азаров).

 


  • Антонова В.И., Мнева Н.Е. Каталог древнерусской живописи XI - нач. XVIII в.: Опыт ист.- худож. Классификации. - М., 1963. - Т. 1. - С. 76-77.
  • Арсеньев В. Вкладная книга Брянского Свенского монастыря. - [Б.м.и.], 1911. - 43 с.
  • Белоконский И.П. Домик Петра Великого в Брянском уезде//Русские ведомости. - 1895. - №35. - С. 2.
  • Брянская область : путеводитель по достопримечательным местам / ред-сост. И.В. Полякова ; конс. Е.М. Зубова, В.П. Алексеев, С.А. Никулина, К.В. Сычев. - Брянск, 2006. - С. 18-19.
  • Брянский Свенский монастырь. 1288 - 1888. - 2-е изд. - Брянск, 1888. - 20 с.
  • Городков В. Архитектурные образы Брянщины. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1990. - С 6-8.
  • Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. - М., 1908. - С. 630-633.
  • Евсеев И.Е. Описание рукописей, хранящихся в Орловских древлехранилищах// Сборник Орловского Церковно-Археологического комитета. В 2 т. - Орел, 1905-1906. - Т. 2. - 1906.- С. 2.
  • Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. - В 3 вып. - СПб., 1890-1897. - Вып. 1. - 1890. - С. 222-223.
  • Знаменский М.С. Свенский монастырь. - Пг., 1915.
  • Знаменский М.С. Свенский монастырь//Старые годы. - 1915. - Июль-авг.
  • Иерофей. Брянский Свенский Успенский Монастырь Орловской Епархии / Сочинение того же Монастыря Настоятеля Архимандрита Иерофея. В пользу Свенского Монастыря. - 2-е изд. - Орел: Типо-Литография М. П. Гаврилова, 1895. - 238 с.
  • История русского искусства. В 13 т./Под общ. Ред. И.Э. Грабаря. - М., 1960. - Т. 5. - С. 170-172.
  • Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: Из истории монастырей и пустыней Брянского края. - Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. - С. 56-93.
  • Описание документов и дел, хранящихся в архиве Святейшего правительствующего Синода. - Спб., 1878. - Т. 3. - С. 340.
  • Полозов В., Скидан В. Брянск 1000-летний. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1985. - С. 26-28.
  • Русанов Р., Соколов Я. Памятники земли брянской. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1985. - С. 116-118.
  • Русская архитектура первой половины XVIII в.: Исследования и материалы/Под. Ред. И.Э. Грабаря. - М., 1954. - С. 267-272.
  • Свенский монастырь/Сост. В.В. Крашенниников. - Брянск: Придесенье, 1995. - 40 с.: ил.
  • Свенский монастырь/Сост. В. Скидан. - Брянск: ТПО "Автограф", 1991. - 30 с.: ил.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 168-177.
  • Свято-Успенский Свенский монастырь. - Брянск : Изд-во БГУ, 2002. - 46 с. : ил.
  • Скидан В. Свенская ярмарка. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1987. - 47 с.
  • Холмогоров Г. Материалы для истории церквей Орловской епархии. Брянская десятина// Сборник Орловского Церковно-Археологического комитета. В. 2 т. - Орел, 1905-1906. - Т. 1. - 1905. - С. 343-344.
  • Цапенко М. Земля Брянская. - М.: Искусство, 1972. - С. 25-29.
  • Чудотворная икона Свенской Божией Материв Свенском Брянского уезда монастыре и ее писатедь св. Алимпий//Орлов. Епархиал. Ведомости. - 1911. - №24.
  • Алексеев В. Строители Свенского собора//Брян. рабочий. - 10981. - 18 окт.
  • Алексеев В. Успенский собор//Брян. газ. - 1985. - 3 марта.
  • Астаповская А. "Постригает власы главы своея…"//Брян. время. - 1993. - Апр. (№15). - С. 9.
  • Беляев Ю. …И почернела вода в голубом озере//Щит и меч. - 2001. - 12 апр.
  • Боев М. Тайна монастырских сокровищ//Деснян. правда (Брян.). - 2002. - 25 сент.
  • Бурлакова М. 700-летняя история не закончена//Деснян. правда (Брян.). - 1989. - 1, 19, 22 авг.
  • Городков В. Возрождение красоты//Брян. рабочий. - 1983. - 15 мая.
  • Деханов В., Черникова О. Свенский некрополь//Брян. газ. - 1995. - Сент. (№38). - С. 10.
  • Долгина Л., Кузнецов А. Богу Богово//Мир и музеи. - 2000. - №3. - С. 81.
  • Дубова А. …И аз воздам//Брян. газ. - 1992. - Дек. (№52). - С. 2.
  • "Звучат колокола над руинами…"//Брян. рабочий. - 1997. - 24 апр.
  • Золотенков, В. Неисповедимы пути Господни // Брянский рабочий. - 2007. - 27 июня. - С. 21.
  • Исайчиков Ф. Свенский монастырь//Бежица (Брян.). - 1997. - 27 нояб.
  • Карпов Д. Тайна свенских сокровищ//Брян. время. - 2002. - 24-30 янв.(№4). - С. 6.
  • Королев Е. Имен много - лик один//Брян. рабочий. - 1999. - 22 окт. - С. 12.
  • Криволапова Н. Возрождение Свенского монастыря//Брян. рабочий. - 1976. - 4 июля.
  • Любавина Т. Монашеский подвиг - удел избранных//ЭЖ-Рос. бизнесмен. - 1998. - Май (№21). - С. 15.
  • Мадонна//Брян. комсомолец. - 1988. - 10 янв.
  • Майстров П. Святыня земли Брянской//По горячим следам (Брян.). - 2002. - 28 авг. - 4 сент. (№35). - С. 6.
  • Митин К. Быть тебе многолюдным, храм красоты//Брян. рабочий. - 1969. - 20 марта.
  • Митин К. Кресло Петра I//Брян. рабочий. - 1969. - 19 июля.
  • Митраков А. Храм Божий//По горячим следам (Брян.). - 1998. - Февр. (№6). - С. 8.
  • Никодим, архимандрит. Свет лампады//Брян. рабочий. - 1992. - 13 нояб.
  • Никулина С. Икона, спасшая Брянск//Брян. рабочий. - 1998. - 3 окт.
  • Общерусская Святыня – собор Свенского монастыря // Брянский монастырский вестник. – 2008. - №1. – С. 7.
  • Обязаны сберечь//Брян. комсомолец. - 1985. - 24 мая.
  • Поляков Г., Непомнящая В. "Казну стеречь днем и ночью…"//Брян. известия. - 1992. - 27 окт.
  • Помаривнев В. Иван Грозный и Свенский монастырь//Брян. газ. - 1996. - Авг. (№34). - С. 10.
  • Потупов Е. "Дух любви - он жив и вездесущь"//Брян. известия. - 1994. - 15 июня.
  • Савкин В. "Свенская": История уникального произведения искусства//Брян. рабочий. - 1976. - 11 июля.
  • Свенский монастырь: вот такие факты//Брян. комсомолец. - 1989. - 5 февр. (№6). - С. 5.
  • 720 лет Свенской обители // Брянский монастырский вестник. – 2008. - №8. – С. 2-3.
  • Силаев, В. Святое дерево славян…// Наш город Брянск. - 2005. - 19 мая (№20). - С. 15.
  • Слюнченко Ю. Многие лета "гражданам богоспасаемого Брянска"//Брян. рабочий. - 1996. - 14 авг.
  • Соловьева С. Монастрырские сюжеты "от Достоевского"// Брян. рабочий. - 1999. - 3 сент.
  • Стародумова Е. Успенский собор Возрождаемый // Миряне. – 2014. - №2. – С.30
  • Топчилина Т. Хождение в монастырь//Брян. рабочий. - 1998. - 9 янв. - С. 1, 7.
  • Шкроб А. Свенский монастырь//Деснян. правда (Брян.). - 1984. - 13 дек.