Давайте любить планету!

Павлюченко Г. Давайте любить планету / Г. Павлюченко // Брянская учительская газета.- 2017.- 7 апр. (№11).- С. 15.
-- Экологическое образование и просвещение

В настоящее время одной из важнейших проблем охраны окружающей природной среды является экологическое воспитание подрастающего поколения. Любовь к природе и живым существам, понимание ее ценности и важности, заложенные до автоматизма правила поведения на лоне природы и многое другое - это результат правильного и последовательного экологического воспитания, начинать которое никогда не рано.

Воспитание экологической культуры у обучающихся и воспитанников коррекционных школ осуществляется через различные аспекты их жизнедеятельности: в режимных моментах, трудовой деятельности, мероприятиях системы дополнительного образования и, конечно, учебно-воспитательном процессе. Цель экологического воспитания — формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья экологического мировоззрения, базирующегося на элементарных экологических знаниях, основах нравственности и социальном сознании. Экскурсии, экологические игры, конкурсы, викторины, исследовательская работа — именно эти виды деятельности воспитывают экологическую культуру детей.

В марте в рамках Года экологии в России в Унечской школе-интернате для воспитанников 7 - 9-х классов была проведена экологическая викторина «Природа — наш дом». Цель данного мероприятия — повышение экологической грамотности уча­щихся.

Началось увлекательное путешествие со стихотворения В. Шефнера, которое под звуки музыки П. Чайковского «Времена года» прочла воспитанница 7-го класса Анастасия Соболева.

Экологическая викторина состояла из нескольких туров, таких, как «Экологическая разминка», «Экологические задачки», «Зелёная аптека», «Секрет русских лесов», «Собери пословицу», «Овощной парад», «Отгадай по описанию», «Мусорная цивилизация», «Мир вокруг нас», «Правила поведения человека в природе». Ребята с удовольствием выполнили все предложенные им задания и показали неплохие знания о природе. Они ответили на множество вопросов, собрали пословицы экологического содержания, которые были перемешаны, познакомились с экологическими проблемами, возникшими по вине человека, решили экологические задачки, самостоятельно сформулировали и обосновали правила поведения на природе.

В ходе занятия участникам викторины пришлось вспомнить, что изучает экология, как в мире называют защитников природы, как называется книга охраняемых растений и животных, и многое другое.

Воспитанники познакомились с новым для них словом «гарбология». Они узнали, что гарбология — это одно из направлений в области экологии, которое занимается изучением отходов и методов утилизации мусора. Также им было интересно узнать, что большую часть мусора, загрязняющего Землю, составляет пластмасса, и если бросить в лесу пластмассовую банку или бутылку, то она пролежит без изменений 100 и более лет.

Это занятие помогло детям понять, что они могут многое сделать для улучшения экологической обстановки: посадить деревья, цветы, изготовить кормушки, скворечники, убрать территорию.

Ребята пришли к выводу, что на Земле ценно каждое животное и растение, и задача человека — беречь и защищать природу, сохраняя и помогая всем живым существам.

В заключение занятия прозвучали стихи Татьяны Петуховой на экологическую тему.

Г. Павлюченко,

Воспитатель Унечской школы-интерната