Храм в честь иконы Божией Матери «Неопалимая Купина» (г. Дятьково)

Дореволюционная история Дятьково и его хрустального завода связана с родом известнейших российских промышленников, меценатов и радетелей народного блага Мальцовых. Известны они и как создатели прекрасных храмов. Нередко "восьмым чудом света" называли уникальный дятьковский храм Преображения Господня, возведенный Иваном Акимовичем Мальцовым в 1810г. Белокаменная "жемчужина" грациозно возвышалась среди аккуратных построек и зеленых насаждений. Особого внимания заслуживает описание уникального внутреннего убранства церкви, выполненного мастерами хрустальной фабрики. В седьмом томе книги "Живописная Россия" повествуется: "На главной улице села прекрасная каменная церковь, замечательная своим иконостасом из двух параллельных хрустальных стенок, заполненных в промежутках хрустальным боем (битым стеклом). При полном освещении церкви хрустальными паникадилами, иконостас является как бы алмазным, сверкая радужной игрой бесчисленных граней, что производит эффект необычайный".

Храм многократно перестраивался, совершенствовались его планировка и внутреннее убранство. В 1855г. сын Ивана Акимовича Мальцова Сергей Иванович украсил храм новым иконостасом. Однако всему этому благочестивому великолепию был уготован сравнительно недолгий век. После революции, к концу двадцатых годов прошлого столетия, он был уничтожен. По воспоминаниям очевидцев и участников событий церковь разрушалась на протяжении нескольких лет. Груды осколков некогда роскошного убранства на конных подводах вывозились на свалку. Судьба церковных реликвий и икон не известна. Чудом уцелел, оставшись без языка, церковный колокол. Сначала он хранился в укромном уголке на территории хрустального завода, а затем был перевезен в заводской музей и передан новой дятьковской Спасо-Преображенской церкви по завершении ее строительства в 1990г. Также в музее дятьковского хрусталя хранится единственный уцелевший подсвечник, выполненный из трехслойного стекла в 1838г.

Строился всем миром Новый храм, взамен разрушенного ретивыми революционерами. Но уникальную реликвию - хрустальный иконостас - не восстановили. Вот и появилась несколько лет назад идея: возвести еще один храм, в непосредственной близости от хрустального завода, но уже с хрустальным иконостасом. Да еще и посвященный важной патриотической теме - памяти погибших воинов. А по внешнему периметру храма, над зелеными газонами,- повесить мемориальные доски с фамилиями и именами конкретных жителей Дятьково, отдавших свои жизни в боях за Родину в Великой Отечественной войне. Чтобы знать, кого упоминать в молитвах и богослужениях. Неспроста и название храму присвоили - Неопалимой Купины. Дело в том, что днем освобождения Дятьково и всей Брянской области от фашистских захватчиков принято считать 17 сентября, когда отмечается праздник иконы Божьей Матери "Неопалимая Купина". А коль родилась идея строительства нового храма и пришлась она всем по душе, то начали ее воплощать в жизнь очень быстрыми темпами всем миром, вкладывая в это дело каждый, что мог. Первый камень храма заложили 25 декабря 1999г. Строительство начали 15 мая 2000г. А уже в августе этого же года полностью завершили кладку и приступили к устройству кровли. Не прошло и двух лет, а вот он храм, стоит белоснежный красавец, возвышаясь над всей округой. Хотя, конечно, и не был готов полностью, но состоялось здесь первое богослужение. Молебен отслужили и панихиду обо всех погибших.

На благородное дело восстановления хрустального иконостаса и других хрустальных элементов храма только хрусталя ушло более семи тонн. Даже сама по себе стоимость его - это огромные деньги. А ведь весь хрусталь нужно было переработать в разнообразные формы, потом подогнать и установить его на место, что также требует немалых расходов. Понадобилось на каждое изделие готовить металлические матрицы, а они тоже дорогие. К тому же иконостас создавался заново, и он вовсе не слепок с того, дореволюционного. Потребовалась сложная проработка в эскизах и чертежах, возникало немало различных проблем. Их успешно решали авторы проекта: Заслуженный художник России Евгения Вольнова и конструктор Леонид Чижов. И, конечно, им пришлось часто консультироваться с церковнослужителями, чтобы сохранить духовную направленность иконостаса и преемственность от прежнего варианта.

В храме Неопалимой Купины нас встретил управляющий делами Спасо-Преображенской церкви и одновременно руководитель строительства нового храма Виктор Арефьев. Он трудился над внутренним устройством храма вместе с мастерами. - Работал здесь с самого основания храма,- говорит он.- Когда начинали, то у нас вообще ничего не было. Храм возводили всем миром. Участвовали в этом и мебельный комбинат, и огромный цементный завод, который еще и цементом обеспечил стройку. Но по затратам, конечно, самый большой вклад хрустальный завод внес. Бывало, и простые люди приходили, помогали, чем могли. Вниманием властей не были обижены. Районные руководители хорошо поддерживали. Виктор Михайлович с гордостью показал небольшое диковинное деревце. И пояснил, что это - неопалимая купина, которая произрастает только на Синае. Батюшка-настоятель действовавшего храма привез оттуда одну веточку: "И вот, подишь ты, прижилась, пошла в рост. Значит, нравится ей здесь".

Затеяв сооружение хрустального иконостаса, жители Дятьково решили и все сопутствующее убранство храма максимально приблизить к мальцовским временам. Например, устроили здесь под куполом его хрустальное паникадило, попросту - люстру. Администрация завода хрусталя пошла навстречу и подарила храму паникадило из Дома культуры предприятия. Огромных размеров, более четырех метров в диаметре, оно не вписывалось в габариты церкви. Проблему решал конструктор Леонид Чижов.

В перспективе запланировали изготовить великолепные хрустальные подсвечники, какие были у Мальцова, купель и все облачение на престол хрустальные. Чтобы сияло и сверкало убранство храма, как на большом празднике.

Не забыли и про окружающую храм территорию. Облагородили ее, посадили деревья, устроили газоны, красивые фонари поставили. Заболоченный орловский пруд, расположенный рядом, решили очистить, проложить новое русло ручья, соединяющего его с другими дятьковскими прудами. В свое время Мальцовы устроили эти пруды и поставили на них плотины, чтобы энергией воды приводить в движение станки, которые нарезали алмазные грани на изделиях Дятьковского хрустального завода. Когда всю прилегающую территорию облагородили, то и центр города сместился к храму Неопалимой Купины. И стало здесь всегда многолюдно и торжественно. А жители города и его гости приходят к стенам храма поклониться тем, кто сложил свои головы за их независимость.


  • Полисмак В. Храм неопалимой купины: Уникальный проект к 60-летнему юбилею Победы [Электронный ресурс] // Архитектура. Строительство. Дизайн .- М., 2005.- Режим доступа: http://www.acdjournal.ru/2005-2/219/p.html 23 апреля 2007 г.