Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла 21 декабря 2012 года резолюцию, в которой 21 марта, начиная с 2013 года, было объявлено Международным днем лесов.
Леса являются, наиболее биологически разнообразными экосистемами суши, где обитает и произрастает более половины наземных видов животных, насекомых и растений. Леса — это также жилье, работа и безопасность для зависящего от них населения.
Они играют ключевую роль в борьбе с изменением климата. Леса содействуют поддержанию сбалансированного содержания кислорода, углекислого газа и влаги в воздухе. Защищают водоразделы, которые обеспечивают приток пресной воды в реках.
Если вы прочитали официальную информацию, размещенную выше, то знаете про лес и его день почти все. Но кое-что постоянно остается за кадром. Например, что такое лес? Этот вопрос был задан одним из первых на встрече учеников 8 «а» класса Суземской школы №1 с руководством Погощенского и Негинского лесничества. Встреча, а также выставка рисунков, экспозиция в библиотеке были специально приурочены к этому дню. Как ни странно, ребята замялись. Ну, подумаешь, лес... Деревья, кусты, трава, грибы, звери, птицы. | Все это нам так близко и знакомо с детства, что труд но себе представить, что этот прогретый солнцем, | пропитанный смоляным духом сосновый бор, тенистую кружевную березовую рощу, мрачный колючий ельник можно вместить в какой-то научный термин. Лес - это наша жизнь, что тут непонятного. Однако, Денис Писарев, ученик тре- тьего класса, считает по- | другому: «Лес - это составная и очень важная часть биосферы, а также один из основных типов растительности, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхи, лишайники), включающий животных и микроорганизмы, биологически взаимосвязанных в своём развитии и влияющих друг на друга и на внешнюю среду».
От такого ответа немного оторопели даже видавшие виды учителя, что называется «знай наших». Но вообще на встрече речь шла обо всем и совсем не казенными, а простыми человеческими словами, понятными каждому. Андрей Владимирович Матросов, участковый инспектор Негинского лесничества, напомнил ребятам о том, что «Брянские леса - России краса», и этой красы у нас 80 тысяч гектаров, разделенных на четыре равные части - лесничества, которые следят за порядком на своей территории, контролируют, как арендаторы исполняют свои обязательства по восстановлению, уходу и рубке, как они заботятся об охране леса.
Петр Петрович Орловский, лесничий Погощенского лесничества, сходу решил опровергнуть все слухи, которыми полнится земля суземская якобы леса у нас почти не осталось - все вырубили, уничтожили, загубили. Оказывается, все совсем не так: вырубаются только те участки леса, на которых возраст деревьев достиг своего пика, у сосны - это 80 лет. Конечно, она может стоять и в два раза дольше, но старые деревья, как пишет Лесная энциклопедия, не выполняют своего экологического назначения - водоохраной и санитарно-гииенической функции. Так вот, как уверяет лесничий, у нас рубят только зрелый лес, взамен которого тут же высаживают новый.
В этом и состоит самая главная задача людей, связанных с лесом, - вырастить его. Сначала зимой от самых «породистых» и ценных деревьев берут семена. Потом в течение года происходит отбор и сертификация семян. На следующий год весной их высаживают во временные питомники. Как только ростки достигнут 12 сантиметров (пройдет еще два года), их высаживают на предварительно подготовленные лесосеки. Далее в течение 20-30 лет их сначала пропалывают, потом прореживают, убирают сухостой, проводят санитарные рубки. И в течение всей жизни дерева - ухаживают за ним, берегут от пожара, болезней и вредителей. «Каждый лесничий знает все деревья на участке в лицо», раньше казалось, что так говорят для красного словца, но А.В. Матросов уверил, что так оно и есть на самом деле. Еще бы - за каждой сосенкой или дубком от самого его рождения нужно ухаживать как за маленьким ребенком, пока не проводишь его в последний путь. Тут и жизни не хватит. Деревья все-таки живут дольше людей.
Многих ребят заинтересовал вопрос, почему в нашем лесу появилось так много вредителей. Не сделали ли это специально, чтобы потом спокойно пилить зараженный жуком-типографом ельник. Но специалисты так не думают. Причиной наступления «типографа» стала засуха 2010 года. Уровень воды упал, корни деревьев ее почти не доставали, в еловых деревьях уменьшилась выработка смолы. Потому короеды стали чувствовать себя прекрасно - смола больше не затягивала проделанные ими отверстия.
Максим Натекин задал вопрос о противопожарной профилактике, и тут лесничие заулыбались: за прошедшие годы серьезных пожаров на нашей территории не зарегистрировано, мелкие быстро ликвидировались, потому что «у нас есть вышки, видеокамеры, проводится постоянное патрулирование, организованы минерализованные полосы, создана лесная противопожарная служба, оснащенная специальными машинами и ранцевыми огнетушителями». Немногим захочется жечь в лесу костры в пожароопасный период после того, как они узнали, что за это положен штраф от полутора тысяч рублей.
Вообще вопросы были очень разные: Алексею Николаенкову было интересно: справляются ли арендаторы со своими обязанностями (в основном, справляются, следят за ними очень строго, а требований к ним все больше), Л. В. Говорову - как получить лес в аренду, Е.Н. Пульнову - почему с полей не вывозится некондиционный лес (к сожалению, в компетенцию лесничества не входят эти вопросы), как выбираются деревья для рубки и так далее. Урока не хватило. Но это не беда. Лесничие пообещали, что в этом году старшие школьники смогут сами поработать в лесу - на посадке саженцев, уборке несанкционированных свалок, благоустройстве лесных зон отдыха.
Уже 1 апреля вместе с сотрудниками заповедника ученики примут участие в международном Дне птиц - вывесят свои скворечники в лесу под Смелижом, на памятном месте - у мемориала на партизанском аэродроме.
А младшим школьникам пока еще не доверяют такие сложные природоохранные акции, но они единогласно пообещали, что не будут сорить в лесу, жечь костры и ломать молодые деревья. Хотя именно этот третий «б», в котором учитель биологии Н.И. Грищенкова провела урок, посвященный охране леса, может в азарте, разделившись на команды, посадить и аллею, и целый парк, накормить всех птиц и зверей - в них живет уверенность, что именно они и есть настоящие защитники и знатоки леса, им любое задание по плечу, они готовы хоть завтра, по первому зову...
Хороших людей-человеков воспитывают в наших школах. Жизнь, к сожалению, научит другому. Но уроки уважения к природе, ко всему живому, дышащему, шелестящему, звенящему на заре, наверное, останутся. Очень этого хотелось бы.