«Брянские леса – России краса»

Пульнова Е. «Брянские леса – России краса» // Рассвет (Суземский р-н).- 26 марта. – N24.- С.1
-- Экологическая работа учебных учреждений


Генеральная Ассамблея Организации Объединен­ных Наций приняла 21 де­кабря 2012 года резолю­цию, в которой 21 марта, начиная с 2013 года, было объявлено Международ­ным днем лесов.

Леса являются, наибо­лее биологически разнооб­разными экосистемами су­ши, где обитает и произра­стает более половины на­земных видов животных, насекомых и растений. Ле­са — это также жилье, ра­бота и безопасность для зависящего от них населе­ния.

Они играют ключевую роль в борьбе с изменени­ем климата. Леса содейст­вуют поддержанию сба­лансированного содержа­ния кислорода, углекисло­го газа и влаги в воздухе. Защищают водоразделы, которые обеспечивают приток пресной воды в ре­ках.

Если вы прочитали офи­циальную информацию, раз­мещенную выше, то знаете про лес и его день почти все. Но кое-что постоянно остает­ся за кадром. Например, что такое лес? Этот вопрос был задан одним из первых на встрече учеников 8 «а» класса Суземской школы №1 с руко­водством Погощенского и Негинского лесничества. Встреча, а также выставка рисунков, экспозиция в библиотеке были специально приурочены к этому дню. Как ни странно, ребята за­мялись. Ну, подумаешь, лес... Деревья, кусты, трава, грибы, звери, птицы. | Все это нам так близко и знакомо с детства, что труд но себе представить, что этот прогретый солнцем, | пропитанный смоляным духом сосновый бор, тенистую кружевную березовую рощу, мрачный колючий ельник можно вместить в какой-то научный термин. Лес - это наша жизнь, что тут непонятного. Однако, Денис Писарев, ученик тре- тьего класса, считает по- | другому: «Лес - это составная и очень важная часть биосферы, а также один из основных типов растительности, состоящий из совокупности древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхи, ли­шайники), включающий жи­вотных и микроорганизмы, биологически взаимосвязан­ных в своём развитии и влия­ющих друг на друга и на внешнюю среду».

От такого ответа немного оторопели даже видавшие виды учителя, что называется «знай наших». Но вообще на встрече речь шла обо всем и совсем не казенными, а про­стыми человеческими слова­ми, понятными каждому. Анд­рей Владимирович Матро­сов, участковый инспектор Негинского лесничества, на­помнил ребятам о том, что «Брянские леса - России кра­са», и этой красы у нас 80 ты­сяч гектаров, разделенных на четыре равные части - лесни­чества, которые следят за по­рядком на своей территории, контролируют, как арендато­ры исполняют свои обяза­тельства по восстановлению, уходу и рубке, как они заботятся об охране леса.

Петр Петрович Орлов­ский, лесничий Погощенско­го лесничества, сходу решил опровергнуть все слухи, ко­торыми полнится земля суземская якобы леса у нас почти не осталось - все выру­били, уничтожили, загубили. Оказывается, все совсем не так: вырубаются только те участки леса, на которых воз­раст деревьев достиг своего пика, у сосны - это 80 лет. Ко­нечно, она может стоять и в два раза дольше, но старые деревья, как пишет Лесная энциклопедия, не выполняют своего экологического на­значения - водоохраной и санитарно-гииенической функ­ции. Так вот, как уверяет лес­ничий, у нас рубят только зрелый лес, взамен которого тут же высаживают новый.

В этом и состоит самая главная задача людей, свя­занных с лесом, - вырастить его. Сначала зимой от самых «породистых» и ценных дере­вьев берут семена. Потом в течение года происходит от­бор и сертификация семян. На следующий год весной их высаживают во временные питомники. Как только ростки достигнут 12 сантиметров (пройдет еще два года), их высаживают на предвари­тельно подготовленные лесо­секи. Далее в течение 20-30 лет их сначала пропалывают, потом прореживают, убирают сухостой, проводят санитар­ные рубки. И в течение всей жизни дерева - ухаживают за ним, берегут от пожара, бо­лезней и вредителей. «Каж­дый лесничий знает все де­ревья на участке в лицо», раньше казалось, что так го­ворят для красного словца, но А.В. Матросов уверил, что так оно и есть на самом деле. Еще бы - за каждой сосенкой или дубком от самого его рождения нужно ухаживать как за маленьким ребенком, пока не проводишь его в по­следний путь. Тут и жизни не хватит. Деревья все-таки жи­вут дольше людей.

Многих ребят заинтересовал вопрос, почему в на­шем лесу появилось так мно­го вредителей. Не сделали ли это специально, чтобы по­том спокойно пилить зара­женный жуком-типографом ельник. Но специалисты так не думают. Причиной наступ­ления «типографа» стала за­суха 2010 года. Уровень воды упал, корни деревьев ее поч­ти не доставали, в еловых де­ревьях уменьшилась выра­ботка смолы. Потому корое­ды стали чувствовать себя прекрасно - смола больше не затягивала проделанные ими отверстия.

Максим Натекин задал вопрос о противопожарной профилактике, и тут лесни­чие заулыбались: за прошед­шие годы серьезных пожаров на нашей территории не за­регистрировано, мелкие бы­стро ликвидировались, пото­му что «у нас есть вышки, ви­деокамеры, проводится по­стоянное патрулирование, организованы минерализо­ванные полосы, создана лес­ная противопожарная служ­ба, оснащенная специальны­ми машинами и ранцевыми огнетушителями». Немногим захочется жечь в лесу костры в пожароопасный период после того, как они узнали, что за это положен штраф от по­лутора тысяч рублей.

Вообще вопросы были очень разные: Алексею Николаенкову было интересно: справляются ли арендаторы со своими обязанностями (в основном, справляются, сле­дят за ними очень строго, а требований к ним все боль­ше), Л. В. Говорову - как по­лучить лес в аренду, Е.Н. Пульнову - почему с полей не вывозится некондиционный лес (к сожалению, в компе­тенцию лесничества не вхо­дят эти вопросы), как выби­раются деревья для рубки и так далее. Урока не хватило. Но это не беда. Лесничие по­обещали, что в этом году старшие школьники смогут сами поработать в лесу - на посадке саженцев, уборке несанкционированных свалок, благоустройстве лесных зон отдыха.

Уже 1 апреля вместе с со­трудниками заповедника уче­ники примут участие в меж­дународном Дне птиц - выве­сят свои скворечники в лесу под Смелижом, на памятном месте - у мемориала на пар­тизанском аэродроме.

А младшим школьникам пока еще не доверяют такие сложные природоохранные акции, но они единогласно пообещали, что не будут со­рить в лесу, жечь костры и ло­мать молодые деревья. Хотя именно этот третий «б», в ко­тором учитель биологии Н.И. Грищенкова провела урок, посвященный охране леса, может в азарте, разделив­шись на команды, посадить и аллею, и целый парк, накор­мить всех птиц и зверей - в них живет уверенность, что именно они и есть настоящие защитники и знатоки леса, им любое задание по плечу, они готовы хоть завтра, по перво­му зову...

Хороших людей-человеков воспитывают в наших школах. Жизнь, к сожалению, научит другому. Но уроки ува­жения к природе, ко всему живому, дышащему, шелестящему, звенящему на заре, наверное, останутся. Очень этого хотелось бы.