Есть наука живое любить

Андровская В. Есть наука живое любить // Брянский рабочий.- 2008.- 28 нояб. (№47).- С.11
На базе школы №19 г. Брянска прошла городская конференция по вопросам сохранения экологического направления в системе образования Брянщины
-- Экологическое образование и просвещение

О том, что природа не прощает пренебрежительного к себе отношения, мы слышим часто. Но понимаем ли то, что слышим? И покачав головой по поводу собственного несовершенства, равнодушно согласимся с тем, что гвоздь в своем ботинке для каждого из нас важней мировых проблем? А потом забудем и думать об экологии... до нового грома?

В Брянском городском информационно-методическом центре работают люди, которые заботятся о том, чтобы сберечь экологическое направление в системе образования Брянщины. Этой проблематике была посвящена городская конференция, которая про шла на минувшей неделе на базе школы №19 Брянска и организатором которой выступил ГИМЦ.

— Экологическая направленность образования и воспитания современных школьников очень важна, — говорит заведующий лабораторией управления центра С.Ф. Иванин, — поэтому не должны оставаться в тени ни связанные с нею достижения, ни насущные задачи, ни существующие проблемы. Его коллега, методист ГИМЦа Н.Н. Дмитриева объяснила корреспонденту «Брянской учительской газеты» мотивы, которыми руководствовался центр, приглашал на конкурс не только практиков, но и ученых.

— Наша работа, как и сама методика, на стыке теории и практики, — говорит Надежда Николаевна, — и это те две стороны инновационного образовательного процесса, которые лежат в основе эффективной работы на результат. Это не оказалось пустой декларацией — подтвердилось делом конкретным. Коллектив центра, возглавляемый Д. П. Будановой, человеком эрудированным и творческим, действительно постарался организовать работу конференции так, чтобы и о том, что конкретно удается или не удается, откровенно поговорили, и проблемы обсудили общие, которые всех и каждого бы затрагивать, не оставлять равнодушными. Ведь есть же в конце концов понятие социального заказа и не зря озабочено мировое сообщество вопросами экологии.

С напоминания об этом и начала Дина Павловна свое выступление, посвященное актуальной теме: известной концепции устойчивого развития мирового сообщества и отдельных стран. Она провозглашает своей целью достижение такого развития, при котором научно-технический прогресс и сохранение окружающей среды перестанут быть альтернативными, и большое внимание уделяет экологическому образованию. Существует даже аббревиатура, означающая образование в целях устойчивого развития (ОУР), в 2005 году ООН объявила декаду, посвященную такому образовательному процессу, в том же году в России прошли парламентские слушания, в процессе которых не раз говорилось о том, что такое направление должно стать главной инновацией в современном школьном российском образовании. Увы и ах, достижение такое пока и на горизонте не маячит, хотя часть вопросов, касающихся устойчивого развития, рассматриваются в учебниках по экологии. Но требуется новый этап развития экологического образования, считает докладчик, а сегодня в школах России нет даже самостоятельного предмета «Экология», он изучается по интегрированному варианту в рамках дисциплин естественнонаучной и гуманитарной областей знания. Эту тему поддержала методист центра А.А. Пчеленок, которая на конкретных примерах доказала: среди брянских педагогов немало энтузиастов, которые успешно занимаются экологическим образованием и воспитанием школьников. Когда их инициативы поддерживает администрация учебного заведения. Ученики и педагоги школы № 64, к примеру, уже шесть лет работают над сохранением многообразия лесопарковой зоны, их экологический социальный проект занял первое место в области и призовое в России. Учащихся школы № 18 заботит чистота родного 10-го микрорайона, а учебно-опытный участок гимназии № 3 всегда в отличном состоянии. В шести учреждениях дополнительного образования ведется определенная работа экологической направленности. В их числе центры внешкольной работы Брянска и Центр детского творчества городского управления образования, а также Центр внешкольной работы Советского района, .Центр детского творчества Фокинского района, Центр детского и юношеского туризма и экскурсий, Центр детского творчества Брянска. 16 объединений работают на базе школ №№ 1, 12, 17, 29, 59, а также гимназии № 5.

Впрочем, конференция не была бы столь актуальной, значимой, если бы ограничилась рукоплесканиями в адрес активистов-экологов, в числе которых и школьники, и педагоги, и директора учебных заведений. Многих волнует судьба инновационной образовательной модели «Экология. Диалектика», на основе которой десятилетие работали 11 школ города. Теперь их осталось всего четыре. А ведь в основе образовательного процесса, построенного по этой модели (автор программы Л.В. Тарасов), — предметы, изучение которых современному «племени младому» необходимо, если уж не для целей лично-конъюнктурного характера, так для того хотя бы, чтоб ошибки отцов и дедов не повторяли, и забыв на миг о гвозде в собственном ботинке, землю родную сберегли. Так, по крайней мере, мне в городском методическом центре объяснили. А вот то, что количество таких инновационных учреждений сократилось — один из основных мотивов созыва конференции.

— Надо таким школам помогать, — считают сотрудники центра, и, конечно же, выступление директора школы № 19 СИ. Матюшиной эту точку зрения подтвердило. Потому что хотим мы того или нет, но факты вещь упрямая. Школ таких стало меньше. Значит, что-то остается за кадром. А между тем в соответствии со статьей № 32 Закона об образовании (пункт 2/6) разработка и утверждение учебных планов — в компетенции образовательного учреждения. Значит, законодательство инициативе не препятствует, потому-то и прозвучала с трибуны конференции просьба помочь, в которой слышна и надежда на содействие.

Философии экологического образования, его истокам к месту в образовательной системе было посвящено выступление аспиранта кафедры зоологии БГУ П.В. Романенко.

Директор Брянского областного эколого-биологического центра, кандидат педагогических наук Н.А. Калиничев свою обстоятельную речь посвятил преимущественно дополнительному образованию и его роли в формировании экологической культуры молодежи. Он, однако, сумел нарисовать и общую картину образовательной системы это­го направления.

Для практической реализации целей и задач экологического образования учеными было предложено три модели его осуществления: одновариантная, многовариантная, смешанная. Одновариантная модель обучения предполагала разработку и преподавание интегрированного курса экологии, объединяющего в себе различные знания о взаимосвязях в природе и взаимодействии природы и общества. Многовариантная модель должна была реализовываться посредством экологизации различных дисциплин, преподаваемых в школе, и предполагала включение экологических знаний в содер­жание учебных предметов. Смешанная модель объединяла одновариантную и многовариантную модель, то есть включала обязательное преподавание экологии и экологизацию учебных предметов. Ориентируясь на эти рекомендации, экологическое образование области также осуществляется потрем направлениям. Что касается первого из них — базового, — радует, что предмет «Экология» включен в учебные планы 209 школ области, 57 учреждений начального или среднего профессионального образования. Не подвела сторонников экологического воспитания и система дополнительного образования области: почти 10 тысяч учащихся посещают кружки этого направления. А областной эколого-биологический центр сумел даже создать под своим крылом новые формы дополнительного образования: первичные организации областного научного общества учащихся (их 23) и 57 первичных организаций, входящих в состав «Родной Брянщины», которая в свою очередь является общественной патриотической организацией экологического направления. По инициативе центра создана и действует областная очно-заочная школа. 12 процентов учащихся области включены в систему эколого-биологического образования области, такие сведения содержатся в докладе Н.А.Калиничева.

Двенадцать процентов... Это много или мало? Николай Александрович на этот вопрос не отвечает, но предлагает обсудить возможные перспективы.

Собственно, это еще одна задача, которая стояла перед организаторами конференции, участие в которой приняли директора школ города, педагоги и даже учащиеся — те, что сумели отстоять это право, став победителями многих конкурсов как на брянской земле, так и за ее пределами. Этих людей объединяет любовь к природе, к той самой, что стала колыбелью увлеченного техникой человечества. А педагогов и организаторов конференции сближает еще и стремление с методической тонкостью привить новому поколению бережное отношение к окружающему нас живому миру. Ведь мы тоже ему принадлежим.

Вера АНДРОВСКАЯ