| ПРОГРАММА | СПИСОК УЧАСТНИКОВ | СВОДНЫЙ ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ БИБЛИОТЕК ОБЛАСТИ |










Сомова Наталья Александровна,
Начальник управления культуры Брянской области

Особенности работы учреждений культуры в постчернобыльский период.

Двадцатилетие на постчернобыльском пространстве отмечено целенаправленной активной работой учреждений культуры в приграничных областях России, Белоруссии, Украины, наиболее пострадавших в результате аварии. Эта работа нередко осуществлялась не благодаря, а вопреки устремлениям отдельных политиков. 20-летие характеризуется активностью истинной народной дипломатии, в которой деятели культуры заняли последовательную позицию. Они не ревизировали опыт совместной работы предыдущего периода, а, сохраняя традиции, активно их развивали и приумножали в проектах различного формата. При этом Чернобыльская беда объединяла их и в определенном смысле вокруг Чернобыльской аварии, обсуждения актуальных проблем постчернобыльского периода, поиска оптимальных путей преодоления последствий.

Важно, что в настоящее время сформировалась региональная многоуровневая система (многоаспектного диалога) культурного сотрудничества, активно развивающегося во времени:

  • органов государственной власти приграничных областей;
  • ведущих областных учреждений культуры - базовых методических центров;
  • учреждений, организаций муниципального уровня;
  • сельских учреждений культуры непосредственно граничащих районов;
  • личные, индивидуальные инициативы работников культуры приграничных областей.

Актуальность Чернобыльской проблематики, ее жизненно-важное значение для населения, проживающего на зараженной территории, в определенной мере сделали тему Чернобыля - стержневой в деятельности культурного сообщества Брянской области.

Брянская область стала инициатором проведения Межгосударственных школ, семинаров библиотекарей, создания полнотекстовых баз, объединивших информационные ресурсы Гомельской, Черниговской, Брянской областей. Серьезная последовательная научная работа библиотечного сообщества создала в Брянской области особую среду, в которой сформировались и выросли многие перспективные проекты образования. По-видимому, далеко не случайны убедительные успехи, победы учащихся общеобразовательных средних школ, студентов вузов на престижных Всероссийских международных экологических конкурсах.

Тема Чернобыля находится в центре внимания детей и подростков - воспитанников детских художественных школ. В образной художественно-изобразительной форме юные художники размышляют о красоте окружающего мира и его хрупкости, о последствиях Чернобыля. Полагаю, что обостренное восприятие Чернобыльскими детьми ( детьми , рожденными и проживающими на зараженной территории) аварии и ее последствий, особенно остро "проживают" и "пропускают" через себя чернобыльскую проблематику, обуславливает необычайный художественный результат.

Можно с полным основанием говорить о формировании на базе ведущих детских художественных школ городов Брянск, Унеча, Новозыбков новой популяции молодых художников, для которых тема экологии души, экологии природы стала основой для творческих поисков. Видимо, этим можно объяснить многочисленные победы выпускников вышеуказанных школ на международных выставках, фестивалях детского художественного творчества.

Кстати, творчество ребят, посвященное этой проблематике, вызывает большой интерес наших зарубежных партнеров в Германии, Швейцарии, Китая, США.

Как это не парадоксально, Чернобыль сплотил на постсоветском пространстве силы сообщества работников культуры, активизировал голос нашего профессионального сообщества, в определенной мере способствовал усилению гражданского самосознания наших специалистов. В силу чего, на мой взгляд , в эти годы значительно повысился авторитет работников культуры в местном сообществе.

Важно подчеркнуть, что культурное сотрудничество в приграничных областях России, Белоруссии, Украины, наиболее пострадавших от Чернобыльской аварии, за последние 20 лет, не только не ослабевало, но обрело новые плодотворные и интересные формы. Особое внимание в этой работе было уделено социально незащищенным категориям населения - детям, студентам, непосредственным ликвидаторам Чернобыльской аварии.

Эта работа не утратила своей актуальности, получила признание на Международном и Всероссийском уровне.








© Брянская областная научная универсальная библиотека имени Ф.И. Тютчева