 |
|
Иванова Александра Алексеевна,
библиограф МУ "Межпоселенческая централизованная библиотечная система
Новозыбковского района",
Заслуженный работник культуры. |
Из истории погибших деревень
Не предать забвению… Памяти села Святск. (к 20-летию аварии на ЧАЭС)
Святск - село старинное: ему от роду больше трех веков. Далекие предки в свое время сильно разошлись во взглядах с патриархом Никоном - остались в старой вере, чем и навлекли на себя царский гнев. Спасаясь от бед и кривд, они ушли на окраинные земли Российского государства да там и осели своей старообрядческой общиной. Село Святск, если смотреть по карте, как раз на самом краешке России стоит, у границы с Белоруссией.
Своим названием село обязано роднику-кринице. В давние времена, если верить легенде, священник, совершая обряд освящения этого родника, неловко взмахнул рукавом рясы и уронил в воду серебряный крест. С тех пор люди стали называть воду святой, а уж от нее и к селу пришло название Святск. Согласно Летописи Киево-Печерской Лавры, еще до 1610 года это место было известно как святое. В двух километрах от него находился древний монастырь, который закрылся из-за отсутствия средств, а в центре поселения слободы Святской имелись источники питьевой воды, которую иноки почитали целебной.
Недалеко от криницы был поставлен поклонный крест с иконой Спасителя и негасимой лампадой. У основания креста стояла "братская кружка", куда богомольцы опускали пожертвования. Здесь усталый путник мог помолиться и попить студеной воды.
Стоит Святск на взгорке, будто предки не село, а храм для души своей ставили. С какой стороны ни посмотри на него, оно всегда перед тобой дивом является своей планировкой - две продольные улицы, связанные друг с другом поперечными пролетами, - село как бы поделено на квадраты с Красной площадью в центре. Дома и массивные хозяйственные постройки купеческих и мещанских подворий, обнесенные заборами, окна ночью плотно прикрытые ставнями, - все это делало необычным облик посада Святск. Основным и излюбленным средством декора деревянных зданий была кропильная резьба. Резьбой порою покрывалась почти вся поверхность главного фасада дома снизу доверху. Это была резьба самая замысловатая, разнообразная по форме и художественному замыслу (особенно наличники).
Вместе с верой своей старообрядцы принесли в эти места и сохранили целый пласт древнерусской культуры.
Испокон веков в Святске жили русские, украинцы, белорусы, евреи - жизнь объединила маленький святский народ в добрый человеческий интернационал. В селе спокойно уживались две церкви - старообрядческая и православная нового типа, молельный дом старообрядцев-беспоповцев и синагога. Когда строилась старообрядческая церковь Успения, евреи помогали деньгами. В приходской церкви Успения еще до недавнего времени можно было увидеть иконы художников рублевской школы, старинные, на замках, церковные книги. Здание церкви было разграблено и сгорело в 2001 году. Каждый дом в Святске напоминал собой маленький музей со своей неповторимой экспозицией старинных икон. Да и быт села во многом нес на себе родимые пятна старообрядчества. Кто бы ни побывал в Святске - историки, этнографы, лингвисты и другой ученый народ - все, как один отмечали необыкновенную чистоту в жилище, редкостную в наше время уважительность, царившую в отношениях между людьми, строгое следование нравственным заповедям предков.
По воскресеньям в селе шумели базары. Одних только ярмарок здесь собиралось по десяти в году, и все они были приурочены к церковному календарю: Филипповская, Петровская, Успенская … С рассветом в село стекался народ со всей округи. Соседние белорусские вески везли гусей в больших плетёных корзинах, другую живность. Из украинских сел приезжали гончары с высокими возами, уставленными рядами горшков, кувшинов, мисок. Ближние русские селенья везли на подводах меды в бочонках, горы мешков с рожью и пшеницей. Все, чем богата округа, можно было увидеть на ярмарке в Святске.
Торговый люд собирался в Святске недели за две до ярмарки. К селу прикочевывали и располагались на окрестных лугах цыганские таборы. За околицей вырастали разноцветные карусели. После полудня ярмарка шла на убыль, стихал людской гомон, пустела ярмарочная площадь в центре села.
В далеком 17 столетии начали заселяться земли "порубежья", где ныне сходятся Брянская и Гомельская области. В течение многих веков эти места служили пристанищем для всякого беглого люда, глухие бескрайние леса прятали надежно. Некоторые скиты-поселения располагались на островках среди огромных болот-зыбунов, которые назывались чарусами. Власти в такие урочища боялись сунуться. Поселенцы обретали здесь волю и свободу. В 17 веке эти земли подчинялись уже Стародубскому казачьему полку, входившему в состав Малороссии. 18 век был временем быстрого развития старообрядческих слобод. В 1723 году в слободе Святской насчитывалось 6 дворов, 4 бобыльских хаты и 7 пустых хат, а в 1781 году - 13 дворов, 20 хат крестьян Киево-Печерской Лавры и 61 двор, 80 хат купцов и мещан "ведения конторы описанных в Малой России слобод". Жители занимались хлебопашеством, продавали в Стародубе и слободе Зыбкой соль и пеньку, занимались доставкой купеческих товаров, по преимуществу мыла, в Варшаву, Вильно, изготавливали для последующей продажи в Киеве, Ромнах и иных малороссийских городах конопляное масло.
Как утверждают летописи Киево-Печерской Лавры, старообрядческая слобода Святская была населена Лаврскими монахами в 1712 году. "Осадное письмо", позволяющее узаконить свой приход на эти земли, было получено по разрешению тогдашнего архимандрита Афанасия Миславского данного
"року 1713, месяца июня, 18 дня". Эта дата стала днем основания Святска.
В 19 веке в Святске проживало 3600 жителей, и назывался он не селом, а посадом. Посад - в России до 1917 года небольшой торгово-ремесленный городок, пригород, предместье. В начале 20 века Святск становится одним из крупнейших поселений Суражского уезда Черниговской губернии. В нем было 5 церквей, одна синагога, три кирпичных завода и шесть кожевенных фабрик, среди которых выделялся кожевенный завод Тюрюхова с годовым производством кожевенного товара на 16 тысяч рублей, маслосырзавод, 29 торговых лавок. А еще мельницы, хлебопекарни. Знаменитые баранки и бублики славились на всю страну. Здесь было развито шорное, колесное и бондарное производство, были распространены кустарные промыслы - портняжное и скорняжное процветали коммерция, рыболовство, пчеловодство и садоводство. Но главным было сапожное ремесло. Деятельность купцов-предпринимателей была успешной.
Незначительное количество земли и скудные по составу дерново-подзолистые супесчаные почвы не могли прокормить семьи поселян: своего хлеба до нового урожая не хватало. Каменщики и плотники уезжали на рабочий сезон в большие города, другие - в Белоруссию, где арендовали участки земли и разводили огороды. Часть жителей Святска принадлежала к сословию государственных крестьян, которые занимались хлебопашеством.
В начале 20 века в Новозыбковском уезде возникли кооперативные организации. 8(21) мая 1910 года был создан Новозыбковский союз кредитных и ссудо-сберегательных товариществ. Одним из инициаторов создания было Святское кредитное товарищество. Основной функцией союза являлось краткосрочное и долгосрочное кредитование своих членов.
В Святске действовали две школы: церковно-приходская и земская. Был свой любительский театр, где ставили Гоголя, Островского, Чехова.
В 1917 году наступила новая эра в истории Святска. 9 мая 1923 года Святск был присоединен к Новозыбковскому уезду.
В 20-годы в уезде стала развиваться потребкооперация. По состоянию на 1 января 1925 года в ведении районного союза потребительских обществ находилось 10 многолавок и 18 однолавок, в т.ч. и Святская.
С введением новой экономической политики стала развиваться торговля, особенно базарная и ярмарочная. В Святске базары собирались по три раза в неделю. Крестьянское население городов и посадов удовлетворяло свои потребности в товарах, осуществляя их сбыт и приобретение.
В 1929 году Новозыбковский уезд был преобразован в Новозыбковский район Западной области, в составе которого был Святск. На смену единоличному крестьянскому хозяйству пришло коллективное хозяйство. В Святске был организован колхоз "Интернационал".
В 1936 году была создана Святская участковая больница на 25 коек. (В 1989 году была закрыта в связи с обязательным отселением жителей после Чернобыльской катастрофы). В 20-е годы в Святске работала школа сельской молодежи. Святская школа крестьянской молодежи была преобразована в среднюю школу.
21 июня 1941 года в школах прошли выпускные вечера. Директор школы Семов А.А. вручал выпускникам документы об окончании школы и похвальные листы. В августе 1941 года территория Новозыбковского района была захвачена фашистскими войсками. В селах создавались подпольные организации, в Святске она состояла из четырех человек. Подпольщики распространяли сводки Совинформбюро, листовки, брошюры, обращения к полицейским. Для подавления сопротивления населения фашистами был организован террор. 21 января 1942 года в Святск прибыл карательный отряд, согнали всех евреев, проживавших в селе, во двор управы. 116 человек раздели и держали на морозе, затем расстреляли. Всего же в Святске во время карательных операций (октябрь 1941 - январь 1942г.г.) убито 149 человек. Освобождение от фашизма пришло к жителям Святска в конце 1943 года. За время оккупации в селе было сожжено 120 дворов, все хозяйственные постройки разрушены, скот угнан в Германию.
После освобождения население приступило к возрождению колхоза. Несмотря на трудности, в течение октября 1943 года колхоз был восстановлен. В июле 1944 года колхоз приступил к уборке первого послевоенного урожая. Святский колхоз "Интернационал" был в числе лучших. Самоотверженно работали женщины, старики, дети.
5 июля 1944 года Новозыбковский район и село Святск вошли в состав Брянской области. Поднимая разрушенное хозяйство, население изыскивало средства для помощи фронту. Труженики Новозыбковского района собрали средства на строительство танковой колонны "Новозыбковский колхозник". Весть о капитуляции гитлеровской Германии пришла в Новозыбковский край на рассвете 9 мая 1945 года. Наши славные земляки в этой войне выстояли и победили, подняли из пепла и руин свой город и свои села. В селе Святск родился дважды Герой Советского Союза Д.А.Драгунский. Его перу принадлежит книга воспоминаний "Годы в броне". Драгунский "Почетный гражданин" г. Новозыбкова и Новозыбковского района. Умер Д.А.Драгунский 12 октября 1992 года.
Закончилась Великая Отечественная война. На мраморных плитах мемориала на Красной площади села запечатлено 300 фамилий русских, украинцев, белорусов, евреев, не вернувшихся с войны. В послевоенное время все население включилось в выполнение плана развития народного хозяйства Новозыбковского района. Несмотря на трудности послевоенного периода, государство помогло нашему району в восстановлении сельского хозяйства. Были отпущены долгосрочные кредиты, строительные леса, гвозди, стекло. Колхозы получали сельскохозяйственные машины, удобрения, семена. В 1949 году в Святске было 2 колхоза "Интернационал" и им. Сталина. Расширились площади для посева картофеля и овощей, восстановлено травосеяние. Сдавали хлеб Родине сверх плана. В селе строились и восстанавливались дома колхозников. В 1943 году в Святске было открыто отделение связи. Через некоторое время была отстроена хлебопекарня. Строителями ДСУ - 3 была проведена асфальтированная дорога Новозыбков-Святск. 60-е годы ознаменовались подъемом сельского хозяйства. В достигнутых успехах огромная роль принадлежит главному агроному колхоза И.А.Морозову. Большой вклад в развитие сельскохозяйственного производства внес председатель колхоза им. 22 партсъезда М.И.Степуро. В течение 10 лет Святск вышел в число передовых хозяйств района. Урожайность зерновых стала расти и вскоре превысила 50 ц с гектара. Надои молока от коровы достигли четырех тысяч килограммов в год.
Село за 70-80 годы словно преобразилось. Новая современная школа-десятилетка, новый типовой детский сад, новая улица Молодежная, новый прекрасный Дом культуры, которому мог бы позавидовать Брянск.
О развитии культуры в селе Святск надо сказать отдельно. В 20-е годы в селе была семилетняя школа с сельскохозяйственным уклоном, врачебный пункт, аптека, две избы-читальни, одна из которых - еврейская. Из "антикультурных" учреждений имелись церковь и винная лавка. Всего в селе насчитывалось 660 хозяйств, из них 107 еврейских. При еврейской избе-читальне действовали общества ОСОАХИМ, ОЗЕТ, ЮНСЕКЦИЯ. В планах работы избы - ежемесячный выпуск еврейской стенгазеты, беседа о творчестве Шолом-Алейхема. Был выделен специальный день для обслуживания женщин. Главная задача избы-читальни - ликвидация неграмотности. Избач вел общественно-политическую работу, пропагандировал революционную законность, учитывал политические настроения крестьян. В избах-читальнях велась кружковая работа, регулярно отмечался "День крестьянки", организовывались спектакли, просмотры кинофильмов, "красные гулянки". Книг было мало, зато газет и журналов выписывалось много. Заработная плата избачей составляла 20 рублей.
В 1950 году в Святске была открыта сельская библиотека. Заведующей библиотекой назначают Морозову (Кравцову) Марию Петровну, направленную в Святск Брянским Управлением Культуры. За очень короткое время молодой, инициативный библиотекарь вывела библиотеку в передовые. Работа Марии Петровны поощряется грамотами, благодарностями, денежными вознаграждениями. Она делится опытом работы не только на районных семинарах, но участвует во многих областных семинарах.
Сельская библиотека занимала большой деревянный дом, в отдельных комнатах располагались взрослый и детский абонементы, читальный зал, отдел обслуживания специалистов сельского хозяйства. В 70-80 годы денег для комплектования фондов было достаточно, библиотека имела приличную подписку газет и журналов. 80% населения села были читателями библиотеки, 100% учащихся школы были охвачены библиотечным обслуживанием. На тракторном стане, животноводческих фермах были организованы передвижки, то есть книга была максимально приближена к производству. Любимой формой работы библиотекаря были читательские конференции. Библиотекарь Мария Петровна Кравцова отработала в библиотеке 30 лет, имела высшее библиотечное образование, была эрудированным, интеллигентным, общительным, грамотным специалистом. Сменила ее Шведова Любовь Григорьевна, до этого работавшая директором сельского дома культуры. Молодая, инициативная, полная сил и желания работать Любовь Григорьевна держала библиотеку в числе передовых.
Теплым деньком бабьего лета 1987 года в Святске гостеприимно распахнул двери новый Дом культуры. Радость открытия культурного центра со своими земляками разделил дважды Герой Советского Союза Д.А. Драгунский. На широкой сельской площади состоялся торжественный митинг. Выступали представители райкома партии, руководители строительной организации, председатель колхоза М.И. Степуро. В Доме культуры зрительный зал на 300 мест, спортивный зал. На втором этаже - новая сельская библиотека. В библиотеке новые стеллажи, новая мягкая мебель, везде ковровые дорожки, которые создают домашнюю обстановку и уют.
…Это был второй год радиационного загрязнения села Святск и люди еще не осознали той опасности, которой подвергают себя и своих детей. Всего 150 километров отделяли Святск от развороченного взрывом атомного реактора в Чернобыле. Еще 4 мая учитель Н. Горев и фельдшер Н. Иволга, прихватив в школе дозиметр, тайком объехали село и увидели, что гамма - фон в 1000 с лишним раз выше всяких норм. Село покрылось слоем радиоактивных элементов - йодом-131, цезием, стронцием, плутонием…
В колхозе шла посевная - земледельцы слезали с посевных агрегатов без сил и пьяные от радиации. Старшеклассников направляли в колхоз на переборку семенного картофеля, в то время, как дувший со стороны Чернобыля ветер засыпал их пылью. Селяне несмело, но стали бить в набат. Руководители района потихоньку "уходили" на повышение в Брянск, успокаивая святчан, что радиация на страшна, и нечего паниковать. Потом забрали у населения коров и кур, так как есть яйца и мясо, пить молоко нельзя. В магазин стали привозить "чистые" продукты, но и их не хватало. Государство стало платить людям 30 рублей - компенсацию за проживание в грязной зоне. Их называют "гробовыми". Многочисленные комиссии не давали ясного ответа на вопрос - что делать? Среди 138 святских детей до 14 лет в результате медицинских обследований у 95 выявлены заболевания: у 50- щитовидной железы, у 45- заболевания органов дыхания и т.д.
В 1989 году в Святске начались дезактивационные работы: солдаты срезали грязный грунт, началась замена крыш домов колхозников и административных зданий. Но гамма-фон в селе по-прежнему остается очень высоким, опасным для проживания людей.
17 июня 1989 года в село приезжает секретарь обкома партии В.Гребенщиков и сообщает сельскому активу, что село Святск подлежит отселению в чистые районы. В начале 1990 года в правление колхоза поступило 88 заявлений на увольнение в связи с отъездом в другие области России. На такой шаг первыми решились молодые семьи, у которых были дети. 24 сентября 1990 года уволена в связи с переездом на другое место жительства и библиотекарь Шведова Любовь Григорьевна. Библиотека закрылась. 25 апреля 1992 года в селе оставалось около 100 человек (В 1986 ГОДУ НАСЕЛЕНИЕ Святска составляло более 700 человек), в основном, пенсионеры. Разъехалась молодежь - пригорюнилось, притихло село. Молча бродили оставшиеся старики, заглядывая в окна пустых домов и утирая слезы. Вскоре в селе осталось 20 стариков, которым один раз в неделю привозили хлеб и необходимые продукты. В 2002 году последние жители покинули свое родное село навсегда. Журналисты газеты "Маяк", посетившие Святск в 2004 году, обнаружили на кладбище свежее захоронение. Кто-то из уехавших жителей нашел последний приют на родной земле.
Ушла в небытие русская деревня Святск.
…Снялись навеки с той земли
И, скрипнув, улетели стаями
Колодезные журавли;
Сады над речкой отцвели,
Дымы над крышами растаяли…
(С. Викулов)
|