Голант Аркадий Вульфович

(16.02.1932 - 26.05.2020)

Аркадий Вульфович Голант родился в 1932 г. в Ленинграде, в 1940 г. был отдан родителями в хоровую школу при Государственной академической капелле им. М. И. Глинки, бывшей Придворной певческой капелле. Кажется, туда его порекомендовала учительница пения, заметив способности мальчика. На фотографии класса 1940–41 гг. Аркадий Вульфович первый слева во втором ряду.

Во время Великой Отечественной войны в 1941 г. воспитанников Хоровой школы капеллы эвакуировали из Ленинграда в село Арбаж Кировской области. Эти полуголодные годы вспоминал Аркадий Вульфович, говоря: «А мы что, мальчишки... Играли, гоняли в мяч, много пели. Как-то нас звали местные — "капеллане". Старшие ребята, бывало, и по садам яблоки обрывали, мы — нет, малыши еще».

В эвакуацию с детьми уехали и педагоги хоровой школы, среди них Аркадий Вульфович особенно выделял Палладия Андреевича Богданова: «Его очень любили, и нас, детей, он очень любил...» П. А. Богданов после возвращения в Ленинград восстанавливал хоровое училище и в 1944–1945 гг. был его художественным руководителем, а затем главным дирижёром хора мальчиков.

В 1944 г. часть эвакуированных воспитанников Капеллы вернулась в Ленинград, а часть переехала в Москву и стала основой вновь созданного коллектива — Московского хорового училища. Кстати, день возвращения из эвакуации — 6 апреля — они будут отмечать, даже будучи студентами консерватории. С этого времени начинается «московский период» Аркадия Вульфовича. И, говоря о «московском периоде», конечно, нельзя не сказать о центральной фигуре ученической юности Аркадия Вульфовича — Александре Васильевиче Свешникове (1890–1980). С 1937 по 1941 г. он возглавляет Ленинградскую академическую капеллу, в 1942 г. организует Государственный хор русской песни, в 1944 г. инициирует создание Московского хорового училища.

Безусловный авторитарный стиль руководства маэстро Аркадий Вульфович описывал так: «Дети его очень боялись, дисциплина была железная. Я стоял в хоре и в маленькую книжечку записывал его указания, распевки, замечания. А он говорил: "Голант, что Вы ногти свои рассматриваете?!" Но в то же время, во время концертов он преображался. Сила его воздействия была необыкновенна, менял по 2–3 рубашки за концерт».

Итак, Московское хоровое училище. Интересно, какие предметы там изучали? Аркадий Вульфович умел играть на скрипке, танцевать старинные танцы (мазурку, полонез), петь любые партии в любых ключах, читать с листа фуги Баха и вообще все. А как иначе, если Свешников, придя с новыми нотами и требуя их тут же спеть, ругался, что «...до портретов доросли, а петь не умеете! (имелись в виду портреты вождей в хоровом классе). Идите на кухню картошку чистить!». Между прочим, это он говорил юным Флярковскому, Бойко, Щедрину, Куликову, Попову, Минину, Ушкареву, Юрлову...

Высочайшие результаты в чистоте интонации, звуке, в теории и истории музыки и пр. были возможны, в том числе благодаря классической подготовке — в основу обучения была положена программа Синодального училища. Учителем по дирижированию и чтению хоровых партитур в училище у Аркадия Вульфовича был Сергей Сергеевич Благообразов (1902–1992), автор учебников, дирижер народного хора Всесоюзного радио, участник войны, имевший ранение и награжденный Орденом Великой Отечественной войны 2 степени.

Позднее, во время поступления в консерваторию, Аркадий Вульфович как обладатель красного диплома училища шел без экзаменов, но С. С. Благообразов попросил его продирижировать перед абитуриентами, показав уровень предполагаемых первокурсников. В частности, там был некий студент из Воронежа, который через несколько десятилетий, встретив Аркадия Вульфовича в Воронеже на курсах повышения квалификации, узнал его и припомнил тот случай... На фотографии тех лет Аркадий Вульфович второй справа в первом ряду, это упомянутые 1950-ые годы.

Московская государственная консерватория им. П. И. Чайковского — мечта всех музыкантов, иногда (и часто) недосягаемая. Но только не для выпускников Хорового училища 1950 года! Почти весь курс Аркадия Вульфовича поступил на факультет хорового дирижирования. Безусловно, А. В. Свешников прекрасно понимал, каких обученных, лучших из лучших он брал к себе в консерваторию. И здесь нужно сказать, что сам Свешников около 20 лет работал в Хоровом училище бесплатно, так как уже был преподавателем, впоследствии ректором, консерватории и руководителем Государственного хора.

 

 

 

Если вглядимся в упомянутый сборник, увидим обработку удмуртской песни, у которой тоже есть история. В 1953 г. готовился Всероссийский смотр сельской художественной самодеятельности, и Министерство культуры обратилось в МГК с просьбой направить студентов в различные области страны для помощи. Так Аркадий Вульфович оказался в Удмуртии, готовил хор, собирал и записывал песни. Вернулся, показал песню «Вспоминаю я тебя» Свешникову и услышал: «Молодец, Голант! Хорошая обработка». Аркадий Вульфович пишет, что эти слова он сохранил в своем сердце и помнил всю жизнь.

Выпускник консерватории, ученик великих хоровых фамилий, слышащий и поющий абсолютно всё, адепт точнейшего интонирования, Аркадий Вульфович Голант... Всё ещё впереди — благодарные ученики, трепет и уважение студентов, дискуссии с коллегами, семья… и хор, хор, хор. Вот, например, как рассказывал он о своей практике: «Послали меня на практику в хор ткачих, работниц швейной фабрики. А они такие... бойкие. Нет, не пошло. А вот с детьми — другое дело, дети меня сразу понимали».

Думаю, многие вспомнят замечательный фальцет Аркадия Вульфовича. Работая с детским или женским составом, он часто пользовался этой возможностью пропеть фрагмент или дать тон в естественной тесситуре их звучания. Кстати, еще в хоровом училище одной из распевок было слово «курица». И репетиции шли в основном а капелла или с фисгармонией. Задать тон на рояле? Никогда! Только камертон! Этот навык мы наблюдали и спустя много лет в Брянске.

Интересно, что сразу после консерватории его направили в Калининское (Тверское) музыкальное училище, и было очень приятно увидеть в юбилейном очерке местной газеты фамилию Голанта А. В. в числе лиц, стоящих у истоков хорового отделения этого заведения. Кстати, о прессе. Многие, конечно, помнят удивительно теплую статью, вышедшую в связи с 70-летием Аркадия Вульфовича «Две любви...», в ней многое раскрывается. И еще раз поражаешься воле и цельности его характера, умению оставаться самим собой в разных обстоятельствах жизни. Две любви — это Музыка и Татьяна. Супругу Татьяну Владимировну Погребняк он встретил в Московском государственном заочном педагогическом институте (ныне Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова), где работал после г. Калинина, преподавал там в течение почти 20 лет, был заместителем декана музыкально-педагогического факультета.

Итак, 1981 год, Аркадий Вульфович и Татьяна Владимировна в Брянске: он руководит хором училища, заведует дирижерско-хоровым отделением. Помимо работы в музыкальном училище, на безвозмездной основе руководит хором преподавателей училища (1983–84), ДМШ им. М.И. Глинки (1984–85), городским хором преподавателей (1986–91). Аркадий Вульфович — постоянный участник сборов Всероссийской творческой мастерской «Русское хоровое пение», проходивших в разных городах СССР, где он имел возможность увидеться со своими однокашниками, благо, в «знакомых» у него были все лучшие хормейстеры России. А. В. Голант за почти 40 лет работы в Брянском музыкальном училище воспитал более 200 учеников, и именно они составляют творческий и педагогический потенциал хорового искусства на Брянщине.

Материал предоставлен заместителем директора по учебной и методической работе Детской школы искусств № 3 им. Г. В. Свиридова города Брянска, кандидатом педагогических наук Пыриковой Олесей Владимировной.