Форум «Межэтнические отношения в Брянской области: как избежать напряжения и конфликтов?»

 

В феврале 2013 года прошли 4 Гражданских Форума «Межэтнические отношения в Брянской области: как избежать напряжения и конфликтов?». Дискуссии прошли на базе Брянского государственного университета, Лопушской поселенческой библиотеки Выгоничского района Брянской области, Брянской областной научной универсальной библиотеке им. Ф.И. Тютчева.

Целью форума было обсуждение проблемы межэтнических отношений в Брянской области, формирование общественного суждения по данной проблеме, представление способа обсуждения общественно-значимых проблем по методике Гражданского Форума.

В Форумах приняли участие студенты и педагоги вузов, работники культуры и образования, представители национальны диаспор, разных национальностей, проживающих на территории Брянской области, госслужащие, учащиеся школ, заинтересованные граждане. Всего более 90 человек.

 

Ведущими дискуссий были заведующий центром гражданско-правового образования Брянского института повышения квалификации работников образования, председатель Брянской региональной общественной организации «За гражданское образование» Коваленко Н. С., главный библиотекарь Брянской областной научной универсальной библиотеки им. Ф.И. Тютчева Нестерова Н.В. Соведущими, секретарями и наблюдателями в ходе Форумов выступили доцент кафедры Брянского государственного университета, кандидат педагогических наук Якимович И.Г., Лупоядова Л.Ю., декан кафедры дополнительного образования Брянского государственного университета, кандидат исторических наук, Ефимова Е. Н., член правления БООО «Белорусское землячество на Брянщине», Нуроян Гарий Георгиевич, директор ООО «Автопром», председатель армянской общины Брянской области.

Участники дискуссий были ознакомлены с проектом по преодолению межэтнической напряженности и конфликтов в российских регионах, правилами дискуссии, основанной на методике Гражданского Форума, было предложено заполнить анкету по проблеме (№1 «до» форума).

В ходе Форума были рассмотрены три подхода в решении проблемы межэтнической напряженности. Они были ранее оформлены в дискуссионную карту на основе исследований в суждениях граждан Брянской области. Эти подходы стали точкой отсчета для обсуждения всех возможных «за» и «против».

 

В начале Форума участникам дискуссии было предложено высказать свое мнение о проблеме и причинах нарастания межэтнической напряженности в регионе, о том, как эта проблема влияет на них лично. По мнению участников Форумов, актуальность проблемы обусловлена следующими причинами и факторами:

  • «национальный вопрос – очень серьезный вопрос. В годы Советского Союза мы жили в многонациональном государстве. Затем как-то все забыли, но государство сейчас стало уделять этому вопросу все больше внимания».
  • «у нас в области достаточно быстро увеличивается количество мигрантов»
  • «они занимают рабочие места и работают за меньшую зарплату»
  • «все чаще звучит на улицах чужой язык, иногда даже страшно»
  • «в школу приходит все больше детей разных национальностей со своими характерными национальными особенностями»
  • «мигранты ведут себя некультурно»
  • «создают свои «кланы»
  • «проблема обсуждается в СМИ»
  • «возрастает этническая преступность»
  • «представители разных национальностей вхожи во власть, хорошо адаптируются в нашей жизни»
  • «эта проблема более актуальна для других регионов»
  • «у нас очень разные культуры, уклад жизни»
  • «мигранты не знают российской истории, культуры»
  • «сразу вспоминается день десантников, их агрессивное поведение в отношении граждан других национальностей»
  • «кавказские войны и конфликты внесли свой «вклад» в рост межэтнической напряженности»
  • «проблема более актуальна для других регионов, крупных городов»
  • «очень сложно обозначить причины проблемы»
  • «приезжие ведут себя не так, как положено»
  • «мы не способны адекватно воспринимать людей, отличных от нас»
  • «у нас есть предвзятое отношение к людям»
  • «родители так воспитывают своих детей, что мы получаем проблему сложных межэтнических отношений»
  • «не знаем ничего о других национальностях»
  • «все от невоспитанности»
  • «Россия – светское государство, а многие приезжают из более религиозных государств и насаждают свои традиции»
  • «люди боятся чужой культуры»
  • «информация в СМИ часто подается искаженно и однобоко»

Как рассказала одна из участниц форума, она со своим молодым человеком нерусской национальности часто сталкиваются с проблемой национализма. Люди позволяют себе отпускать неприятные комментарии в их адрес, при том, что молодой человек с рождения является гражданином России, служил в российской армии.

Другой пример привел молодой человек. Его семью после распада Советского Союза из-за их национальности (они русские) практически вынудили покинуть Прибалтику и переехать в Россию.

В целом все присутствующие отметили, что проблема является одной из самых актуальных для России, от решения данной проблемы зависит будущее страны. Участники были практически единодушны в том, что пока данная проблема более актуальна для России в целом, чем для нашего региона, но рано или поздно мы с ней столкнемся и надо думать об ее решении и профилактике заранее.

Первый подход «Закон и контроль» предполагает, что проблему усугубляют несовершенство миграционного законодательства, слабый контроль за мигрантами и переселенцами, нелегальная миграция и коррупция. В ходе обсуждения 1 подхода были высказаны следующие мнения:

  • «необходимо ограничить въезд и ввести трудовые визы»
  • «следует ввести более серьезный контроль в России за иностранными гражданами, повысить эффективность учета мигрантов»
  • «надо отбирать людей со специальностями, которых не хватает в России. Нам нужны высококвалифицированные и квалифицированные работники»
  • «человек едет в Россию не нарушать закон, а зарабатывать. Ответственность за него должны нести работодатели»
  • «со своим уставом в чужой монастырь не ходят»
  • «от мигрантов много проблем, фиктивные прописки, «резиновые» дома и квартиры, особенно меня волнует контрабанда наркотиков»
  • «у нас принимают несовершенные законы, часто нет механизмов реализации законов»
  • «не в лучшую сторону изменится отношение к России со стороны приезжих и их государств, будут ответные действия»
  • «будет порядок»
  • «иностранцы будут платить не только НДФЛ, но и отчисления в пенсионный фонд»
  • «если ввести отбор к нам будут приезжать необходимые нам кадры, специалисты»
  • «пора навести порядок, чтобы все мигранты были учтены и платили налоги».
  • «запугаем своими правилами»
  • «создают конкуренцию»
  • «мы тоже мигрируем, это нормальное явление»
  • «этот подход защитит интересы коренного населения»
  • «контроль и наказание приведут к порядку»
  • «есть риск «получить» в ответ конфликты»
  • «запретный плод сладок»
  • «надо наказывать за нелегальную миграцию»
  • «это авторитарный путь»
  • «надо обязательно менять в сторону ужесточения миграционную политику»
  • «будут нелегалы, несмотря на все запреты»
  • «коррупция будет мешать реализовывать данный подход, на мигрантах «делают» деньги»
  • «все должны быть перед законом»

Один участник привел пример реализации этого подхода через введение обязательного изучения русского языка. С одной стороны все правильно, а с другой стороны обучение платное, а есть ли финансовые возможности у людей, еще толком не обосновавшихся и не нашедших стабильную работу?

 

Было также замечено, что в настоящее время разрабатывается порядок получения гражданства для лиц, долгое время проживающих в России без официального статуса гражданина. Порядка 20 миллионов человек смогут стать официальными гражданами РФ, особенно родившихся в годы СССР.

Такой подход, по мнению сторонников данной стратегии, даст наиболее быстрый положительный результат. Были названы и аргументы против этого подхода: бюрократизм, коррупция, уже принятые миграционные и смежные законы и распоряжения эффективно не работают.

Второй подход «Помощь и социальная справедливость» направлен на снижение остроты проблемы на основе справедливой и взвешенной социальной политики, помощи мигрантам в адаптации и социализации.

В поддержку этого подхода были выдвинуты такие аргументы:

  • «мигранты и переселенцы должны быть полноправными гражданами»
  • «Брянск – территория постоянной убыли населения, у нас устойчивая тенденция сокращения численности населения и мы объективно нуждаемся в мигрантах»
  • «все люди хотят жить достойно»
  • «мы раньше жили вместе в СССР, люди разных национальностей и уважали друг друга»
  • «все имеют право на свою религию»
  • «в основном приезжают неграмотные или малообразованные люди и они нуждаются в различной помощи»
  • «нужно предоставлять условия тем, кто хочет работать»
  • «они не виноваты в наших проблемах, а если мы предлагаем им работу, надо создавать и условия для жизни и адаптации»
  • «негативное отношение к нам часто в ответ на ненормальные условия жизни приезжих в России»
  • «есть зарубежный опыт грамотной помощи мигрантам и переселенцам»
  • «этот подход поддерживает такие ценности как справедливость, здоровье, - помощь ближнему»
  • «в основном к нам приезжают из стран, которые были республиками СССР. У нас общая история. Этих людей легче адаптировать, интегрировать и социализировать».
  • «мигранты ведут себя агрессивно в том числе от незнания как «правильно»
  • «в нашем обществе сильно социальное расслоение и несправедливость»
  • «социальные гарантии необходимы для всех в цивилизованном обществе, особенно надо оказывать помощь необходимым для нас специалистам»
  • «специальности и рабочие места, которые занимают трудовые мигранты не интересуют местных жителей»

Многие сходились в том, что граждане в основном приезжают трудиться и принимающая сторона должна создавать нормальные условия для проживания, оказывать социальную помощь, например, обеспечивать мигрантов медицинской страховкой.

Была высказана критика в отношении предложенного подхода:

  • «мы видим пример Франции, страны, предоставившей людям разных национальностей различные возможности для адаптации и тем не менее не избежавшей межэтнической напряженности, конфликтов и столкновений»
  • «надо больше внимания уделять своим гражданам, у нас много нерешенных социальных проблем, недостаточно финансов для своих»
  • «надо уравнять в налогах трудовых мигрантов и коренное население. Проще нанять иностранную рабочую силу и платить меньше налогов»
  • «сами согласны на такие условия, иначе не приезжали бы»
  • «у работодателей будут дополнительные проблемы и расходы»
  • «уже довольно длительное время ведется разговор о строительстве мечети и доме дружбы, но все решается очень медленно»
  • «благородная идея, но будет противодействие со стороны коренного населения»
  • «недостаточно финансовых ресурсов»
  • «все равно будет разная оплата труда для местных и приезжих»

Было высказано такое мнение: «У нас еще нет реальной социальной защиты для коренного населения. Наоборот, такой подход может привести к межэтнической напряженности и еще большему социальному расслоению и несправедливости».

 

Один участник высказал следующее мнение: «иностранцы не знают русского языка или знают его очень плохо, соответственно нормальные коммуникации между ними и местным населением невозможны. Мигранты будут замкнуты в своей среде и это создает возможности тому, чтобы ими легко можно манипулировать. Надо создавать условия для адаптации и социализации мигрантов».

Одна участница говорила о том, что помощь особенно надо оказывать необходимым для нас специалистам, которых недостаточно в области.

В основе 3 подхода «Воспитание и толерантность» заложенанеобходимость воспитания в обществе навыков уважительного и толерантного поведения и отношения друг к другу. В отношении 3 подхода были высказаны следующие мнения:

  • «мы исторически многонациональное государство»
  • «надо уважать людей независимо от национальности»
  • «важно знать культуру и традиции историю разных народов, чтобы понимать и принимать их»
  • «мы потеряли традиции воспитания толерантности (семья, образование, культура) »
  • «в современной России нет уважения граждан друг к другу, трудно, но необходимо приучить их уважать других людей, отличных от коренных граждан»
  • «надо общаться, сотрудничать»
  • «воспитывать людей очень важно, все идет из семьи»
  • «мы должны быть более человечными и неравнодушными»
  • «толерантность – необходимое качество для любого человека и гражданина»
  • «надо ломать стереотипы и преодолевать предубеждения»
  • «надо организовывать межкультурное общение через фестивали, праздники, дни национальностей и т.п. »
  • «отношение к нам при таком подходе значительно улучшится со стороны других национальностей и народов»
  • «у нас общее историческое наследие»
  • «мы будем обогащаться, приобретать знания, лучше понимать других»
  • «сами приезжие и мигранты не заинтересованы изучать нашу культуру, язык, традиции»
  • «мигранты навязывают свою культуру и традиции»
  • «надо поддерживать больше свою культуру, которую мы постепенно забываем и теряем»
  • «может произойти подавление нашей культуры»
  • «можно в только в определенном возрасте научить, а дальше – нет»
  • «слово «толерантность» потеряло свое значение
  • «длительный и сложный путь, должно смениться несколько поколений»
  • «работа над сознанием – самая сложная, предубеждения и стереотипы сложно менять»
  • «надо воспитывать и старшее поколение, родителей»
  • «у нас мало специалистов для такого воспитания и образования, кто будет этим заниматься?»
  • «стереотипы есть и у коренного населения и у приезжих»

Сторонники этого подхода отмечали, что крайне необходимо говорить, особенно в СМИ о проблеме. Просвещение населения поможет сформировать новое понимание и отношение к проблеме в обществе. Противники этого подхода отмечали, что результаты не будут видны сразу. Просвещение и образование – это скорее вклад в будущее.

В заключение мероприятий участники заполнили анкету (№2 «после» Форума) и высказали свое мнение по поводу состоявшейся дискуссии.

  • «надо проводить очень взвешенную, осторожную политику в отношении данной проблемы»
  • «государство должно в первую очередь уважать свое население, а мы этого не чувствуем»
  • «мир меняется и мы должны меняться вместе с ним»
  • «проблема сложная, получили ее в наследство от СССР»
  • «проблема очень актуальна, и будет еще актуальнее со временем»
  • «надо относиться к людям любых национальностей так, как мы хотели бы, чтобы к нам относились»
  • «мы тоже мигрируем, люди имеют право искать приемлемое для себя жительства»
  • «надо воспитывать толерантность со школы»
  • «со своим уставом в чужой монастырь не ходят»
  • «власть должна следить за порядком, независимо от национальности»
  • «глобальная проблема, имеет глубокие исторические и экономические корни»
  • «межнациональные отношения – это глобальная проблема, есть опыт решения проблемы у других стран, его можно использовать и учитывать»
  • «актуальная, очень актуальная тема и очень щекотливая и деликатная»
  • «мы достаточно толерантны и терпеливы, поэтому у нас редки межэтнические столкновения»
  • «очень важна роль СМИ, как они преподносят информацию»
  • «надо каждому воспитывать самого себя»
  • «надо чтобы приоритетом пользовались наши соотечественники, живущие в государствах бывших республиках Советского Союза, представители коренных народов России»

На Форумах также прозвучали такие мнения:

  • «в ходе Форума невозможно остаться равнодушным»
  • «видим разные пути, способы решения проблемы»
  • «Форум дал возможность высказать свое мнение по проблеме и познакомиться с другими точками зрения»
  • «такого рода дискуссия заставляет задуматься о проблеме с разных сторон»
  • «высказываем свою точку зрения, по этой проблеме впервые»
  • «маленькие» люди обсуждают «большие» проблемы»
  • «не наш уровень обсуждения такой проблемы»
  • «мнение в ходе форума может поменяться»
  • «много новой информации, точек зрения»
  • «во время Форума постоянно идет внутренняя работа, внутренний диалог»
  • «все подходы дополняют друг друга»
  • «мы потеряли веру в свой голос»
  • «очень важно высказывать свою точку зрения по общественно-значимым проблемам»
  • «надо почаще собираться, проводить такие дискуссии для разных поколений населения области»

В целом участники дискуссий отметили, что на Гражданском форуме есть возможность услышать различные точки зрения и свободно высказать свое мнение. Более всего участники Форумов сходились в том, проблему сразу не решить, но заниматься этим необходимо. В то же время довольно часто звучало мнение: «Поговорили, а что дальше?».

 

По ходу дискуссии особенно были активны молодые люди. Было заметно, что молодежь волнуют современные актуальные общественные проблемы и у них есть свой взгляд и желание влиять на их решение. Ими чаще высказывались мнения о том, что необходимо личное участие и неравнодушие каждого в решении данной проблемы.

В течение всего Форума участники часто апеллировали к опыту жизни в многонациональном государстве СССР. Особенно представители старшего поколения вспоминали о том, что раньше путешествовали, участвовали вместе в комсомольских стройках, жили в разных республиках дружно и не сталкивались с межэтническими проблемами.

Участники Форумов в Брянске решительно высказались за то, что необходима действенная государственная политика, назрела необходимость более активно решать эту проблему на региональном и государственном уровне, надо использовать все подходы, дискуссии по данной проблеме надо продолжать.