Губонин Петр Ионович

(1828 – 1892)

Петр Ионович Губонин родился в 1828 году. Из крепостных. Предприниматель. Землевладелец. В 1858 году получил вольную. Разбогател на подрядах. Начал в 1864 году с постройки каменных мостов для Московско-Курской ж/д. Уже первые его подряды на строительство шоссейной дороги Москва — Брест в 1848 году и каменные сооружения при прокладке железной дороги Москва — Курск — Киев в 1864 году завершились очень успешно. Они дали такую прибыль, что Петр Губонин посчитал возможным взять подряд на строительство какой-либо железной дороги целиком. Попытка получить подряд на строительство дороги от Орла до Витебска не удалась.Поразмыслив над тем, что дорога должна пройти через брянские леса и для нее понадобятся шпалы, Губонин скупает по низкой цене у разорившегося местного помещика Астахова обширные лесные угодья и бросовые земли между реками Болва и Ветьма в Брянском уезде. А в 1865 году вблизи реки Болвы ставит распиловочный шпальный завод, состоявший из одного производственного здания, конторы и нескольких землянок, в которых живут нанятые из окрестных сел крестьяне. Рождается новый поселок при заводе.

Ещё не закончился январь 1865 года, а уже вырубили лес под будущую дорогу. Из хвойных деревьев лесорубы вручную выпиливали шпалы. Отходы них вместе с лиственным лесом разделывали на дрова.После объявления повторного конкурса на подряд по строительству дороги от Орла до Витебска главным подрядчиком становится П.И. Губонин.

Построенная железная дорога в Брянском уезде имела станции «Брянск», «Бежица» (Бежицкая), «Жуковка» и «Людинка». Станция «Бежица» располагалась в девяти верстах от уездного центра. Свое название она получила по аналогии с селом Бежичи. Но станцию пришлось вскоре переименовать в Брянский завод, так как грузы по железной дороге стали попадать в город Бежецк Тверской губернии. В 1868 году купец Петр Губонин завершил строительство дороги.

В 1873 году началось строительство рельсопрокатного завода на широком лугу у слияния рек Болвы и Десны.Сюда потянулись тысячи крестьян из окрестных сел Орловской, Смоленской, Калужской, Могилевской и Минской губерний.

Губонин принимал участие в организации Всероссийской выставки в Москве, Политехнического музея, строительстве храма Христа Спасителя, реконструкции Петропавловского собора в Петербурге. Среди других его благотворительных проектов Комиссаровское техническое училище в Москве, храмы в Москве и Гурзуфе. С 1872 года - дворянин. В 1878 году Губонины получили дворянский герб с девизом "Не себе, а Родине". У Петра Ионовича Губонина не было никакого образования, но были ясный ум, энергия, трудолюбие, было умение видеть проблему и пути её решения, были знание людей и умение с ними обращаться, были воображение и умение видеть перспективу. Такие вот «простые мужички», такие «миллионщики» были на Руси. В московском музее меценатов о Губонине собрано очень много материалов и экспонатов. Его правнук живёт в Москве и поддерживает материально музей меценатов. Традиции благотворительности в роду Губониных продолжаются!

"Глядя на Губонина с его красивыми оборотами русской речи "себе на уме" и мягкими манерами, мне становилось ясно, как бояре или дьяки московской России без малейшего образования, кроме грамотности, заимствованной у пономаря или из чтения рукописных переводов нескольких книг, решали с успехом важнейшие государственные дела и лицом в грязь не ударяли даже при утонченном дворе Людовика XIV". (К. Скальковский)

Литература

  • Брянский завод в Бежице, Орловской губернии : исторический очерк / Акционер. о-во Брян. рельсопрокат., железоделат., сталелитейн. и мех. з-да. - М. : Типолитография Т-ва И.Н. Кушнерев и К', 1911. - 84 с. : ил.
  • Брянский завод // Малый энциклопедический словарь. Репринт. воспроизведение изд. Ф.А. Брокгауза - И.А. Ефрона. – М., 1994. – Т.1. – С. 592.
  • Брянский ордена Трудового Красного Знамени машиностроительный завод :сборник документов и материалов из истории завода. – Брянск, 1969. – 406 с.
  • Брянского завода общество // Отечественная история : энциклопедия. - М., 1994. – Т. 1. - С. 298-299.
  • Брянского рельсопрокатного, железоделательного и механического завода общество // Барышников М.Н. Деловой мир России : ист. - биогр. справочник. - СПб., 1998. - С. 76-77, 168-169.
  • Васильев В.И. Истоки : краевед. очерки - Брянск: Дебрянск, 1993.- 60 с. : ил.
  • Волохов, В. Брянский машиностроительный завод / В.Волохов . – Тула : Приок. кн. изд-во, 1966. – 230 с.
  • Губонин Петр Ионович (1825-94) // Барышников М.Н. Деловой мир России : ист.- биогр. справочник. – СПб., 1998. – С. 143-144.
  • Губонин П.И. // Отечественная история : энциклопедия М.,1994. – Т. 1. - С. 654-655.
  • История Брянского края.Ч.1: С древнейших времен до конца ХIХ века / О.В. Горбачев, А..М. Дубровский, Ю.Б. Колосов, В.В. Крашенинников, Е.А. Шинаков. Изд. 2-е с доп. и уточн. - Брянск, 2001.- С. 180-181, 235-238.
  • Кизимова, С.Бежица / С. Кизимова. - Брянск: Изд-во БГПУ, 1996. - С. 48-73.
  • Краткий исторический очерк принадлежащих обществу заводов, железного рудника и угольных копий / Акционер. о-во Брян. рельсопрокат., железоделат., сталелитей. и мех. з-да. - М.: Т-во тип. А. И. Мамонтова, 1896. - 99 с.
  • Меценатство на Брянщине:история и современность. – Брянск, 2005. – С.7-8.
  • Сборник сведений о благотворительности в Россиис краткими очерками благотворительных учреждений в С-Петербурге и Москве : сост по распоряжению Главноуправляющего Собств. еив канцеляриею по учереждениям Имп. Марии по данным, собр. в 1896 г. - СПб., 1899. - С. 525.
  • Синицына, Л.Н.Хронограф социальной работы на Брянщине / Л.Н. Синицына, Т.А. Алексеева, Н.Л. Кочегарова. – Брянск, 2005. – С. 167-168.