И жизнь, и слезы, и любовь...

И жизнь, и слезы, и любовь... / И. Дроханова // Брянский рабочий.- 2016.- 19 мая (№20).- С. 14.

Завтра музыкальной комедией по пьесе Дениса Фонвизина «Бригадир» Брянский театр драмы открывает XXII Международный фестиваль «Славянские театральные встречи».

Не случайно начинают именно хозяева. Ведь посвящается фестиваль 90-летнему юбилею БТД -одного из старейших российских театров.

На суд зрителей свои работы представят тринадцать коллективов, де­сять из них — гости из городов России, Белоруссии, Украины.

Заслуженный коллек­тив Республики Беларусь Гомельский областной драматический театр в числе тех, кто стоял у истоков фестиваля. Любопытна его история, ее можно разделить на два периода. 1939~ 1946-е — создание театра на основе актерского курса народного артиста СССР Л. Леонидова. Открытие состоялось 20 декабря 1939 года премьерой спектакля «Ревизор». Во время Великой Отечественной войны из актеров была сформирована фронтовая бригада, которая с 1942-го существовала как фронтовой театр и выступала с частями 3-го Белорусского фронта.

С 1954 года начинается новый период Гомельской драмы, когда на главной площади города было выстроено новое здание — классический фасад с колоннами органично вписался в городской пейзаж и стал настоящим домом для нескольких поколений актеров. Сегодняшняя труппа театра — удачный сплав опыта и молодости, творческих амбиций.

Гомельчане покажут спектакль «Поют ли эльфы?» по мотивам пьесы молодого и уже очень популярного драматурга Ярославы Пулинович «Как я стал...». В основе — молодежная история о поисках и метаниях тех, кто вступает в самостоятель­ную жизнь. И конечно же, о любви.

«Ведогонь-театр» однажды уже участвовал в «Славянских встречах». Древнеславянское слово «ведогонь» — это символ животворящей силы огня и солнца. Единственный профессиональный драматический театр Зеленограда, одного из административных округов Москвы, достаточно молод. Учрежден постановлением правительства Москвы 23 марта 1999 года. Основатель и художественный руководитель - Павел Курочкин, заслуженный артист РФ, лауреат премии мэрии Москвы, доцент Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина при государственном академическом Малом театре России.

Театр - участник и лауреат многих российских и зарубежных фестива­лей. Спектакль «Васса», созданный по первому варианту пьесы М. Горького, стал лауреатом Национальной театральной премии «Золотая маска» и XII Международного театрального форума «Золотой витязь». А «Царь Федор Иоаннович» по трагедии А. К. Толстого - лауреат четырех международных, в том числе и XVI «Славянских театральных встреч» в Брян­ске в 2008 году.

Несколько коллективов приехали к нам впервые. В их ряду и Донецкий государственный академический музыкально-драматический. Один из старейших, создан в 1927 году в Харькове. Костяк труппы составили актеры театра «Березиль», основателем стал воспитанник В. Немировича-Данченко известный режиссер А. Загаров.

В 1933 году творческий коллектив был переведен в Донецк. Кроме актеров драмы в нем работают высокопрофессиональный оркестр, группа во­калистов и балетная труппа. Это дает возможность осуществлять сложные художественные проекты и работать в разных жанрах.

С творчеством коллектива знакомы зрители многих городов. С боль­шим успехом в разные годы он гастролировал в Благовещенске, Варша­ве, Витебске, Екатеринбурге, Запорожье, Казани, Катовице, Кишиневе, Краснодаре, Красноярске, Майкопе, Минске, Ростове, Санкт-Петербурге, Са­ратове, Сочи, Ставрополе, Сухуми, Таганроге, Таллине и во многих других городах Польши, стран СНГ и Балтии.

За достижения в развитии театрального искусства Донецкому областному музыкально-драматическому театру 26 сентября 2001 года было присвоено звание академического, 28 ноября 2009-го - статус национального.

Время вносит свои коррективы, и сейчас Донецкая муздрама носит на­звание государственного академического музыкально-драматического театра. Возглавляет его художественный руководитель Наталья Волкова.

Еще один дебютант - Костромской муниципальный камерный драматический театр.  Вот как характеризует суть коллектива художественный руководитель Б. Голодницкий: «...Создавая «Камерный драматический театр», мы строили и свою эстетическую платформу с романтическим направлением. Гениальная фраза Экзюпери «Любить надо сердцем» стала лозунгом нашей творческой работы. У нас небольшая труппа. И камерность не в том, что наш театр маленький, а в том, что камерно звучит - человеческим, нормальным языком, без форсированного голоса и без лишнего пафоса. Мы настроены больше на художественное начало.

За последнее пятилетие театр стал дипломантом многих престижных международных фестивалей, проходивших в Москве, Астрахани, Петрозаводске, Минске. К примеру, спектакль «Демократия» по пьесе И. Бродского удостоен специального приза жюри «Самый актуальный спектакль». Любопытную постановку привозят костромичи и в Брянск. «Нас обвенчает прилив» — это история любви по пьесе известного французского драматурга 20-го века Жана Ануя «Ромео и Жанетта». Поэма о любви вопреки всему — одна из самых красивых и глубоких постановок камерного театра.

Курский государствен­ный драматический театр им. А. С. Пушкина верен классическому репертуару и на «Славянских встречах» покажет бессмертную «Обыкновенную историю» И. Гончарова, инсценировку которой сделал В. Розов. Театру -224 года. Построен был в 1792 году стараниями просвещенного и делового генерал-губернатора А. Беклешева на иждивение курского дворянства. В 1805-м здесь состоялся дебют талантливого кре­постного Михаила Щепкина, ставшего впоследствии великим русским артистом. В 1895 году в  городке  Суджа  Курской губернии впервые в России был установ­лен памятник русскому актеру — М. С. Щепкину. На его открытие при­ехали корифеи императорского Малого театра во главе с Марией Ер­моловой. В 1937-м, в год 100-летия со дня смерти А. С. Пушкина, Курская драма стала носить имя великого поэта. Долгая история театра связана с яркими личностями. С 1982 года — это эпоха ученика выдающегося педагога, народной артистки РСФСР М. Кнебель - Юрия Бурэ, ныне народного артиста РФ, кавалера ордена Поче­та, лауреата Государ­ственной премии РСФСР им. К. С. Станиславского, который возглавляет Курский театр по сегодняшний день. Многие постановки отмечены высокими наградами различных международных и российских фестивалей.

Сегодня Курский театр хранит богатейшую историю и продолжает радовать своего зрителя новыми спектаклями, творческими встречами и вечерами.

Орловский театр для детей и молодежи «Свободное пространство» хорошо известен нашему зрителю по неоднократным успешным фестивальным показам и гастрольным визитам. Интересна история его развития. Создан он был 26 декабря 1976 года как ТЮЗ. Основателем и главным режиссером в течение восьми лет был Юрий Копылов. Он при­ехал в Орел вместе с художником Станиславом Шавловским и группой актеров-единомышлен­ников из Красноярска.

Новый период творческого развития театра связан с приходом в 1987 году нового главного режиссера - Александра Михайлова.

Театр так определяет сферу своих интересов -внутренний мир молодо­го человека, вступающего в жестокий взрослый мир, и в 1990 году берет новое название — «Свободное пространство». Это сцена, открытая для экспериментов, это место встречи свободных людей — артистов и зрителей.

Вот и новая работа шутовская комедия «Тиль» по одноименной пьесе Г. Горина подтверждает верность этим принципам. На сцене вместе с Тилем, которого играет любимец орловской публики Сергей Козлов, почти вся труппа. Зритель переносится в испанскую провинцию Фландрию 16-го века, время инквизиции и гражданской войны. Главное действующее лицо - балагур и проказник Тиль Уленшпигель. По словам режиссера-постановщика А. Михайлова, история, о которой повествует спектакль, крайне актуальна и сегодня.

«Ренессанс» на Приморском бульваре — так в 1911 году называл­ся Севастопольский академический русский драматический театр им. А.В.Луначарского. Именно в этот год состо­ялось освящение здания и открытие нового Большого художественного театра. Событие, которое знаменует возрождение зимних театральных сезонов. Сначала гастролеры из столиц, затем и собственная труппа имели большой успех у горожан.

В годы революции и гражданской войны Севастополь стал прибе­жищем творческой интеллигенции всей рухнувшей империи. В 1919 году со сцены «Ренессанса» пел свои ариэтки «Печальный Пьеро» Александр Вер­тинский. Остались воспоминания Фаины Раневской о том, как на заре своей карьеры она успешно играла роли «гранд-кокетт» в Севастополе.

В ноябре 1920 года власть в Севастополе перешла в руки рево­люционного комитета. Отделом народного образования руководил великий русский тенор Леонид Собинов. По его инициативе приказом ревкома № 132 от 14 декабря 1920 года 1-й Со­ветский театр (бывший «Ренессанс») переименован в театр им. А. В. Луначарского.

Современный коллектив продолжает многовековую театральную историю. В настоящее время художественное руководство осуществляет главный режиссер Григорий Лифанов. Театр связыва­ет дружба с Карачевским районом. В этот раз се-вастопольцы специально для его жителей привезли концертную программу «Севастопольская весна». В рамках фестивальной афиши театр покажет комедию «Тодасё». В ее основе малоизвестные широкому читателю, но, как всегда, прекрасные рас­сказы А. Чехова. Московский режиссер Н. Гринш-пун, делая инсценировку, стремился передать обаяние литературного материала.

И еще об одном дебютанте «Славянских театральных встреч». У Тю­менского драматического тоже богатая история. Созданный в 1858 году, он не раз менял свое название и место расположения. Сегодня считается самым большим драматическим театром России. На 36 тысячах квадратных метров разместилось несколько залов, са­мый большой на 777 мест, экспериментальная площадка и еще много чего. Успешной труппой, твор­чество которой отмечено на различных фестивалях. В прошлом году Брянский драматический побывал здесь на гастролях. И теперь наш зритель сможет познакомиться с тюменцами. Монодрама «Крейцерова соната» по повести Льва Толстого — пронзительная, надрывная исповедь убийцы. Это вечно волнующая тема супружеских отношений.

Очередной фестивальный праздник обещает интересные встречи и от­крытия.

Подготовила Ирина Дроханова.