Талант виден сразу

Данилова Ю. Талант виден сразу / Ю. Данилова: [О V Межгос. конкурсе юных пианистов им. Т.П. Николаевой, в котором приняли участие пианисты из России, Белоруссии и Украины] // Брянский рабочий.- 2005.- 12 янв

 

Вот и прозвучал финальный аккорд V Межгосударственного конкурса юных пианистов им. Т.П. Николаевой. На протяжении семи дней он дарил нам встречи с молодыми и талантливыми пианистами из России, Белоруссии и Украины, был насыщен яркими и разнообразными мастер-классами, прекрасными концертами мэтров музыкального искусства, именно на этом конкурсе состоялась долгожданная презентация книги о Татьяне Петровне Николаевой. Позади все волнения конкурсантов, их педагогов и членов жюри. Ведь не секрет, что жюри волнуется не меньше и переживает за каждого перспективного и способного участника, а таковых на конкурсе оказалось немало. О сложностях работы жюри рассказывает преподаватель Московской госконсерватории им. П.И. Чайковского, ученица Татьяны Николаевой, член жюри пятого конкурса юных пианистов Т.П. Левитина.

- Татьяна Павловна, я думаю, что нашим читателям будет интересно узнать о вас, о вашей преподавательской и творческой деятельности.

- Так же как и мои коллеги, вошедшие в состав жюри пятого конкурса, я являюсь ученицей Николаевой, причем узнать Татьяну Петровну мне посчастливилось довольно рано, ещё в возрасте 11 - 12 лет, когда я была ученицей Центральной музыкальной школы города Москвы, а Татьяна Петровна привела туда своего сынишку, тогда еще совсем маленького, я отдала в класс моей учительницы Т.Е. Кестнер, которую она очень уважала и невероятно высоко ценила. Окончив музыкальную школу, я поступила в Московскую госконсерваторию им. П.И. Чайковского в класс Т.П. Николаевой. Сейчас я сама педагог консерватории, концертирую в основном с камерной музыкой, часто работаю в жюри на различных российских и зарубежных международных конкурсах и даю мастер-классы. Недавно в Италии вышла моя книга по проблемам музыкальной педагогики "Основные аспекты пианистического формирования детей на примере русской фортепианной школы".

- Что послужило идеей к созданию этой книги?

- Книга в общем-то родилась довольно неожиданно. Меня пригласили во Флоренцию в центр экспериментов музыкальной педагогики для проведения семинара с итальянскими педагогами, учителями музыкальных школ, для того, чтобы рассказать им о методике и основных чертах русской фортепианной школы, которая очень высоко ценится на Западе. После семинара ко мне обратились мои итальянские коллеги с предложением выпустить книгу. Что я и сделала...

Книга рассказывает отчасти о моем опыте, конечно же, я вспоминаю опыт своих гениальных учителей, ярчайших представителей русских фортепианных традиций Т.Е. Кестнер и Т.П. Николаевой. Попыталась обобщить и свой собственный педагогический и исполнительский опыт с какими-то уже наработанными нашими традициями. В Италии книга вызвала довольно большой интерес, и сегодня меня просят провести еще один семинар, на основе которого, возможно, появится продолжение книги.

- Выходит, что за границей русская музыкальная культура ценится выше, чем на родине?

- Действительно, русская фортепианная школа больше интересует людей на Западе, нежели в России, наверное, потому, что мы сами являемся ее носителями, а во-вторых, там всегда присутствует стремление к новым путям развития, в то время как мы склонны опираться на традиции. У них даже существует центр экспериментов в музыкальной педагогике, а у нас похожих структур нет. Кроме того, тяготит наша вечная экономическая проблема. И когда возникает та или иная интересная идея, ее всегда останавливают какие-то экономические препятствия.

- Что, на ваш взгляд, вы переняли от Николаевой как от великого педагога, и человека?

- Мне хотелось бы иметь право сказать, что я что-то от нее переняла, потому что взять хотелось бы многое, надеюсь, что-то она действительно смогла передать мне. Попав в класс Николаевой, я иначе стала относиться к музыке, к процессу исполнительства. Татьяна Петровна беззаветно любила музыку и заражала этой любовью своих учеников. До сих пор при встрече с моими тогдашними соучениками мы постоянно сверяем все наши действия с взглядами Николаевой. Она смогла нам передать стремление к высокому, и недаром даже здесь в работе жюри была видна общность, которая является несомненной заслугой Татьяны Петровны. Обычно в жюри работать нелегко, ибо всегда существуют разные мнения, разные пристрастия, отчего возникают несогласия и споры, что в общем-то естественно, но здесь у нас разногласий почти не возникало, удивительно быстро мы находили общий язык и удивительно быстро приходили к соглашению. Считаю, что этот общий знаменатель основных музыкальных критериев в нас вложила именно Татьяна Петровна.

- Раз уж мы заговорили о непосредственной работе на пятом конкурсе, то хотелось бы узнать вашу оценку его работы, возможно, в сравнении с четвертым конкурсом, где вы также работали в составе жюри.

- Прежде всего меняются дети, за два года подросли уже новые таланты. Они приезжают сюда из самых отдаленных уголков славянских государств, и не устаешь удивляться: сколько же у нас юных талантов! Я бы сказала, что на этом конкурсе высок средний уровень играющих. Технически он выше предыдущего, в этом я вижу заслугу как педагогов, так и самого конкурса, потому что во время конкурсных прослушиваний дети имеют возможность выступить при большом стечении народа, а также послушать другие ребят, побывать на мастер-классах, на концертах приезжих музыкантов, да и сам выход на сцену в конкурсных условиях - это всегда колоссальный толчок вперед. Потому рост уровня конкурса - процесс естественный.

- Если говорить о каких-то симпатиях...

- Симпатии вызывают все участники, и нам безумно сложно было производить отбор, потому что действительно дети очень талантливы. Все играют с удовольствием, с отдачей и желанием. Если б была наша воля, мы бы всем дали призовые места, но, к сожалению, конкурс - это жесткий Механизм, который требует отбора, и даже малейшие детали имеют значение. В связи с этим жюри учредило дополнительные дипломы.

- Татьяна Павловна, вам довелось участвовать в составе жюри международных конкурсов в Италии, Испании, Румынии, в чем их отличие от российских?

- Если говорить в общем, то, пожалуй, у нас выше опять же средний технический уровень. Наши дети технически лучше подготовлены, и это опять же благодаря традициям, накопленным еще со времен наших великих учителей. Но когда наши российские ребята приезжают на западные конкурсы, то там они иногда, немножко проигрывают в плане артистизма и раскрепощенности. У нас приняты строгие рамки, в которые мы детей стараемся ставить. С одной стороны, это действует положительно, Потому что ребята приобретают профессиональную базу, фундаментальную. С другой - наша вина в том, что мы не умеем совместить эти достоинства с большей свободой, раскрепощенностыо. А в детях всегда ценна непосредственность. На Западе чаще встречаются индивидуальности, которые умеют себя преподнести, а это очень важно.

Еще одно отличие. Мы наших детей настраиваем, что на конкурсе они обязательно должны что-то получить. На Западе все совершенно иначе: дети едут просто поучиться, послушать других, показать себя, и они не так сильно переживают, если результат оказывается отрицательным. Хочу: посоветовать нашим ребятам как можно больше играть... Использовать любую возможность для того, чтобы выйти на сцену, ибо сценический, опыт приобретается только на практике. Как можно больше слушать музыку, записи великих исполнителей, жить музыкой - тогда и результат не замедлит сказаться.

- Где работа в жюри для вас оказалась тяжелее - в России или, за границей?

- Наверное, для меня трудней судить здесь, в России, потому что исполнители все наши, за всех болеешь, а там немножко проще - все для тебя в одинаковом положении, и ты смотришь более объективно.

- Талант виден сразу?

- Да, безусловно, талант виден моментально. Он сразу закрывает все недостатки. В жюри сидят профессионалы, которые способны отличить случайную неудачу от закономерной, и вот когда на фоне общего высокого уровня вдруг появляется человек яркой индивидуальности, то все уставшее жюри моментально включается в процесс исполнения...

Сегодняшние дети счастливые... Они имеют возможность побывать на различных зарубежных и российских конкурсах. И я хочу поблагодарить Брянскую область, администрацию города и администрацию ДШИ № 1 за то, что они, несмотря на экономические сложности, продолжают традицию проведения конкурса юных пианистов им. Т.П. Николаевой.

Юлия Данилова