Время открытий

Толочко Н. Время открытий // Брянская учительская газета.- 2007.- 11 мая (№ 18).- С.18
В Климовском районе Брянской области прошел межгосударственный семинар руководителей муниципальных методических служб отделов образования.

 

Межгосударственный семинар методистов выявил общность проблем, целей, задач.

На границе трех государств, там, где возвышается величественный монумент Дружбы славянских народов, вот уже 20 лет педагоги Добрушского района Гомельской области Беларуси, Городнянского района Черниговской области Украины и Климовского района Брянской области ежегодно проводят совместные мероприятия: августоские конференции, семинары руководящих кадров, смотры художественной самодеятельности и спортивные соревнования среди работников образования. В рамках этой доброй традиции 12 апреля этого года в Климовском районе прошел межгосударственный семинар руководителей муниципальных методических служб. Состоялся он по ини­циативе администрации и отдела образования Климовского района.

Активное участие в подготовке и проведении семинара приняли Н.В. Прокопенко, первый замес­титель директора департамента общего и профессионального образования Брянской области, и И.Н. Пихенько, ректор Брянского ИПКРО.

В работе семинара приняли участие заведующие методичес­кими кабинетами отделов образо­вания юго-западных районов Брянской области, всех 22 райо­нов Черниговской области, 11 районов Гомельской области. Н.В.Прокопенко — первый замес­титель директора департамента общего и профессионального об­разования Брянской области, глава Климовского района А.В. Рыльков и председатель райсовета В.В. Балев поздравили педколлективы приграничных районов с 20-летием сотрудничества, вручили Почётные грамоты трем отделам образования.

«Инновационный компонент деятельности муниципальных ме­тодических служб как условие ре­ализации приоритетных направ­лений модернизации образова­ния» — эта основная проблема со­брала на семинар руководите­лей муниципальных методических служб, управленцев и работников областных институтов повышения квалификации педкадров трёх славянских государств, работаю­щих под общим девизом: «Нам дала судьба простое право — каждому учителю служить».

В ходе презентации деятель­ности системы образования и методической работы Климовского района заведующая методкабинетом Е.В. Ломако отметила, что успешное участие учрежде­ний образования и педагогов района в реализации концепции модернизации и национального проекта «Образование» во мно­гом обеспечивается мониторин­говым, проектировочным, сетевым, маркетинговым и экс­пертным инновационными на­правлениями.

Приглашая к практической части семинара, начальник Климовского отдела образо­вания З.Ф. Толстикова и Е.В. Ломако предложили гос­тям включиться в деловую иг­ру: чтобы придать встрече деятельностный характер, за основу решения проблемы был взят принцип субъектив­ных инвестиций, который уже много лет подряд эффектив­но используется как основной в организации деятельности системы образования райо­на; из числа участников семи­нара были назначены пресс-секретари, руководители микрогрупп, координаторы для организации продуктивной работы секций, проведение которых было запланировано на базе четырех школ района. Для проведения практикумов участ­никам был предложен обширный дидактический материал.

Были определены темы секци­онных занятий, по которым име­ются определённые наработки во всех школах района. Так, на базе Чуровичской средней школы, по­лучившей президентский грант в прошлом году, рассматривался вопрос организации инноваци­онной деятельности сельской школы как обязательного усло­вия реализации национального проекта «Образование». Гости посетили уроки по предметам об­новлённого учебного плана: «Ли­тературное чтение» в 4 классе (ученого Е.Г. Ручко), «Основы православной культуры» в 5 клас­се (М.С. Романенко), «Професси­ональное самоопределение» в 9 классе (Н.Д. Слепцова), «Миро­вая художественная культура» в 10 классе (Е.М. Кудрявцева). Коллег из Украины и Беларуси приятно удивил тот факт, что об­разование сельского, удалённого от областного центра, района по итогам 2006 года поощрено шестью президентскими и двумя губернаторскими грантами.

Алгоритм информатизации об­разовательного пространства был представлен на базе Новоюрковичской средней школы, где 94 процента учителей и 100 процентов учащихся активно ис­пользуют информтехнологии в об­разовательной практике, что ус­пешно подтвердилось на откры­тых уроках.

Как создать здоровьесберегающее образовательное простран­ство в сельской малочисленной школе без дополнительного фи­нансирования, поделился опытом педколлектив Вишнев­ской средней школы, ее директор Н.Ф. Галузина и завуч В.К. Кубы-шева. С целью демон­страции наработок уча­стникам семинара бы­ло предложено посе­тить и проанализиро­вать с позиции здоро-вьесбережения пять уроков.

Педагогический кол­лектив Староюрковичской средней школы считает, что выполне­ние задачи подготовки обучающихся к осоз­нанному и ответствен­ному выбору жизненно­го и профессионально­го пути в малочисленной сельской школе возможно лишь в условиях дифференциа­ции образования. Директор шко­лы Т.С. Радченко и завуч Е.Ю. Прокопенко представили модель дифференциации образо­вания для учащихся Староюрко-вичской школы в её внешних и внутренних формах. Открытые уроки стали прекрасным подтвер­ждением её эффективности. Чет­вероклассники по желанию посе­щают «Основы православной культуры» ( учитель Н.Д. Макаро­ва), учащимся 5 — 6 классов, ус­певающим по литературе на «4» и «5», предложен элективный курс «Вокруг тебя — мир» (Л.Ф. Пусе-ва), в 9 классе за счёт региональ­ного компонента введено «Про­фессиональное самоопределе­ние» (Е.Ю. Прокопенко), на уро­ках физкультуры в 5 — 11 классах (учитель В.Н. Галузин) в основе дифференцированного обуче­ния — результаты мониторинга

физического развития учащихся. Высокую оценку участников семи­нара получила система оценива­ния знаний и умений учащихся, основанная на ситуации выбора и успеха, которую успешно приме­няют в работе педагоги школы.

Итоги работы секций подво­дились в школах за «круглыми столами». Руководители микро­групп анализировали уроки в со­ответствии с оценочно-коррекционными схемами с целью опреде­ления эффективности решения локальных методических проб­лем на каждом уроке. Пресс-сек­ретари, представлявшие в школах делегации трех государств, во время блиц-отчётов на пленар­ном заседании сообщили сред­ний балл, выставленный по посещенным урокам: он оказался достаточно высок — 80 — 85 баллов из 90 возможных.

В конце семинара руководителей делегаций пригласили к «открытому микрофону». Общее ) мнение гостей о семинаре выразила Т.П. Пинчукова, начальник Добрушского отдела образова­ния: «Сегодня нам посчастливи­лось побывать в России и позна­комиться с системным подходом в развитии образовательных учреж­дений. То, что было представлено в ваших школах, заслуживает внимания и заимствования. Организаторам за семинар можно с уве­ренностью выставить 12 баллов по украинской, 10 баллов по бе­лорусской и 5 баллов по россий­ской системе оценки результа­тов образовательного процесса!»

Н. ТОЛ0ЧКО