Межгосударственный семинар методистов выявил общность проблем, целей, задач.
На границе трех государств, там, где возвышается величественный монумент Дружбы славянских народов, вот уже 20 лет педагоги Добрушского района Гомельской области Беларуси, Городнянского района Черниговской области Украины и Климовского района Брянской области ежегодно проводят совместные мероприятия: августоские конференции, семинары руководящих кадров, смотры художественной самодеятельности и спортивные соревнования среди работников образования. В рамках этой доброй традиции 12 апреля этого года в Климовском районе прошел межгосударственный семинар руководителей муниципальных методических служб. Состоялся он по инициативе администрации и отдела образования Климовского района.
Активное участие в подготовке и проведении семинара приняли Н.В. Прокопенко, первый заместитель директора департамента общего и профессионального образования Брянской области, и И.Н. Пихенько, ректор Брянского ИПКРО.
В работе семинара приняли участие заведующие методическими кабинетами отделов образования юго-западных районов Брянской области, всех 22 районов Черниговской области, 11 районов Гомельской области. Н.В.Прокопенко — первый заместитель директора департамента общего и профессионального образования Брянской области, глава Климовского района А.В. Рыльков и председатель райсовета В.В. Балев поздравили педколлективы приграничных районов с 20-летием сотрудничества, вручили Почётные грамоты трем отделам образования.
«Инновационный компонент деятельности муниципальных методических служб как условие реализации приоритетных направлений модернизации образования» — эта основная проблема собрала на семинар руководителей муниципальных методических служб, управленцев и работников областных институтов повышения квалификации педкадров трёх славянских государств, работающих под общим девизом: «Нам дала судьба простое право — каждому учителю служить».
В ходе презентации деятельности системы образования и методической работы Климовского района заведующая методкабинетом Е.В. Ломако отметила, что успешное участие учреждений образования и педагогов района в реализации концепции модернизации и национального проекта «Образование» во многом обеспечивается мониторинговым, проектировочным, сетевым, маркетинговым и экспертным инновационными направлениями.
Приглашая к практической части семинара, начальник Климовского отдела образования З.Ф. Толстикова и Е.В. Ломако предложили гостям включиться в деловую игру: чтобы придать встрече деятельностный характер, за основу решения проблемы был взят принцип субъективных инвестиций, который уже много лет подряд эффективно используется как основной в организации деятельности системы образования района; из числа участников семинара были назначены пресс-секретари, руководители микрогрупп, координаторы для организации продуктивной работы секций, проведение которых было запланировано на базе четырех школ района. Для проведения практикумов участникам был предложен обширный дидактический материал.
Были определены темы секционных занятий, по которым имеются определённые наработки во всех школах района. Так, на базе Чуровичской средней школы, получившей президентский грант в прошлом году, рассматривался вопрос организации инновационной деятельности сельской школы как обязательного условия реализации национального проекта «Образование». Гости посетили уроки по предметам обновлённого учебного плана: «Литературное чтение» в 4 классе (ученого Е.Г. Ручко), «Основы православной культуры» в 5 классе (М.С. Романенко), «Профессиональное самоопределение» в 9 классе (Н.Д. Слепцова), «Мировая художественная культура» в 10 классе (Е.М. Кудрявцева). Коллег из Украины и Беларуси приятно удивил тот факт, что образование сельского, удалённого от областного центра, района по итогам 2006 года поощрено шестью президентскими и двумя губернаторскими грантами.
Алгоритм информатизации образовательного пространства был представлен на базе Новоюрковичской средней школы, где 94 процента учителей и 100 процентов учащихся активно используют информтехнологии в образовательной практике, что успешно подтвердилось на открытых уроках.
Как создать здоровьесберегающее образовательное пространство в сельской малочисленной школе без дополнительного финансирования, поделился опытом педколлектив Вишневской средней школы, ее директор Н.Ф. Галузина и завуч В.К. Кубы-шева. С целью демонстрации наработок участникам семинара было предложено посетить и проанализировать с позиции здоро-вьесбережения пять уроков.
Педагогический коллектив Староюрковичской средней школы считает, что выполнение задачи подготовки обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути в малочисленной сельской школе возможно лишь в условиях дифференциации образования. Директор школы Т.С. Радченко и завуч Е.Ю. Прокопенко представили модель дифференциации образования для учащихся Староюрко-вичской школы в её внешних и внутренних формах. Открытые уроки стали прекрасным подтверждением её эффективности. Четвероклассники по желанию посещают «Основы православной культуры» ( учитель Н.Д. Макарова), учащимся 5 — 6 классов, успевающим по литературе на «4» и «5», предложен элективный курс «Вокруг тебя — мир» (Л.Ф. Пусе-ва), в 9 классе за счёт регионального компонента введено «Профессиональное самоопределение» (Е.Ю. Прокопенко), на уроках физкультуры в 5 — 11 классах (учитель В.Н. Галузин) в основе дифференцированного обучения — результаты мониторинга
физического развития учащихся. Высокую оценку участников семинара получила система оценивания знаний и умений учащихся, основанная на ситуации выбора и успеха, которую успешно применяют в работе педагоги школы.
Итоги работы секций подводились в школах за «круглыми столами». Руководители микрогрупп анализировали уроки в соответствии с оценочно-коррекционными схемами с целью определения эффективности решения локальных методических проблем на каждом уроке. Пресс-секретари, представлявшие в школах делегации трех государств, во время блиц-отчётов на пленарном заседании сообщили средний балл, выставленный по посещенным урокам: он оказался достаточно высок — 80 — 85 баллов из 90 возможных.
В конце семинара руководителей делегаций пригласили к «открытому микрофону». Общее ) мнение гостей о семинаре выразила Т.П. Пинчукова, начальник Добрушского отдела образования: «Сегодня нам посчастливилось побывать в России и познакомиться с системным подходом в развитии образовательных учреждений. То, что было представлено в ваших школах, заслуживает внимания и заимствования. Организаторам за семинар можно с уверенностью выставить 12 баллов по украинской, 10 баллов по белорусской и 5 баллов по российской системе оценки результатов образовательного процесса!»
Н. ТОЛ0ЧКО