Спасибо классикам

Сафронова Е. Спасибо классикам: [в Гомеле прошла 6-я олимпиада школьников Союзного государства по русскому языку и литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность»] // 7 дней.- 2011.- 24 ноября.- С. 13.

 

 

 

В Гомеле прошла 6-я олимпиада школьников Союзного государства по русскому языку и литературе

На время осенних каникул Гомель превратился в Мекку юных интеллектуалов. В олимпиаде школьников Союзного государства по русскому языку и литературе «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность», проходившей здесь с 31 октября по 6 ноября, приняли участие 29 команд. Приветствие участникам олимпиады направил Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин.

Блеснуть и впечатлиться

Эта олимпиада школьников в свое время стала первым союзным проектом в области образования. В 2004 году она сумела собрать в Гомеле чуть больше 80 учащихся. Поначалу проводилась раз в два года, но даже в таком формате суме­ла доказать насущную необходимость.

— Уже с первых шагов стало оче­видным, что олимпиада выходит дале­ко за рамки состязаний по отдельным школьным предметам, — рассказывает советник Представительства Постоян­ного Комитета Союзного государства в Минске Наталья Кононова. — Ведь это еще и общение сверстников, и новые дружеские связи, и открытие талан­тов среди учащихся и их наставников. Получилась своеобразная площадка форматирования личности. Или, как од­нажды сказал один из участников, «Со­юзное государство в действии».

Видимые плоды и определили био­графию олимпиады. Столицами олим­пиады были: древний Полоцк, дважды школьников Союза принимал город-ге­рой Смоленск, и вот в третий раз юные олимпийцы приехали в Гомель. Обяза­тельные отборочные туры в десятках регионов и финальный круг участни­ков — свыше 160 ребят, что опять же не предел. Об этом, кстати, упомянули ор­ганизаторы по ходу нынешней олимпи­ады: пораподтягивать дальние области России.

Но главное — атмосфера. Ее здесь создают в масштабе и по крупицам. Первым делом — проверка знаний на прочность в весьма непростом предме­те. Во-вторых, знакомство с культурой страны. А в-третьих, олимпиада — бескрайнее поле для общения.

Организаторы, как ювелиры, сценарий оттачивают до мелочей. Так, «красной нитью» про­шлой олимпиады в Смоленске стала тема общности России и Беларуси. В этом году оргко­митет сделал акцент на со­хранении памяти классиков литературы, их «реанимацию» в ученической среде. На том и строи­лись задания основ­ных состязательных туров. А культурная программа дополня­ла интеллектуаль­ные запросы дня: выставки худож­ников России и Беларуси во Дворце Румянцевых-Паскевичей, спектакль «Доходное место» в Гомель­ском областном драматическом театре, обновленные экспозиции областного музея военной славы...

Проверка на прочность

Надо заметить, что год от года олимпиада прибавляет в сложности, не покидая, однако, рамок учебной про­граммы. С одной стороны, такой тон задают сами участники: уровень подго­товки ребят заметно растет. С другой, планку поднимает и стремительно раз­вивающееся олимпиадное движение.

— Задания действительно непро­стые. Сложнее, скажем, чем на рес­публиканской олимпиаде по русскому языку, — посвящает в нюансы консуль­тант управления общего среднего об­разования Министерства образования Беларуси Раиса Сидоренко. — Ведь у нас эта олимпиада приравнена к между­народной, и ее победители имеют право поступления без экзаменов на филоло­гические факультеты вузов страны.

Заведующая сектором Центра го­родских предметных олимпиад Санкт-Петербургского городского дворца творчества юных Наталья Лавринович добавляет еще несколько важных штрихов. Конкурсная часть олимпи­ады интересна тем, что здесь апроби­руется много новых образовательных подходов. В итоге это позволяет через интеллектуальное состязание раскры­вать эрудицию, базовые знания и твор­ческие способности детей.

Одно из классических испытаний — сочинение — ныне можно было выпол­нить в виде путевых записок, отзыве или портретной характеристики классика. Впервые оргкомитет предоставил участникам право выбора.

— Такой подход полостью себя оправдал, — делает вывод председатель жюри Лариса Мурина, главный научный сотрудник лаборатории гуманитарного образования Национального института образования Министерства образования Республики Беларусь. — У ребят появилась возможность больше раскрыть себя, и мы это увидели через работы.

В новом виде предстал и конкурс риторического мастерства: школьнику, открывшему конверт с одним из 30 имен классиков, предлага­лось изложить «Слово о...».

Конкурс риторов — это хорошая школа для молодых людей в приобрете­нии навыков общения, — единодушны педагоги-профессионалы. — Риторам предлагаются те вопросы, ответы на которые неизвестны заранее. Поэто­му и получается столь интересно. Все присутствующие видят, как рождается мысль прямо здесь и сейчас.

Неизменными остались принципы комплексной работы по русскому язы­ку и литературе, а также конкурсов выразительного чтения и знатоков. Впрочем, простоты и здесь не случи­лось.

Герои Олимпа

Неделя состязательного марафона позади. Однако жюри до конца держа­ло интригу. Имена лучших прозвучали лишь на последних минутах церемо­нии закрытия олимпиады. Абсолютной победительницей и обладателем специ­альных диплома и приза Постоянного Комитета Союзного государства стала Мария Кульбицкая, учащаяся лицея БГУ.Лучший результат девушке обес­печило блестящее знание предмета. По сумме баллов, набранных в двух основ­ных турах, Мария вплотную прибли­зилась к максимально возможным 100 баллам:

Мне посчастливилосьписать со­чинение о Достоевском, а это мой люби­мый писатель. Так что работать было в удовольствие, — поделилась Мария радостью победы.

Цунами всеобщего восторга при­шлось и на обладателя специального приза оргкомитета — Данилу Пушного из села Старый Кривец Новозыбковского района Брянской области, которо­го успели здесь окрестить «брендом» олимпиады. Он показал лучший ре­зультат среди сельских школьников, а также взял дипломы в нескольких творческих конкурсах. А в состязании риторов его «Слову о Пушкине» не бы­ло равных. Школьник с ходу выложил 10-минутный монолог о великом клас­сике, взорвав зал. Даже профессионалы включились в борьбу за будущее Пуш­ного, пригласив его поступать в БГУ на льготных условиях. Парень обещал подумать.

Теперь не будет проблем с поступ­лением и у школьников Могилевской области, которые стали победителями среди сверстников в командном зачете. Второе место разделили старшеклас­сники города Гомеля и Минской об­ласти. Третье — у команд Гомельской, Витебской областей и лицея БГУ. А еще со сцены прозвучало около 70 имен номинантов в предметных этапах и твор­ческих конкурсах.

Последние картинки — фото на па­мять. Прощаясь, ребята не скрывают слез. Спешат обменяться телефонами и адресами электронной почты. Так здесь всегда. Кто хотя бы раз попал на союзную олимпиаду, уже не теряется. Их называют единым золотым фондом наций. И всякая олимпиада имеет свое невидимое продолжение: есть страница участников в «ВКонтакте», есть живое общение. Они встречаются, когда мо­гут. И при всякой возможности возвра­щаются на олимпиаду...

Под занавес в оргкомитете прого­варивали сценарий олимпиады 2012 года. Среди новинок-идей, витающих в воздухе, — проведение творческих лабораторий и рождение совместных молодежных проектов, ради еще более тесного общения детей... А вот какой из российских городов примет очередных олимпийцев, решится в ближайшее время. Пока на это право одинаково претендуют Смоленск и Москва.