Сохраним планету чистой

Зубов В. Сохраним планету чистой // Почепское слово.- 2006.- № 34
О работе по экологическому просвещению Кожемякской школы (Почепский р-н)
-- Экологическая работа учебных учреждений

Нынешняя зима выдалась по-настоящему русской. Но снег уже тает, и белоснежное покрывало постепенно приоткрывает скопившиеся за зиму горы мусора. Мороз по коже пробегает, когда смотришь на "пейзажи", созданные людьми. Так и хочется кричать: "Люди, что мы творим? Остановитесь!"

Свалки в нашей стране занимают 70 тысяч гектаров земли, увеличиваясь ежегодно на полторы тысячи. Каждый из нас выбрасывает в год 360 килограммов бытовых отходов. Если весь мусор разложить равномерно по всей стране, то толщина этого слоя была бы равна 10 см. По подсчетам специалистов треть мусора составляют бумага и картон, еще треть - черные и цветные металлы, а остальное - полимеры, стекло, текстиль.

Что делать, как нам выбраться из мусора?

Большой любитель природы, чистоты и культуры быта В.Н. Зезюля настойчиво предложил побывать в Кожемякской школе и познакомиться с удивительным человеком, педагогом не по образованию, а по призванию.

Николай Николаевич Белошапко закончил Бобруйский автотранспортный техникум по специальности техник-механик. Когда случилась авария на Чернобыльской АС, переселился из села Старый Вышков Новозыбковского района в Кожемяки. Встал вопрос трудоустройства, ведь в деревне нет ни фермы, ни мехпарка - ничего, кроме школы. Устроился учителем трудового обучения. В начале его педагогической работы в школьной мастерской была фанера, оргалит, но потом все сырьевые материалы закончились. У Николая Николаевича встал вопрос - чем занять детей?

Ехал как-то из Почепа домой и увидел, что вдоль трассы, как и повсюду, очень много пластиковых бутылок. В голову пришла мысль: этих бутылок из-под разных напитков, шампуней, масел в каждом доме хоть отбавляй. Начался творческий поиск, как применить их для полезных занятий, увлечь ребят. Вспомнил Николай Белошапко свои школьные годы, учителя труда, который сумел заинтересовать детей выпиливанием по дереву лобзиком, филлигранью, вырезанием из металла, картона и другими интересными делами.

С тех пор и начались чудесные открытия по созданию из отходов полезных, красивых и прочных изделий. И учитель, и учащиеся Кожемякской школы стали смотреть на жизнь глазами экологии, экономики, творчества, искусства и культуры. Н.Н. Белошапко усердно и целеустремленно начал передавать свои увлечения школьных лет ученикам. Спустя 10 лет мастерская, коридоры Кожемякской школы превратились в музей искусства из "мусора". Самым первым изделием было приспособление для съемки яблок. Из урока в урок, из года в год каждому ученику ставилась задача придумать что-то новое, оригинальное и простое из домашних бытовых отходов. Когда мы перешагнули порог Кожемякской школы, глаза "разбежались" от красоты, созданной детскими руками под руководством талантливого мастера-педагога Н.Н. Белошапко: сотни, тысячи всевозможных поделок, оригинально оформленных на стендах, выставках. Сами названия выставок призывают, воспитывают, побуждают интерес к труду, экологии, творчеству, например, "Рукам - работа, душе - праздник", "Только через труд", "Время поисков и решений", "Часы - на стене, а время - на спине", "Тот в почете, чьи руки в работе", "Кто на выдумки горазд, "Спешите делать добро", "Умелые руки не знают скуки"...

Многие предметы, изделия, изготовленные ребятами из отходов, просто необходимы в разных жизненных ситуациях. Например, приспособление "Вихрь" для уничтожения кротов, умывальники разных видов, совки для мусора, переносные стульчики, устройство для защиты замка от влаги, кухонный набор для специй, приспособление для сбора колорадского жука, для сбора крыжовника, березового сока, защитные очки для работы на станках, телеантенны, мини-парнички, цветочницы, не ломающиеся ученические швабры, салфетницы, карандашницы, наглядные пособия по биологии, оборудование для физкультуры и тому подобное.

Из пробок, пластмассовых бутылок, фломастеров, маркеров и других отходов, которые разлагаются в течение 200 лет, ребята делают чудеса. А самое главное, указывают обществу путь, как избежать экологической беды.

Кроме этого, Николай Николаевич, направил творческую деятельность учеников на организацию их досуга в школе и дома. На занятиях кружка "Домашний мастер" ребята придумали, сконструировали и сделали игры "Суворовская задача - взять крепость", "Снайпер", "Миг удачи". Теперь на переменах школьники не бегут курить, ломать, кричать, жечь, а занимают очередь к играм, чтобы дать организму психологическую разгрузку и отдых от уроков.

Занимаясь технологическим проектом "Сохраним планету чистой, дадим отходам вторую жизнь", кожемякские школьники решили экологическую проблему села. На их территории нет пустых бутылок, встала проблема найти отходы для работы на уроках. Дети в поисках сырья идут на другие территории. В перспективе планируют начать перерабатывать жестяные банки.

В этом году ребята готовятся отметить 10-летний юбилей кружка "Домашний мастер", к которому разрабатывают интересный экспонат-сюприз.

За десять лет творческой деятельности сельские ученики из глубинки достигли высоких результатов. В 2003 году они стали лауреатами областного конкурса "Эврика", в 2004 году заняли первое место на областном конкурсе "Пятое колесо-2004" в номинации "Рационализаторские и изобретательские разработки", а в 2005 году были победителями в областной итоговой выставке спортивно-технической направленности "На страже Родины" в номинации "Модели, копии, макеты, диаграммы".

На 11 международной научно-практической конференции "Технологическое образование школьников в начале 21 века", проходившей 13-15 декабря 2005 года в городе Брянске, учитель Кожемякской ООШ Почепского района Н.Н.Белошапко наряду с кандидатами и докторами наук выступил с методикой преподавания труда на тему "Технологическое образование на защите экологии родного края".

Проблемой экологического воспитания, которую успешно решает Н.Н.Белошапко, заинтересовались в Унече, в Брянске, в Погаре, где он проводил мастер-классы с учителями трудового обучения, пропагандировал свой опыт. А вот в Почепе почему-то трудовики не желают включаться в подобные экологические проекты. Учителя труда предпочитают читать лекции детям, у которых за верстаками вместо молотков, стамесок, лобзиков все те же ручки да тетради. А ведь название урока труда само говорит за себя.

В Кожемякской школе радость настоящего труда познают с раннего детства.

"Только через труд, - говорит Н.Н.Белошапко, - у человека воспитывается внимательность, сплоченность, уверенность, радость изобретения, порядочность, самостоятельность, выносливость.

Работа с отходами не требует материальных средств на сырье. Наоборот, производство изделий из отходов можно поставить на поток, получая прибыль. Например, украшения на городскую елку, бытовой и огородный инвентарь, наглядные пособия, всевозможные сувениры и так далее.

Николай Николаевич нисколько не жалеет, что работает учителем. Ведь именно в школе создается личность человека-творца, человека-созидателя, от которого зависит и культура, и экономика, и экология нашей жизни. Остается только внедрить опыт талантливых педагогов в школьную среду, а экологическим службам поучиться у детей, как сохранять природу родного края.

Владимир ЗУБОВ.