В начале мая Брянщину с рабочим визитом посетил первый заместитель председателя Правительства Российской Федерации С.Б. Иванов. Основная цель поездки— ознакомление с ходом выполнения федеральной целевой программы по утилизации и уничтожению химического оружия. Один из семи заводов по уничтожению этого вида оружия, возводимых в России, строится в г. Почепе. Однако начал он свой визит с посещения города Новозыбкова, наиболее пострадавшего в результате чернобыльской катастрофы. Ознакомившись с проблемами жителей, Сергей Иванов сообщил, что за счет фонда «Новое поколение», председателем попечительского совета которого он является, первоклассники города будут проходить бесплатное медицинское обследование.
Но здоровье детей—не единственная, проблема этой территории. Многие вопросы требуют вмешательства федеральных органов власти. Об этих проблемах уже не раз говорил глава города Новозыбкова И.А. НЕ ТЕРОВ.
Крупномасштабные радиационные катастрофы превращают пострадавшие территории в зоны кризиса, преодоление которого занимает десятилетия. В апреле 2007 года исполнился 21 год со дня аварии на Чернобыльской атомной электростанции — крупнейшей техногенной радиационной катастрофы XX века по масштабам и последствиям.
О масштабах и сложностях проблем и задач, вставших перед городом Новозыбковом после аварии на ЧАЭС, говорит тот факт, что по уровню радиационного загрязнения территория города получила статус зоны отселения, который сохраняется и по сей день.
В результате аварии 50 тысяч жителей города испытали шок от бедствия, которое с трудом осознавали, и не могли защититься от невидимой опасности. И до сих пор люди, проживающие на пострадавших территориях, несут бремя последствий этой аварии.
Сегодня в городе Новозыбкове проживает 42,4 тыс. человек. Средняя плотность загрязнения составляет 15,72 Ки/кв. км.
В 1992 году была принята «Единая государственная программа по защите населения Российской Федерации от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1992—1995 годы и на периоддо2010 года». В ее рамках был "выполнен объем мероприятий, в результате которых в какой-то степени улучшилась радиологическая ситуация в городе. Но в 1993 году реальные объемы мероприятий стали сокращаться из-за нестабильного и недостаточного финансирования. Фактически были свернуты работы по дезактивации и благоустройству, в т.ч. строительству жилья, дорог и т.д.
Однако подрядными организациями удалось за период с 1993 по 1996 год построить и сдать в эксплуатацию 29 объектов, в т.ч. 6 жилых домов на 372 квартиры общей площадью 22,5 тыс. кв. м, школу на 1176 учащихся, Дом культуры на 500 мест, квартальную котельную на 17 Гкал/час, 48 км газовых сетей, 43 км дорог, 8 км водопроводов, газифицировать 4360 жилых домов частного сектора.
В 1996 году в результате значительного сокращения объемов государственных капитальных вложений на более чем 50 начатых объектах работы были приостановлены, прекращено строительство объектов здравоохранения, образования, физкультурно-оздоровительных, крайне необходимых населению города, подвергшегося радиационному воздействию.
Отсутствие средств не позволило завершить в полном объеме газификацию жилых домов и таким образом прекратить вторичное радиоактивное загрязнение окружающей среды и жилья при использовании в качестве топлива дров, заготавливаемых населением в местных лесных массивах.
Ввиду продолжающегося сокращения объемов государственных капитальных вложений с 2000 года в г. Новозыбкове была введена схема достройки жилых домов с долевым участием граждан путем вложения их собственных средств на безвозвратной основе. Таким образом, привлечение граждан к долевому участию привело к заметному позитивному изменению ситуации в области жилищного строительства в городе. Инвестиции граждан в жилищное строительство составили 12 млн. рублей. С целью завершения в основном к 2011 году мероприятий, связанных с обеспечением социально-экономической реабилитации территории и радиационной защиты граждан РФ, подвергшихся воздействию радиации вследствие техногенных аварий, постановлением Правительства РФ от 29 августа 2001 года № 637 утверждена Федеральная целевая программа «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года».
Так, по Новозыбкову данной программой предусмотрено строительство 7 жилых домов на 429 квартир, финансирование которого предусматривается практически в равных долях из федерального бюджета и внебюджетных источников. Для Новозыбкова реальным внебюджетным источником являются средства граждан.
Однако Федеральной целевой программой «Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года» не предусмотрено завершение строительства ряда объектов социальной сферы, начатое в рамках Единой государственной программы по защите населения РФ от воздействия последствий чернобыльской катастрофы на 1992 — 1995 годы и на период до 2010 года. В частности, застройки 116 жилого квартала для переселения жильцов из частного сектора, проживающих на территории с плотностью загрязнения свыше 40 Ки/кв. км (15 тысяч человек), 3 жилых домов (141 квартира), физкультурно-оздоровительного комплекса с плавательным бассейном, 2 спортивных залов в учреждениях образования, объектов инженерного обустройства и производственного назначения. Без государственной финансовой поддержки город Новозыбков не имеет возможности завершить строительство этих объектов.
Анализируя демографическую ситуацию в последние десятилетия, видим, что она складывается под воздействием как чернобыльской катастрофы, так и социальных, экономических и политических факторов, которые оказывают определяющее влияние на ход демографических процессов. С1986 года численность населения области уменьшилась на 2,9%, города Новозыбкова — на 5%. Естественная убыль населения обусловлена, с одной стороны, резким падением рождаемости, с другой стороны — ростом смертности. Число умерших на 1000 населения области —19,0 против 11,3 в 1986 году. Вы-
сокий уровень смертности отмечен в г.Но-возыбкове и районе — 17,4 на 1000 населения (по России —16,5). Особенно беспокоит младенческая смертность, которая составляет в городе 6,7 на 1000 родившихся живыми, по области —11,9 на 1000, по России — 12,4.
В течение последних лет общая патология эндокринной системы по общей заболеваемости взрослого населения города Новозыбкова имеет стабильно высокие цифры 123,2 — 122,0 — 121,2; по области 70,0 — 80,9; по России — 41,7 — 43,2.
Продолжается рост заболеваемости крови и кроветворных органов. На протяжении ряда лет ее показатель в г. Новозыбкове составлял 5,0—4,7 на 1000 взрослых, по области—2,9 на 1000 взрослых.
Регистрируется рост общей заболеваемости органов пищеварения (по городу — 175,7, по области — 97,4), органов мочеполовой системы до 93,6 (по области 83,4). Первичная заболеваемость новообразованиями по юго-западным территориям увеличилась на 62,8%. По территории г.Новозыбкова и района —24,0 и превышает областной и российский показатели в два раза (по области — 11,2; по РФ—10,7).
Таким образом, данные свидетельствуют о том, что заболеваемость населения г. Новозыбкова и территории в целом ежегодно увеличивается и превышает областные и российские показатели в среднем в 2,1 раза.
На территории области с плотностью загрязнения свыше 5 Ки/кв.км по цезию-137 проживает свыше 34 тысяч детей в возрасте от 0 до 14 лет, в Новозыбкове эта цифра составляет 7,5 тысячи детей. Необходимо отметить, что дети, родившиеся до аварии на ЧАЭС, непосредственно подвергшиеся воздействию радиации, с 2001 года перешли в категорию «подростки» и «взрослые». В ана-
лиз заболеваемости детского населения начиная с 1999 года большей частью входят дети, родившиеся в послеаварийный период от родителей, подвергшихся непосредственному воздействию радиационного фактора. Таким образом, начиная с 2002 года мы можем говорить об анализе заболеваемости детей первого поколения.
Уровень заболеваемости детского населения г.Новозыбкова с 1995 года превышает заболеваемость детского населения области и России более чем на 65%. Среднегодовой показатель общей заболеваемости детей составлял 3130,2 на 1 тысячу человек и превышал областной в 1,6 раза, российский — в 1,5 раза. Аналогичная ситуация складывалась и с первичной заболеваемостью.
По классу «инфекционных заболеваний» среднегодовой показатель превышал областной на 64,1%? российский на 48,3%. По классу болезней эндокринной системы превышение областного показателя составляет 2,3 раза, а российского в 4,4 раза.
Основной массив (48 — 49%) в структуре заболеваемости детей занимают болез-
ни органов дыхания, здесь превышение относительно среднегодового областного показателя составляло 52,1 %, российского — на 52,8 %. Рост заболеваемости в значительной степени обусловлен влиянием радиоактивного фактора, в том числе на иммунную систему.
По классу врожденных аномалий среднегодовой показатель выше областного на 11,5%.
За период с 1986 года на территории Брянской области показатель заболеваемости раком щитовидной железы прогрессивно увеличивается от 3,3 до 18,2, по г. Новозыбкову этот показатель составляет 168 случаев.
Несмотря на высокий рост заболеваемости, жители города не получают бесплатное медицинское обслуживание в клиниках России и Респуб-
лики Беларусь, где на средства Союзного государства был построен отлично оснащенный клинико-диагностический центр. Население в основном оздоравливается на территории Брянской области, где тоже есть радиация, и лишь незначительная его часть — за ее пределами. На недостаточном уровне осуществляется оздоровление студентов и учащихся среднеспециальных учебных заведений. Медицинские учреждения не обеспечены необходимым современным диагностическим и лечебным оборудованием в соответствии с существующими нормативами. Город испытывает дефицит врачебных кадров по узким специальностям.
Особо остро стоит проблема производства «нормативно чистой» сельскохозяйственной продукции как в условиях крупных хозяйств, так и в личных подсобных хозяйствах. Суммарная доза облучения населения г.Новозыбкова в последние годы на 60 — 70% формируется за счет дозы внутреннего облучения, что связано с потреблением пищевых продуктов местного производства.
За последние годы много проблем уже решено. Но особенность нашего времени заключается в том, что постоянно появляются проблемы нового качества и нового масштаба. Введение любого нового законодательства, особенно в области социальной защиты населения, всегда приводит к увеличению социально-психологической напряженности.
В связи с этим требуется тщательная подготовка принимаемых решений, затрагивающих интересы людей, выбор таких направлений реабилитации и комплексов мер, которые показали бы наибольшую эффективность.
И.НЕСТЕРОВ, глава г. Новозыбкова,