Средняя доза облучения населения колеблется на уровне 1,5 м3 в/год – 2 м3 в/год

Николаева Т. Средняя доза облучения населения колеблется на уровне 1,5 м3в/год – 2 м3в/год // Маяк (Новозыбковский р-н).- 2011.- 26 апр
Последствия Чернобыльской катастрофы.
-- Радиационная обстановка на территории области


Вот уже 25 лет население г.Новозыбкова, имеющего статус зоны отселения, жи­вёт в эпицентре российско­го Чернобыля. Последствия Чернобыльской катастрофы сказываются как на услови­ях проживания, здоровье жителей, так и на экономи­ческом положении города. Об этом мы беседуем с глав­ным врачом ФФГУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в г.Новозыбкове Брянской об­ласти», заслуженным врачом РФ Валерием Василевицким

Валерий Алексеевич, Вы не могли бы напомнить, как развивались события в то время на станции и у нас?

А начиналось всё так: 26 апреля 1986 года в 00 ч. 23 мин. произошла беспрецеден­тная по сложности и масшта­бам авария на Чернобыльской АЭС. Причинами ее были до­пущенные персоналом грубые нарушения правил эксплуатации и технологического режима реакторной установки. Авария на 4-м (ниже станции началась с: мощною теплового взрыва в активной зоне с выбросом в атмосферу пол­ного набора радионуклидов, которые к этому времени на­копились в реакторе. При этом их доля активности составля­ла: йода-131 — 20%, цезия-137— 13%, цезия-134— 10%, тогда как большинство других — от 2 до 5%, в том числе стронция-90 — 4%. В резуль­тате взрыва образовалось ра­диоактивное облако, которое положило начало процессу ра­диоактивного загрязнения ок­ружающей среды. Начавший­ся затем пожар графитовой кладки, поддерживаемый большой энергией, выделявшейся при распаде радионуклидов, накопленных за кампанию реактора и оставшихся после взрыва в шахте реак­тора или около нее, привел к длительному выходу радиоак­тивности в атмосферу в фор­ме струи, которая непрерыв­но меняла свое исходное на­правление, следуя направле­нию ветра. Интенсивный выб­рос наблюдался около 10 су­ток. Загрязненный воздух уже в первые дни начал распрос­траняться не только на евро­пейскую территорию СССР и Западную Сибирь, но и на страны Европы. Оперативные радиометрические (дозимет­рические) съемки проводи­лись наземными и авиацион­ными средствами. Для съем­ки струи, следа и отдельных пятен радиоактивности как в ближней зоне, так и, практи­чески, по всей европейской части СССР использовалось около десяти специально обо­рудованных вертолетов и са­молетов. На некоторых из них были установлены гамма-спектрометры, что позволяло выполнять аэро-гаммаспек­трометрическую съемку. Пол­ная карта ближнего наземно­го следа (на расстояниях до 100 км от места аварии) была подготовлена 1 мая и пред­ставлена Правительственной комиссии 2 мая 1986 г. Такие карты в течение первых дней готовились практически ежед­невно.

В течение мая 1986 г. были проведены работы по уста­новлению радионуклидного состава загрязнения различ­ных компонентов природной среды, а также приняты реше­ния об эвакуации населения из зоны, где доза за 1-й год могла составить 10 и более бэр (критерий, установлен­ный для эвакуации Минздра­вом СССР). Этой дозе соот­ветствовали уровни радиации на земной поверхности (на высоте 1 м) 5 мР/час на 10 мая 1986 г. Кроме того, были приняты решения о зонах от­чуждения (с уровнями радиации 20 мР/час на 10 мая 1986 г.) и частичного отселе­ния от 3 до 5 мР/час на ту же дату. Суммарная активность аварийных выбросов оцени­вается в 5*107 Ки, или около 3-4% общей активности про­дуктов ядерного деления в реакторе. В результате сло­жилась радиационная обста­новка, своеобразие которой было обусловлено продолжи­тельностью (10 суток), дис­персным (газо-аэрозольным) составом и высотой (сотни моiрои, до 1-1,5 и более км) радиоактивного выброса, с одной стороны, и сложной метеорологической обстанов­кой, с другой.

— Это в значительной мере сказалось и на нашей терри­тории. Как в этих условиях действовала ваша служба?

— Всё, о чём говорилось выше, определило радиацион­ную обстановку и на террито­рии Брянской области, осо­бенно в ее юго-западной час­ти, в том числе в Новозыбкове и Новозыбковском районе. Городская санэпидстанция начала дозиметрический кон­троль 29 апреля 1986 года. К утру 30 апреля уже была дана оценка радиационной обста­новки в городе.

Радиоактивное загрязнение носило пятнистый характер. Средний уровень гамма излучения на территории горо­да составлял 5000 мкР/ч, в жилых домах — до 200 мкР/ч, интервал колебаний — 2000-15000 мкР/ч. Высокие уровни радиационного фона опреде­лялись преимущественно короткоживущим радионуклидом 1-131. Срочно была организо­вана доставка молока в облСЭС для радиометричес­кого контроля. Тогда же нами было вынесено постановление 6 запрещении выносной тор­говли предприятиями общепи­та и горторгом. С медработ­никами детских дошкольных учреждений проведено сове­щание по вопросам радиаци­онной безопасности, введены ограничения пребывания де­тей вне помещений.

Для всех "пищевых объек­тов разработаны и подготов­лены необходимые рекомен­дации. 7 мая после получения неудовлетворительных резуль­татов исследований запреще­на реализация молока из мес­тных колхозов. Одновременно запрещается продажа и упот­ребление молока из частных хозяйств. Закрывается детс­кая молочная кухня. В город дополнительно завозится до 2 тонн молочных смесей. 9 мая в газете «Маяк» публикуется первая информация для насе­ления. 15 мая горСЭС полу­чает прибор ДП-100 и начина­ет самостоятельные радио­метрические исследования пищевых продуктов для г.Новозыбкова, Новозыбковского, Климовского и Красногорско­го районов. С учетом резуль­татов радиометрического кон­троля санитарной службой запрещалось употребление щавеля, различных видов са­довых ягод, даров леса, рыбы из местных водоемов. Ввиду значительной загрязненности мяса и молока у населения был изъят скот (коровы, козы).

Под контролем горСЭС колхозный рынок, где запре­щается торговля всеми про­дуктами, на употребление ко­торых вводились ограничения. Ведется постоянный радио­метрический контроль за питьевой водой. С приобретени­ем и установкой радиометри­ческих приборов на пищевых объектах и «Водоканале» СЭС взяла на себя всю организа­ционно-методическую помощь вновь созданным лаборатори­ям. Во 2-й половине мая было запрещено открытие местных пионерских лагерей, лагерей труда и отдыха, баз отдыха. Для разработки мероприятий по снижению уровней гамма-излучения выполнялись де­тальные дозиметрические об­следования территорий всех детских дошкольных учрежде­ний и школ, лечебных учреж­дений, пищевых, промышлен­ных и коммунальных предпри­ятий, в местах торфоразрабо­ток и в зоне отчуждения Ново-зыбковского района. Под кон­тролем СЭС велись дезактивационные работы, давалась оценка их эффективности, оборудован дезактивационный пункт для автотранспорта, прибывающего из Украины и Белоруссии. В рамках граж­данской обороны проводилась паспортизация частных домо­владений. С целью снижения доз внешнего облучения за счет нечернобыльских факто­ров было вынесено постанов­ление о запрещении флюорог­рафических обследований на­селения.

С учетом перечисленных мероприятий доза облучения щитовидной железы у детей дошкольного возраста соста­вила 40 бэр, школьников — 20 бэр, взрослого населения — 7 бэр. Средняя доза облучения жителей г.Новозыбкова за 1986г. составила 1.03 бэр (данные ЛНИИРГа) против до­пустимого уровня облучения установленного Минздравом СССР — 10 бэр. Средний уровень гамма-фона к концу года за счет распада короткоживущих радионуклидов и прежде всего 1-131, а также выполнен­ных дезактивационных работ снизился до 170 мкР/ч.

В последующие годы весь комплекс защитных мер по инициативе санитарной служ­бы проводился в рамках годо­вых комплексных планов радиационно-гигиенических ме­роприятий по снижению доз внешнего и внутреннего облу­чения, разрабатывавшихся отделением радиационной ги­гиены горСЭС (НМЦГСЭН) и утверждавшихся председате­лем горисполкома, затем гла­вой администрации города. Для учета и дальнейшего сни­жения доз внешнего облуче­ния МЦГСЭН участвует в про­ведении индивидуального до­зиметрического контроля (ИДК), выполняет дозиметри­ческие обследования террито­рии города и различных объек­тов.

Результаты используются для обоснования необходимо­сти проведения дезактиваци­онных работ. После окончания дезактивации оценивается ее эффективность. В плане пре­дупредительного надзора осу­ществляется контроль за ра­диационным качеством стро­ительного сырья и строймате­риалов, дозиметрический кон­троль на всех этапах строи­тельства — от выбора участка до сдачи объекта в эксплуата­цию. Проводятся исследова­ния на содержание радона в воздухе вновь построенных и эксплуатируемых домов и т.д. По-прежнему ограничивается медицинское облучение насе­ления — флюорографические исследования не проводятся, под контролем горСЭС рентгендиагностические процеду­ры выполняются только по жиз­ненным показаниям, применя­ются диафрагмирование и фильтрация, широко начинают использоваться альтернатив­ные методы исследований — УЗИ, фиброгастроскопия, колоноскопия и др. Для обеспе­чения минимального внутрен­него облучения осуществляет­ся ежедневный спектроради-ометрический контроль радио­логическими лабораториями СЭС (НМЦГСЭН), ветеринар­ной, агрохимической служб, перерабатывающих предприя­тий за сырьем и готовой про­дукцией, а также за продукта­ми питания, производимых в частном секторе.

На разных этапах постава­рийного периода по инициати­ве санитарной службы реше­нием горисполкома на терри­тории города устанавливались значительно более жесткие, чем официальные временно-допустимые уровни (ВДУ), кон­трольные уровни гамма-фона, допустимого содержания Р8 в пищевых продуктах. Так, конт­рольный уровень объёмной ак­тивности одного из основных дозоформирующих продуктов — молока — 0.001 мкКи/л при ВДУ — 0.01 мкКи/л. Благода­ря перечисленным мерам за аварийный период 1986-89 гг. при допустимом облучении -18 бор (180 мЗн), жители Новозыокова получили среднюю дозу — 2.4 бор (24 мЗн).

Но только собственны­ми силами город не мог справиться со всеми возникавшими проблемами.

— Действительно, для ра­дикального изменения ситуа­ции возможностей города было крайне недостаточно. В этой связи мы совместно с ис­полнительной властью и само­стоятельно обращались во все инстанции — ЦК КПСС, Пра­вительство СССР, Госкомтруд СССР, в Министерства, ве­домства, предприятия которых работали тогда на территории города. И помощь была, но не в тех масштабах, которые мог­ли бы помочь разрешить все возникавшие постчернобыльские проблемы Необходимо было полноценное финансирование всего комплекса реабилитационных работ - по дезактивации, благоустройству, обеспечению населения нор­мативно чистой сельскохозяй­ственной продукцией и пр. И тогда по инициативе Новозыб-ковской администрации и горсанэпидстанции с участием всех заинтересованных орга­низаций и служб была разра­ботана первая Программа ра­диационной реабилитации го­рода, получившая в дальнейшем статус Президентской. Только после этого начался качественно новый этап в жиз­ни города. Резко увеличились объемы дезактивационных ра­бот, строительство дорог (до 40 км в год!), газификации и т.д., что в конечном счете позволило не только радикально улучшить радиационную об­становку, но и обеспечило хо­роший уровень благоустрой­ства города.

А как это сказалось на дозах облучения населения?

— На основании проведен­ного анализа С- Петербургс­ким НИИ радиационной гиги­ены дана высокая оценка эф­фективности защитных мероп­риятий, проводившихся в Новозыбкове по инициативе и под контролем санитарной службы: «накопленная за пе­риод 1986-2003 гг. средняя эффективная доза облучения населения г.Новозыбкова оказалась в 2-3 раза меньше, чем ожидаемая за этот же пе­риод времени доза в случае от­сутствия контрмер».

К 1994-95 гг. сначала было сокращено, а затем постепен­но сведено на нет финансиро­вание реабилитационной Про­граммы, подписанной Прези­дентом РФ Ельциным Б.Н. В результате все работы были фактически свернуты. Не за­вершена выборочная дезакти­вация, в том числе детских дошкольных учреждений и школ. При протяженности внутригородских дорог 140 км, заасфальтировано около 95 км или 67,8%, пешеходных дорожек — 40%, да и те в виду значительного износа требуют серьёзного ремонта. Не закончена газификация частного жилого сектора города и рай­она. Не соответствует реаль­ным потребностям выделение средств для выполнения все­го комплекса мероприятий по ведению сельскохозяйствен­ных работ в условиях радио­активного загрязнения. Как следствие, в целом радиаци­онная, обстановка за после­дние годы существенно не из­менилась (незначительные из­менения связаны преимуще­ственно с естественным рас­падом долгоживущих радио­нуклидов Cs-137 и Sr-90). Это подтверждается данными Росгидромета: так, если плот­ность загрязнения территории города цезием-137 в 1991 со­ставляла 15.72 Ки/км2, то че­рез 20 лет она снизилась лишь до 12.86 Ки/км2 или всего на 2.86 Ки/км2. При этом более 70% территории города име­ет плотности загрязнения от 10 до 40 Ки/км? и выше. Около 40% площади от 15Ки/км и более, при сродной мощности экспозиционной дозы — 40,3 мкР/ч и интервале колебаний — от естественных фоновых значений до — 100.0 мкР/ч. Нет существенного снижения уровней гамма-излучения и на территории населенных пунк­тов Новозыбковского района, 89% которых имеют значения МЭД выше 40 мкР/ч, причем, почти в каждом из них есть уча­стки с уровнями более 100 мкР/ч. На территориях 10 школ и 7 детских дошкольных учреждений района мощность экспозиционной дозы гамма-излучения превышает 30 мкР/ч и достигает 46-98 мкР/ч.

В контексте изложенного особо следует отметить с.Ста­рый Вышков, из которого в свое время предполагалось отселить в чистую зону всех жителей. Поэтому серьезных реабилитационных работ пос­ле 1986 г. там не проводилось, а людей так и не переселили. В настоящее время плотность загрязнения территории села составляет 28.11 Ки/км2.

Валерий Алексеевич, а как обстоят дела с пищевы­ми продуктами?

— Сохраняется актуальной проблема производства «нор­мативно чистой» сельскохо­зяйственной продукции, как в личных подсобных хозяйствах, так и в агрохозяйствах райо­на, которые реализуют ее на­селению города. Суммарная доза облучения населения г.Новозыбкова и Новозыбков­ского района в последние годы на 60-70% формируется за счет дозы внутреннего облуче­ния, связанного с потреблени­ем пищевых продуктов мест­ного производства и лесной экосистемы. Причём острота этой проблемы в последние годы усугубляется всё больше. Так, если в 2006 г. по Новозыбкову удельный вес проб пи­щевых продуктов с превыше­нием установленных нормати­вов составлял 4,8%, то в 2010 г.— 19,6%. Значительным ос­таётся этот показатель и в рай­оне в 2010 г.— 10,1%. Наибо­лее значимыми по степени ра­диоактивного загрязнения (дозоформирующими) являются: молоко, говяжье мясо и осо­бенно продукты лесной экоси­стемы (грибы, ягоды, мясо дичи, содержание в которых цезия-137 превышает норма­тивы в десятки и сотни раз), а также рыба из местных водо­ёмов, по-прежнему составля­ющие значительную часть ра­циона питания населения вви­ду низкого прожиточного уров­ня.

С учётом Вами сказан­ного каковы могут быть по­следствия для населения?

— Уже в течение ряда лет, проводя ежегодную радиационно-гигиеническую паспор­тизацию территорий, мы не отмечаем достоверного сни­жения облучения населения: средняя доза колеблется в городе, на уровне 1,5 мЗв/год, в Новозыбковском районе - 2 мЗв/год, предопределяя до­полнительный риск стахостических эффектов — злокаче­ственных заболеваний, тера­тогенных осложнений, генети­ческих повреждений, а также иной патологии, связанной со снижением иммунитета. А для большей части населения, проживающего в условиях зоны отселения с апреля 1986 г., этот риск наиболее значим, т.к. до 80% предполагаемой дозы облучения за жизнь получено ещё в 1986-1987 гг., и для них на всю оставшуюся жизнь, т.е. пожизненно существует наи­большая, в сравнении с дру­гими территориями, вероят­ность или дополнительный риск стахостических эффек­тов. Поэтому для такой кате­гории населения и их детей было бы правильным закрепить законодательно меры соци­альной поддержки и гарантии возмещения вреда.

В то же время жители города и района не получают бесплатной меди­цинской помощи в клиниках России и Республики Бела­русь, где а г.Гомеле на сред­ства Союзного государства был построен отлично осна­щенный клинико-диагности­ческий центр. Остаётся низ­ким уровень оснащения меди­цинских учреждений города, что не позволяет на месте своевременно, на ранних ста­диях развития, выявлять ту или иную патологию и, особенно, онкологическую, а также обес­печивать эффективное лече­ние. Несмотря на невыполне­ние государственной реаби­литационной Программы города, разработка новой осуществлялась без учета этого об­стоятельства, а также без при­влечения соответствующих служб, организаций и руково­дителей города.

С Вашей точки зрения, какие проблемы сейчас надо решать в первую очередь?

— Для уменьшения риска медицинских последствий Чернобыльской катастрофы необходимы: доработка новой целевой Программы с учетом всего комплекса реабилита­ционных мероприятий по сни­жению доз внешнего и внут­реннего облучения населения, предусматривающего в т.ч.: строительство благоустроен­ного жилья, ,100% обеспечен­ность благоустроенными внут­ригородскими дорогами и пе­шеходными дорожками, стро­ительство общегородской ливневой канализации, стро­ительство в Новозыбковском районе станции обезжелезивания, 100% газификацию ча­стного сектора, выборочную дезактивацию, полную радиационно-гигиеническую реаби­литацию с.Старый Вышков, обеспечение производства нормативно чистой сельскохо­зяйственной продукции за счёт ежегодного выполнения в на­учно обоснованных объёмах работ по ведению сельского хозяйства в условиях радио­активного загрязнения с при­менением ферроцианидов и минеральных удобрений, со­держащих в т.ч. калий и каль­ций; решение вопроса бес­платного медицинского обес­печения жителей города и рай­она как в клиниках РФ, так и в Гомельском клинико-диагнос­тическом центре Р. Беларусь.

А также разработка и вы­полнение общесоциальных мероприятий, обеспечиваю­щих повышение общего уров­ня благосостояния населения с сохранением ныне действу­ющих льгот для проживающих в условиях зоны отселения с 1986 г. и их детей пожизненно вне зависимости от измене­ния этого статуса в дальней­шем.

Татьяна НИКОЛАЕВА