Мусорная селекция

Александров П. Мусорная селекция // Брянский рабочий.- 2017.- 9 февр.(№5).- С.14.
-- Управление отходами на территории области

Утилизация отходов становится главной экологической проблемой

«Ах, обмануть меня нетрудно! Я сам обманываться рад!» - писал Пушкин о странностях чело­веческой психологии. Как часто и мы принимаем за чистую монету лукавые уловки дельцов. Редакция уже разбирала ситуацию, сложившуюся в Брянске с утилизацией твердых бытовых отходов. Говорили, что вывозом ТБО могут заниматься компании,  имеющие лицензию на транспортировку мусора, а утилизацией - фирмы, имеющие лицензию на его захоронение (размещение). Однако вопреки закону хитромудрые перевозчики мусора предлагают управляющим компаниям незаконную схему заработка.

Недобросовестный перевозчик мусора, не имея права на захоронение твердых бытовых отходов, вдруг берется их «передавать на утилизацию»! Но никакой «передачи на утилизацию» федеральное законодательство не предусматривает. А такие действия, по нашему мнению, могут представлять лишь криминальный тандем перевозчика и представителя управляющей компании, потому как это незаконно — заключать контракт с предприятием, у которого нет лицензии, на выполнение несвойственной ему функции.

По статистике, полигон ТБО и мусоросортировочный комплекс в поселке Большое Полпино ежегодно недополучает треть запланированных объемов отходов. Понятно, что не сданный на утилизацию (захоронение) мусор попадает на незаконные свалки. Виной всему желание некоторых управляющих компаний и юрлиц сэкономить на утилизации отходов, мудря вышеописанные схемы с недобросовестными перевозчиками.

Недобросовестные перевозчики не представляют сопроводительные документы на перевозимые отходы при их сдаче на полигон — скрывают объемы таким образом. Доходит до судов.

Арендатор полигона ТБО еще в сентябре 2015 года предъявил в Арбитражный суд Брянской области иск к ООО «Управляющая компания жилым и нежилым фондом», третьим лицом в суде выступал перевозчик ООО «Спецавтопредприятие». Вышестоящий арбитражный суд в Туле исковые требования компании, занимающейся утилизацией ТБО, удовлетворил.

Перевозчик и управляющая компания пробовали оспорить решение 20-го арбитражного суда в Арбитражном суде ЦФО и Верховном суде РФ, но ничего не вышло. Верховный суд также поддержал исковые требования владельца полигона ТБО.

Аналогичные решения имеются и в вынесенных судебных решениях в отношении следующих управляющих компаний: ООО «Домоуправление-11», ООО «Жилсервис», ООО «ЖЭУ-17».

Поэтому нас насторожило сообщение в новостной ленте о том, что ООО «Спецавтопредприятие» реализует в Фокинском районе Брянске пилотный проект по раздельному сбору мусора. СМИ сообщали, что установлено 90 контейнеров: для стекла, полиэтилена, металла. С последним могут возникнуть проблемы. Алюминиевые банки и прочий металлолом, как правило, долго не залеживается. Его подбирают бомжи и предприимчивые цыгане, чтобы сдать в пункты приема. Так что бизнес этот хорошо отлажен и зоны влияния поделены. Говорилось и вовсе об удивительных вещах — в феврале, дескать, бу­дут установлены датчики наполняемости, дабы мусорщики своевременно вывозили накопившиеся отходы. Прогрессив но, по-современному. Но что- то не очень верится.

Что нас смущает? Дело в том, что управляющие компании, которые обслуживает в Фокинском районе ООО «Спецавтопредприятие» или взаимозависимое с ним ООО «СпецАвтоКом», так и не за­ключили с владельцем полигона ТБО договоры на утилизацию (захоронение) отходов, а значит, управляющие компании снова платят незаконно перевозчикам.

Так не совсем понятно, куда будет деваться раздельно собранный мусор? За такой мусор владелец ТБО доплачивает компании, сдающей его. И это могло бы, с одной стороны, позволить уменьшить стоимость данной услуги для населения (ведь она также включается в квитанции ЖКХ). С другой стороны, для селективного сбора мусора необходимо выделять уже несколько машин. Не повезешь же его в одной, иначе какой смысл его собирать раздельно?! А это уже дополнительные затраты.

Правда, все рассуждения о потенциальной выгоде для жильцов были бы уместны в том случае, если бы данный перевозчик не участвовал в хитромудрых схемах по так называемой «передаче мусора на утилизацию». Однако ООО «Жилсервис» и ООО «ЖЭУ-17», мусор которым «передает на утилизацию» ООО «Спецавтопредприятие» или взаимозависимое с ним ООО «Спец­АвтоКом», так и не оформили отношения с владельцем полигона ТБО. И это несмотря на проигранные суды! Возникает резонный вопрос: за счет кого теперь они будут оплачивать денежные средства по решениям судов? Не за счет ли жильцов?

Словом, благое начинание ООО «Спецавтопредприятие» о раздельном сборе мусора вызывает немало вопросов, и главный из них: не вырастут ли размеры платежей в квитанциях за раздельно собираемый мусор, при том что осуществляться он будет за счет бесплатного труда жильцов?

 

П. Александров