Знакомясь с природой

Филина Л. Знакомясь с природой / Л. Филина // Брянская учительская газета.- 2019.- 22 февраля (№ 7)..- С. 11.
-- Экологическая работа учебных учреждений

На базе Вельяминовской средней школы имени Л.С. Филина в дошкольных группах состоялся районный семинар для воспитателей детских садов Караневского района на тему «Развитие познавательных интересов у дошкольников в процессе ознакомления с природой».

На данном мероприятии при­сутствовали 30 педагогических работников. В процессе семинара были защищены проекты «Малыши в мире природы»(В.П. Филина, 2-я группа раннего развития), «Птицы — наши друзья» (В.И. Шитова, старшая группа), состоялся коллективный просмотр общего дела «Путешествие в мир природы» (Н.Е. Морозова, средняя группа).

Воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно стать воспитанием сердца, которое рождает чувства, мысли, поступки. Об этом писал В. Сухомлинский: «Годы детства — прежде всего воспитание сердца». Великий педагог справедливо считал: необходимо вводить детей в окружающий мир так, чтобы оникаждый день открывали в нем что-то новое, чтобы каждый шаг детей был «путешествием к истокам мышления и речи — к чудесной красоте природы», чтобы каждый ребенок рос «мудрым мыслителем и исследователем, чтобы каждый шаг познания облагораживал сердце и закалял волю».

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное ребенком. Разнообразны и природные материалы (песок,глина, вода, снег и т.д.), с которыми дети так любят играть. Дети общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе радуются прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по силе развивающего воздействия на ребенка.

Разнообразие объектов природы позволяет организовать интересную и полезную деятельность детей. В процессе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся со свойствами и качествами объектов и явлений природы, учатся замечать их изменение и развитие. У них развивается любознательность. Полученные знания и умения дошкольникам предлагается использовать на практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег для создания прочных построек, обмазывают глиной дно ручейков и каналов, чтобы удержать воду. В процессе этой деятельности происходит дальнейшее совершенствование знаний и развитие умственных способностей.

Знакомясь с природой, дети открывают для себя новый мир: они стараются все потрогать руками, понюхать, рассмотреть и, если возможно, попробовать на вкус. И наша задача — углубить это чувство, помочь растущему человеку открыть мир вокруг.