Выполняли свой долг. К 35-летию аварии на Чернобыльской АЭС

Родкин, А. Выполняли свой долг / А. Родкин // Брянская учительская газета.- 2021.- 23 апреля (№ 15).- С. 19
-- Работа государственных органов по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС

К 35-летию аварии на Чернобыльской АЭС 

Тень чернобыльской катастрофы значительно задела часть Брянщины. В зоне радиоактивного заражения оказались 20 районов. Но особенно пострадали семь юго-западных: Красногорский, Климовский, Стародубский, Новозыбковский, Гордеевский, Злынковский, Клинцовский. Общая площадь поражённой территории вначале составляла 5,5 тысячи квадратных километров, где проживало 300 тысяч человек, или 20 процентов всего населения Брянской области.

Спустя пять лет, по уточнённым данным, территория, загрязнённая продуктами радиоактивного распада, составляла 10 995 квадратных километров с населением свыше 447 тысяч человек. А выселению подлежали 44 населённых пункта.

О тогдашней сложной оперативной обстановке после чернобыльской аварии мы вспоминаем с нашим собеседником, бывшим в то время начальником управления пожарной охраны УВД Брянского облисполкома, полковником внутренней службы в отставке М.Н. Беликовым.

  •  Михаил Никитич, давайте вернемся в ту страшную, жаркую в прямом и переносном смысле слова, весну 1986 года.

Положение было архисложным. Произошедшая на украинской территории страшная по своим последствиям техногенная катастрофа на всех уровнях, как мне кажется, вызвала растерянность и даже смятение. Но обстановка требовала неотложных, решительных действий, и сидеть сложа руки никак было нельзя. В соответствии с распоряжением Брянского областного Совета народных депутатов от 30 апреля 1986 года была создана оперативная группа во главе с председателем облисполкома Иваном Яковлевичем Поручиковым. Прежде всего в целях усиления контроля за состоянием радиационной обстановки и устранения возможных последствий радиоактивного загрязнения. Потому первые три-четыре месяца в поражённых районах нашей области работали только пожарные. Образно говоря, они первыми приняли удар на себя: «отмывали» от продуктов радиоактивного распада школы, объекты соцкультбыта, административные здания, тротуары, оживлённые улицы. Такую работу мы проводили в Гордеевском, Злынковском. Красногорском, Новозыбковском районах. Трудились по вахтовому методу, при действенном контроле и ежедневных докладах об итогах. После того как был создан сводный отряд УВД Брянского облисполкома с местом дислокации в красногорском селе Заборье, наши представители были включены в него. Вместе с сотрудниками ГАИ они выполняли тогда важную работу — на пожарной машине патрулировали оставленные хозяевами дома в хуторах, деревнях, сёлах, защищая их от мародёров.

  • Кто ещё по горячим следам разделил с вами участь ликвидаторов, насколько опасной была работа?

В августе 1986 года было принято постановление тогдашнего Совета Министров РСФСР «О мерах по ликвидации последствий радиоактивного загрязнения отдельных районов Брянской области». В соответствии с этим документом был проведён комплекс мероприятий по дезактивации дорог и посёлков. Эта огромная работа, выполненная формированиями гражданской обороны, позволила в ряде районов значительно снизить уровень радиации. Однако говорить о кардинальном изменении ситуации было рано. Очень долго область была разделена на две зоны — зону отселения и зону проживания. Вот в такой обстановке и приходилось работать пожарной охране.

  • Чем приходилось ещё заниматься?

Мы долгое время были в неведении относительно опасности, которой подвергался личный состав в той или иной ситуации, и, следовательно, не знали, как его защитить. Скажем, дежурный караул тушит здание, подвергшееся радиоактивному заражению. Воздействует ли на людей радиация через лучистое тепло горения? В какой степени она передаётся через дым, золу? Точных ответов мы не получали, а они были жизненно необходимы.

  • Суровая реальность заставила задуматься и о специальном техническом оснащении подразделений. Как выходили здесь из положения?

Для сотрудников государственного пожарного надзора сразу возникла непростая проблема. Согласитесь, ведь стоит только в брошенных населённых пунктах начаться пожару, а причин для этого было более чем достаточно, пламя в считанные минуты охватит десятки домов. Последствия такого радиоактивного костра трудно было бы предсказать. Возник вопрос: как всё-таки обеспечить охрану этих объектов, удалённых от пожарных подразделений на десятки километров? И как тут можно было бы обойтись без дополнительной пожарной техники на шасси повышенной проходимости? К началу 90-х годов потребность в области в ней составляла, для различных видов охраны, более тридцати единиц. Отчасти выходили из положения следующим образом. Покупали авто на шасси ЗиЛ-130, ЗиЛ-131 и отправляли их на завод противопожарного оборудования в город Прилуки Черниговской области, где наши автомобили доводили до ума. Рассчитываться приходилось по действовавшему тогда бартеру — цементом.

  • Уделялось ли повышенное внимание условиям и состоянию быта личного состава.

К сожалению, никаких дополнительных финансовых дотаций на это мы не получали, приходилось перераспределять имеющиеся средства. Потому в некоторых коллективах уже в девяностые годы удалось заметно улучшить бытовые условия пожарных в городах, располо­женных в чернобыльской зоне. Например, в течение 1990 года в СВПЧ, охранявшей город Новозыбков, был оборудован восстановительный центр, произведён ремонт помещений, подведены газ и горячая вода. За короткое время с высоким качеством была разработана техническая документация на реконструкцию СВПЧ по охране города Клинцы, где за два года была сооружена большая пристройка к существующему зданию, расширены караульное помещение и гараж-стоянка, а также возник восстановительный центр. Иными словами, была создана мощная база. Общая сметная стоимость работ составила, в тех ценах, более 500 тысяч рублей. По принятой чернобыльской программе были реконструированы пожарные части в Гордеевке, Сураже и в других районных центрах.