Комаричской «Дубраве» - 25!

Крымов, Н. Комаричской «Дубраве» - 25 / Н. Крымов // Верный путь (Комаричский р-н).- 2022.- 16 сентября (№ 36).- С. 5
-- Экологическая работа учебных учреждений

«Природа будет ограждена от опасности только в том случае, если человек хоть немного полюбит ее просто потому, что она прекрасна, и потому, что он не может жить без красоты. Ибо и это неотъемлемая часть человеческой души». (Ж. Дорст).

И очень важно, чтобы человеческая душа соединилась с природой в детском возрасте. Огромное значение в этом воссоединении при­надлежит семье. С пеленок в коляске, при первых прогулках по тропинкам парка уже на своих ножках, во время выездов в лес, на речку, на луг или в поле молодая душа впитывает красоту природы. Маленький, юный, затем молодой человек общается со своей «матерью»: ведь человек - дитя природы!

Придя в детский сад, затем в школу, параллельно с семьей в экологическое воспитание ребенка вступают педагоги. Очень важно, чтобы в образовательном учреждении была хорошая материальная база для воспитания у детей любви к природе и учителя, преданные земле и всему окружающему живому миру.

Обучающимся МБОУ Комаричской СОШ № 2 в этом плане повезло: шикарная материальная база - зеленый оазис вокруг школы и отличные учителя - Баранова Наталья Александровна и фанат-дендролог Васильев Юрий Иванович.

В арсенале образовательных учреждений есть масса форм экологического образования и воспитания, но вот уже 25 лет профилирующим в этой школе является школьное лесничество «Дубрава».

Но корни лесничества уходят гораздо глубже - в 1965 год, когда молодой учитель Васильев Иван Егорович при полной поддержке дирек­тора школы Калугина Григория Ильича организовал кружок юных садоводов озеленителей (КЮСО), и во главе с ним при участии всего кол­лектива школы-интерната были заложены плодовый сад, древесно-ягодный питомник и, наконец-то, в 1971 году - дендропарк.

В семидесятые школа хорошо была видна на Всероссийском горизонте юннатского движения. В 1973 году в Карелии Степин Руслан стал чемпионом первого Всероссийского слета школьных лесничеств; в 1975 году Васильев Юрий занял 2 место на втором Всероссийском слете, проходившем в Жуковке Брянской области. А в 1978 году в г. Костроме Юрий становится чемпионом Всероссийского слета членов ученических производственных бригад. Кюсовцы 7 раз были участниками ВДНХ СССР, 11 школьников награждены медалью «Юный участник ВДНХ СССР». Школа становилась победителем Всесоюзного восьмилетнего конкурса «Зеленый наряд Отчизны», Всесоюзного смотра «Юные техники и натуралисты - Родине». В то время из питомника школы выходили десятки тысяч деревьев и сотни тысяч саженцев кустарников для озеленения не только Комаричского района и Брянской области, но и прописались в 60 областях Советского Союза.

К сожалению с 1986 года (после ухода И.Е. Васильева по болезни на пенсию) юннатская работа в школе практически остановилась. С реорганизацией в 1992 году школы - интерната в школу-гимназию начал функционировать кружок биологии и экологии. Возобновилась научно-исследовательская и, главное, практическая работа. В 1996 году Реутов Александр, как и школа, становятся дипломантами Международной экологической экспедиции школьников в г. Калининграде.

В апреле 1997 года школа, как победитель областного конкурса, впервые участвовала в финале Всероссийского конкурса «Подрост». И сразу успех - дипломанты! Интервью с участниками конкурса Семеном Поддуевым и Светланой Козловой по Всероссийскому радио услышал тогдашний директор ФГУ «Брасовский лесхоз» Николай Николаевич Щербаков. Он и предложил создать в Комаричах школьное лесничество (хотя леса рядом нет! - но есть уникальный дендропарк и большой опыт работы). И вот 27 сентября 1997 года на общем собрании членов было принято Положение о школьном лесничестве «Дубрава» (затем как локальный акт утвержденное на педсовете школы) и избран первый главный лесничий - Поддуев Семен. Вроде это было недавно, а «Дубрава» отмечает двадцатипятилетие!

Был заключен договор с лесхозом о совместной деятельности. Работники лесхоза в лице Радогощского лесничества во главе с главным лесничим Гилином Виктором Николаевичем стали частыми гостями в школе. Лесхоз и лесничество помогали в приобретении инвентаря, финан­сировали поездки на смотры и конкурсы, проводили практические и теоретические занятия, поощряли лучших членов школьного лесничества.

2004 год стал значимым для «Дубравы» - в Москве состоялся первый (в современной России) слет школьных лесничеств. Делегацию Брянской области, в которую входили ребята из Дятьковского района и победители областных конкурсов из школьного лесничества «Дубрава»: Горбунов Николай, Мартыненко Семен, Журавлева Мария, Шаров Сергей, Васильев Иван, Холодков Владислав, Поддуев Алексей - возглавлял наш земляк, руководитель областного управления лесами Шматов Владимир Анатольевич. Конкурсная работа наших ребят вошла в десятку лучших в номинации «Лесоводство и лесоразведение». Форум был масштабный! Напряженная работа в конкурсных номинациях, общение с великими учеными и сверстниками из других регионов, большая культурная программа, феерическое закрытие слета в киноконцертом зале «Россия».

Но вот что сказал руководитель «Дубравы» Васильев Ю.И.: «А сейчас я понимаю, что тот год откинул развитие лесного хозяйства на десятки лет. Тогда на слете бурно обсуждался проект Лесного кодекса. Было очень много замечаний! Но Дума его приняла, что привело к развалу лесного хозяйства. Реорганизация и сокращение штатов, бездумная аренда, отсутствие государственного финансирования, бесконтрольные рубки и отсутствие восстановления лесов. В то время и школьные лесничества выживали как могли. Слава Богу, сейчас все приходит на круги своя, госу­дарство постепенно, а где-то решительно исправляет сложившуюся ситуацию. Вот и в отношении к школьным лесничествам видны большие пере­мены. Возобновилась связь лесничеств с «младшими» братьями, и чаще они обращаются к нам. Лесной департамент за последние годы сделал очень многое для возрождения и поднятия на более высокий уровень деятельности школьных лесничеств, но разовыми, пусть очень крупными мероприятиями как слет школьных лесничеств планку не поднять. Закрепите за каждым школьным лесничеством специалиста из лесничеств, чтобы один раз в неделю он был в школе и решал с руководителем все вопросы».

«Дубраве» есть чем и кем гордиться. За 25 лет лесничество взрастило 562 эколога. Подготовило трех победителей Всероссийских конкурсов «Подрост» и научно-исследовательских работ школьников: Поддуева Алексея (2008 г. Васильеву Ксению (2008 г. Вдовенко Дениса (2019 г.); 36 победителей и 59 призеров областных экологических конкурсов. И, продолжая традиции кюсовцев, занимается выращиванием древесно-ку- старниковых растений и озеленением. В сквере им. Патриотов-подпольщиков все растения выращены в школьном питомнике и посажены членами школьного лесничества. Обратите внимание на орех маньчжурский, барбарис Тунберга и гортензию на территории военкомата - питомцы «Дубравы». Озеленение детского сада № 3 и редакции нашей газеты - тоже дело рук членов школьного лесничества (хотя совместно с хозяевами, но своими саженцами), липа крупнолистная частично по ул. Ленина и Осипенко, клены около ДК...

Теория и практика воедино - вот в чем залог успехов «Дубравы». Но это ли главное? Главное воспитание ЛЮБВИ к человеку, к большой и малой Родине через воссоединение детских душ с природой.

А вот отзывы о «Дубраве» бывших и настоящих лесников, а также их родителей:

Денис Вдовенко, выпускник 2020 г.

- Сейчас я курсант военного училища. Учусь защищать Родину, родных и близких, всех кто дорог и кого люблю. А любить меня научила семья: мама, папа, бабушка... Да, вся семья! Но в этом году в отпуске, вдохнув свежий воздух дендрария, я живу через забор, пройдясь по его тропинкам, вдруг осознал - а сколько же любви мне дали занятия в школьном лесничестве. Изучить доселе неизвестное через исследо­вательскую работу и полю­бить теперь уже известное. Своим трудом приумножить природную красоту и увидеть плоды своего труда - тут даже себя полюбишь! «Дуб­рава», знай - я сумею защи­тить всех своих.

Егор Скрипин, главный лесничий, уч-ся 10 класса:

- Для меня быть членом лесничества очень важно. Руководящая должность на многое обязывает. Но главное, что это семейное - членами нашего лесничества были моя мама и брат. Теперь я. Хотелось бы, чтобы «Дубра­ва» существовала еще много, много лет.

Сметанова Лидия, уч-ся 10 класса:

- Еще когда я была ма­ленькой, я часто слышала от дедушки Паши о лесниче­стве. Когда он учился в нашей школе, был кружок са­доводов-озеленителей. Дед даже был делегатом Всесоюзного съезда юннатов! Он привил мне любовь к расте­ниям. Поэтому, когда мне предложили вступить в школьное лесничество, я, не раздумывая, согласилась. Как интересно разбираться в растениях, участвовать в раз­личных мероприятиях, слетах и конкурсах. Очень интерес­но. Но еще интереснее узна­вать что-то на первый взгляд невероятное от нашего руко­водителя Ю.И. Васильева.

Фомина Людмила Викторовна, выпускница 1994 года:

- Я и сейчас с дрожью в сердце вспоминаю наши первые уроки озеленения. Казалось, сложнее и труднее ничего нет. А потом мы при­выкли к Юрию Ивановичу - строгий, требовательный, но очень добрый. И главное, от­личный учитель, понятно и доступно все объясняет, пока не начнем работать, сам все покажет. Но если нахалтурил - единица! (потом попробуй отработать, чтобы стала чет­вертка). Сколько было собра­но плодов, как мы из них вы­деляли семена (руки не отмы­вались, особенно после чере­мухи виргинской). «Возьмите плоды бузины красной, она хоть и вонючая, потрите и все!» - слова учителя в точку, руки чистые - можно на танцы. Когда мои сыновья, сначала Никита, затем Артем приходили за разрешением записаться в школьное лесни­чество, я не раздумывала - да. Старший уже выпускник. А вот младший записался в лесничество в 3 классе и уже в конце учебного года стал победителем областного кон­курса исследовательских работ! Я очень рада, что мои дети с детства приобщились к при­роде, к труду, к самооценке.

В тексте есть пожелания нынешнего главного лесниче­го «Дубравы» Егора Скрипина: «Хотелось бы, чтобы «Дубрава» существовала еще много лет». Вот и кол­лектив редакции газеты «Верный путь» желает «Дуб­раве» не только многолетнего существования, но и процве­тания. И чтобы школьное лесничество продолжало вы­полнять свою главную задачу