Иван Федорович Мичурин – замечательный русский архитектор

И.Ф. Мичурин принадлежал к первому поколению зодчих, в большинстве бывших петровских пенсионеров, активная деятельность которых протекала в послепетровское время. Его творческая биография не менее ярко характеризует свое время, чем, например, творчество Ф.-Б.Растрелли или Д.В. Ухтомского. И.Ф. Мичурин представлял новый для России тип архитектора, появляющийся у нас в первой четверти XVIII в., получившего профессиональное образование в соответствии с современными для той эпохи западноевропейскими требованиями и перенесшего их в русскую строительную практику, стремящегося приспособить данный подход к той конкретной ситуации, в которой он оказывался, исполняя тот или иной заказ.

Биография

Иван Федорович Мичурин родился в Костромской губернии в семье небогатого помещика в 1700 году. В раннем возрасте проявил большие способности к «наукам и художествам», что стало шагом на пути к получению образования в Петербурге. Первое образование архитектор получил в Морской академии (сначала школе математических и навигационных наук), где учился с 1718 по 1720 год. После этого стал учеником Николо Микетти – итальянского архитектора (1720-1723), который в то время работал над созданием дворца в Стрельне. Микетти – автор Большого каскада Петергофских фонтанов, работал в России в 1718-1723 гг.

В числе немногих «пенсионеров» Петра I (или, говоря современным языком, стипендиатов) Мичурин был направлен в Голландию в 1723 г. для изучения шлюзного дела (гидростроительства), кладки фундаментов и планировки садов. Здесь Мичурин не только овладел инженерной наукой, но и приобрел широкие архитектурные познания. После нескольких лет обучения в Антверпене у архитектора и инженера И. Баумштета он получил аттестат ученика архитектуры и шлюзного дела.

В Россию он вернулся в 1729 г. хорошо подготовленным строителем, инженером, архитектором. Здесь его экзаменовали архитекторы Х.Конрад, П.Еропкин, Д.Трезини, после чего он получил звание гезеля (архитектурии гезель — младший помощник архитектора). Работал на строительстве дворцов г. Петербурга.

Составление плана Москвы

В 1731 г. Мичурин был направлен в Москву, где началось составление первого геодезически точного генерального плана города. Над планом работали архитекторы Иван Александрович Мордвинов (тоже пенсионер Петра 1, учившийся в Голландии ) и Доминико Трезини. Они занимались составлением фиксационных планов Кремля, Китай-города и частично Белого города в связи с переездом царского двора Анны Иоановны в Москву и строительством по берегам Яузы близ Анненгофа дворцов придворной знати. После смерти Мордвинова в 1734 г. работу продолжил И.Ф. Мичурин. План Москвы, составленный И.Ф. Мичуриным («Мичуринский план») с помощниками в 1734-1739 гг., представляет значительный градостроительный документ Москвы XVIII в. Изготовленный в форме гравюры, он весьма ценен, ибо в нем запечатлена застройка города того времени.

Архитектурная команда Мичурина

До начала XVIII столетия архитектуре в России согласно средневековой традиции обучали на практической работе в строительных артелях. Во время Петровских реформ наемные артели были вытеснены архитекторскими командами при государственных ведомствах, которые возглавляли зодчие, имевшие высшее профессиональное звание архитектора. Многие из них обучались за границей (М.Земцов, И.Мордвинов, И.Мичурин), затем у них появились свои ученики (И.Бланк, Д.Ухтомский). Главной обязанностью учеников в архитекторских командах все же оставалась помощь зодчему-руководителю. Учеба была делом второстепенным. Со временем при обучении в командах стали учитывать основы европейской академической методики архитектурного образования.

На примере деятельности И.Ф. Мичурина, как представляется, достаточно отчетливо можно проследить изменения функции архитектора, произошедшие в период XVII – последней трети XVIII в. Если каменных дел мастер (подмастерье) XVII в. является в наших глазах еще фигурой не всегда вполне официальной, то в первой половине XVIII в., надо полагать, для архитектора, в том числе и И.Ф.Мичурина, было характерно представление о себе прежде всего как о государственном служащем, занимающем определенное место в структуре учреждений империи. Причем это положение, вероятно, сохранялось в какой-то степени и тогда, когда архитектор не был подчинен какому-либо определенному ведомству.

В своей деятельности в Москве и многих других городах Мичурин употреблял новую для того времени строительную технику и связанные с ней устои ордерной классики, передовые строительные и архитектурно-художественные методы и приемы. Тем самым Мичурин способствовал переходу от старого русского зодчества к архитектуре нового времени. Вместе со своими учениками и помощниками Мичурин положил начало формированию московской архитектурной школы XVIII века, сыгравшей значительную роль в истории зодчества Москвы.

Авторские и реставрационные работы

В 1730-е годы Мичуриным была построена новая усадьба с большим каменным домом и регулярным парком на высоком берегу реки Москвы в сельце Васильевском, расположенным между дворцовым селом Воробьевым и Андреевским монастырем для князя Василия Владимировича Долгорукова.

После пожара 1737 года Мичурин руководил восстановлением почти всех кремлёвских церквей и правительственных зданий, в частности, Никольской башни Московского Кремля и храма Василия Блаженного. Ему же принадлежит проект многоярусной колокольни с колоннами различных ордеров (колокольня церкви Параскевы Пятницы на Пятницкой улице – не сохранилась).

В Твери чтят имя архитектора, построившего лучшие здания того времени – Воеводскую канцелярию, Архиерейский дом, собор Христорождественского монастыря. В 2000 году в Твери отмечали 300-летие со дня рождения И.Ф.Мичурина.

…Следует констатировать, что вплоть до настоящего времени характеристику творчества И.Ф.Мичурина в целом дают, в основном, публикации И.Э.Грабаря. В дальнейшем исследователи, как правило, опирались на его работы. При этом оценки деятельности архитектора в них были близки к высказанной в свое время И.Э.Грабарем. Например, в дореволюционной «Истории русского искусства» он писал: "Природа не наделила его [Мичурина - С.К.] блестящим дарованием, он был лишь усердным работником. Особенно много работы выпало на долю Мичурина после стихийного пожара 1737 года, опустошившего значительную часть Москвы". Впоследствии И.Э.Грабарь развивал мысль о своеобразии и стилистических особенностях произведений архитектора. Практически ту же оценку можно обнаружить и в книге Б. Р. Виппера*: "Мичурин ... обнаруживает большую приверженность к старомосковским традициям и с некоторой сдержанностью приемлет новшества западно-европейской архитектуры. Наивный, почти доморощенный в ранних постройках (Троицкая церковь на Арбате, колокольня и надвратная церковь в Златоустовском монастыре) талант Мичурина постепенно развертывается и к концу 40-х годов достигает зрелости. Растрелли настолько высоко оценил опыт и умение Мичурина, что доверил ему руководство постройкой (по его, Растрелли, проекту) Андреевского собора в Киеве".

Обращение И.Ф.Мичурина в своих постройках к древнерусским формам отмечал и А.И.Михайлов: «Характерной чертой творчества Мичурина являлась его связь с традициями московского зодчества. Эта связь вытекала из самого факта постоянного общения с выдающимися произведениями допетровского времени, которые Мичурину приходилось возобновлять, ремонтировать, изучать».

Но, как и все зодчие первой половины XVIII века, в своих проектах и постройках И.Ф.Мичурин опирался на обязательные для европейского архитектора знания классических ордеров.

"Высокое инженерное искусство"

И.Э.Грабарь был первым, кто особо подчеркнул такую сторону деятельности архитектора как его "высокое инженерное искусство": "Из своего шестилетнего пребывания за границей Мичурин не вынес ничего, что было ему не по душе, а позаимствовал только необходимую техническую оснащенность". Он имел в виду крупные инженерные работы архитектора по устройству фундаментов колокольни в Троице-Сергиевой лавре, возведению двухэтажного подклета Андреевской церкви в Киеве, а также работы по восстановлению Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря.

В диссертации 2002 г. «Архитектурная деятельность И. Ф. Мичурина. 1720-1750-е годы» кандидата архитектуры Сергея Васильевича Клименко рассмотрены не только собственные проекты и постройки архитектора, но и сооружения, возведенные им по замыслам других зодчих. Их анализ позволяет сделать вывод о его глубоких знаниях конструкций и строительных приемов, проявленных в ходе реализации этих построек. Создание моделей, разработка грамотного конструктивного решения, непосредственное руководство строительным процессом, также как и проектирование деталей убранства будущего сооружения свидетельствует о его существенном вкладе в окончательный облик здания, порой не менее важном, чем автора проекта.

Следует отметить особую роль моделей, которые были созданы под руководством И.Ф.Мичурина в ходе строительства Андреевской церкви в Киеве, а также при реконструкции Воробьевского дворца и кремлевского Арсенала в Москве. Модели создавались И.Ф.Мичуриным не только для того, чтобы представить облик будущей постройки, но и в большей степени для демонстрации конструктивных особенностей сооружения. С деятельностью И.Ф.Мичурина можно в полной мере связать новую роль чертежа, который постепенно становился неотъемлемой частью архитектурной практики в Москве и провинции. На фоне Петербурга, где уже в петровское время чертеж стал важной частью строительного процесса, здесь он начинает играть значительную роль именно в послепетровское время. Поскольку известно небольшое число чертежей 1730 – начала 1740-х годов, исполненных в Москве, графические листы И.Ф.Мичурина представляют значительный интерес.

Стиль произведений И.Ф.Мичурина, справедливо характеризуемый как барокко, тем не менее, обладает характерными для него особенностями. Архитектор исходил из той разновидности этого стиля, которая установилась к концу 1730-х годов в Петербурге.

Несмотря на неисследованность ряда проблем, уже сейчас очевидно, что вклад И.Ф.Мичурина в архитектуру 1730-1750-х годов был значителен. К наиболее характерным чертам его профессиональной деятельности следует отнести прежде всего ее многосторонность, включение в ее сферу разных аспектов архитектурной практики того времени. Он являлся на рубеже 1730-1740-х годов практически единственным крупным зодчим, постоянно работавшим в Москве, ему приходилось сталкиваться с самыми разнообразными аспектами архитектурного заказа – от проектирования крупных сооружений до многочисленных ремонтов большого числа исторических сооружений.

_________________________________________

*Борис Робертович Виппер (латыш. Boriss Vipers; 3 (15) апреля 1888, Москва — 24 января 1967, там же) — русский, латвийский, советский историк искусства, педагог и музейный деятель, один из создателей отечественной школы историков западноевропейского искусства. Профессор (1918, 1931), заслуженный деятель искусств РСФСР (1959), член-корреспондент Академии Художеств СССР (1962).