Из прошлого

С. Покров – одно из древних русских сел, расположено на небольшой возвышенности, с востока на запад. К западу и северу от села простираются болота, за болотом на север зеленеет лес.

«Село Покров находится в 85 верстах на запад от г. Орла и в 20 верстах на юг от г. Карачева и ближайшей железнодорожной станции; через село с востока на запад, соединяя город Карачев и Навлю, пролегал большак, он служил почтовой связью.

Со всех сторон при въезде в село Покров, взору въезжавшего открывался стройный силуэт церкви «Покрова Пресвятой Богородицы». В настоящее время церковь не сохранилась, но старожилы села помнят где она стояла.

По преданию, с. Покров когда-то носило название «Гребенникова», от основателя села – крестьянина, занимавшегося выделкой гребней. Свое нынешнее название село получило, несомненно, в честь церкви «Покрова Пресвятой Богородицы».

Приход с. Покрова впервые упоминается в актах Карачевского Воскресенского монастыря за 1675 год: там за монастырем значится с. Суриное с деревнями и село Покров. (Пясецкий, Г.М. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей / Г.М. Пясецкий. – Орел, Типография Губернского правления, 1899. – С. 110).

Храм приходской каменный, трехпрестольный: главный престол во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый – в честь святого Духа и левый – в честь великомученика Георгия. Начата постройка этого храма в 1818 году на средства прихожан, с благословения Преосвященного Гавриила, епархии Орловского и Севского прихода; по скудости средств, строился по частям: в 1826 году была окончена трапезная часть храма и в ней освящены два престола; в 1839 году окончен и освящен главный храм (при Преосвященном Никодиме), а в 1851 году правый освящен в честь Святого Духа. Последние ремонты в сём храме были: в 1874 году – устройство нового иконостаса и над святым престолом в главном храме; в 1886 году – переделка заново обеих принадлежавших иконостасов. До нынешнего храма в с. Покрове был некогда храм деревянный, в честь Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в честь Великомученика Георгия, стоявшим при общественном кладбище; но в 1818 году этот храм был весь истреблен пожаром, уцелело только немногое из церковной утвари и книг. Нынешний храм устроен уж на другом месте. В приходе деревянная часовня с иконой Покрова Пресвятой Богородицы. При церкви имелась деревянная сторожка, соединенная в одно здание с земской школой».

Маковка церкви была сбита латышскими стрелками, расквартированными в селе.

После революции колокол с церкви был снят, и она перестала служить прихожанам, а затем и вовсе была разграблена. В это время развернулась классовая борьба между деревенской беднотой и зажиточными крестьянами. Священнослужители разъехались, дом, в котором они проживали, был отдан под контору колхоза.

История села неотделима от истории нашего Отечества. На протяжении многих веков жители вносили большой вклад в борьбе против иноземных захватчиков.

Из письма бывшей жительницы села Покров Матюхиной А.А. (проживавшей в г. Черняховске Калининградской области, ей эту историю поведал ее дед, а ему – его отец): «С восточной стороны церкви были захоронены 6 священнослужителей, один из них благословил своих сельчан – крестьян на великий подвиг в войне 1812 года, когда французы пришли на Покровскую землю, были посланы гонцы во все деревни по округе, поднять народ на врага.

Покровчане вместе с жителями других сел и деревень вышли с вилами и топорами на врага. Бой был рукопашный, французов окружили со всех сторон, загнали их в «Жнибок» (урочище к югу от села) и держали их до тех пор, пока они не замерзли и не умерли с голоду. Этот ров и поныне называется «французским». После той битвы патриархом Покровским была освящена вся земля Покровская.

Престольным праздником села Покров и деревень, относящихся к Покровскому приходу, был «Покров» (14 октября). Прихожанами церкви «Покрова Пресвятой Богородицы» являлись жители близлежащих деревень: Якимушково, Лужецкая, Ревны, Большие Подосинки, Козинки, Сатанинки, Костихино, Трубчаниново, Богатырёво, Малые Подосинки, Морозовка, Коптилово, Малое Костихино, поселок Ревенский.

По праздникам родственники ходили друг к другу в гости, а если далеко, то ездили на лошадях. Это способствовало развитию торговли и ремесел. Осенью после уборки урожая праздновали свадьбы.

На площади перед церковью разворачивалась ярмарка 14октября (1 ноября) и Большой базар 26 ноября (9 декабря). На ярмарку съезжались жители ближних деревень. Привозили скот, продукты сельского хозяйства, гончарные изделия, предметы ремесел. Торговали баранками, бубликами, пряниками. Для детей шла торговля глиняными и деревянными игрушками, свистульками.

Мычание коров, блеяние овец, лай собак, свист детских игрушек, музыка, скрип колес, гомон людей – сливались в звуки, которые давали торжественность и деловой настрой ярмарки. Раздавались призывы:

«Калачи, калачи – почти даром.

Где-то бубны звенят да жалейки.

Навались, навались – по копейке!»

Зимние святки (рождественско-новогодние праздники) праздновали с 24 декабря – 6 января ст. стиля и с 7 – 19 января нового стиля.

В это время откладывали в сторону все рукоделия, каждый вечер сходились в одну просторную избу или ходили поочереди к каждому, рассаживались по лавкам с песнями, играли в разные игры, сопровождаемые песнями и предсказаниями.

На последней неделе перед великим постом праздновалась «Масленица». Церковью чтилась эта неделя – уже запрещалось употреблять мясо, но еще разрешалось употреблять масло, сыр, молоко. Неделя сопровождалась буйным весельем, разгулом, гостеприимством, обильным застольем – блинами.

Для проводов масленицы сооружали чучело, носили с песнями по деревне, катались с гор на санках, потом сжигали чучело.

Жили наши предки в деревянных избах, состоящих из одной комнаты и сеней, крытых соломой, камышом, позже черепицей.

Важное место в избе занимала русская печь, вначале печи топились по-курному, то есть без дымоходов, позднее стали класть печи с дымоходами и удобной лежанкой. Печь служила для обогрева избы, а также для приготовления пищи. В печи пекли хлеба, парили, кипятили, жарили, тушили, грели, сушили. А также в ней парились вместо бани.

У одной стены избы стояла широкая лавка для гостей-односельчан, собиравшихся на посиделки, возле печки на лавочке размещалась посуда, то есть ведро с водой и кружка. На полочках также ставилась посуда: миски, ложки, горшки и кувшины для молока и сметаны.

Возле печки стояла кадка с водой про запас, под лавкой стояла лоханка или ушат для помоев, над ними умывались и мыли руки, в углу стояли ухваты, кочерга, возле печки – чугуны, деревянные корыта. Возле двери у стены стояла лавка-коник, возле него – большой обеденный стол, накрытый настольником (скатертью домотканой).

К печке до самой стены примыкало подполье, где хранили картофель, над подпольем, примыкая к печи, располагались лежанка (приступок) и палата, служащие местом для сна. Хлеб пекли в русской печи, из муки, которую мололи на мельницах, (в каждой деревне имелись мельницы). В селе Покров – 3 ветряные, в д. Костихино, Козинки, Лужецкая, Якимушкове – водяные, в д. Б.Подосинки – 1 ветряная мельница в д. Ревны – 2 ветряные мельницы и толчея (вид мельницы для получения крупы), в д. Кашкаданово, Послово – по одной мельнице.

Продолжительными зимними вечерами мужчины плели лапти, корзины, делали сеялки, умельцы-бондари изготавливали бочки, кадки, жбаны. А женщины под свет лучины, позднее при лампах пряли пряжу, прялка всегда стояла посередине избы, была всегда в работе, к весне ткали холсты, дерюжки, половики. В это время половину избы занимал ткацкий станок, соседки собирались друг к другу снаряжать стан (готовить к работе, натягивать пряжу, нитить в нить и бердо).

Посреди избы, на матице, на вбитом крюке, висела детская люлька, где спал младенец, а иногда и по 2 сразу, а мать или бабушка пряли и одной ногой качали люльку, если ребенок просыпался. А если в доме были девочки 5 лет и старше, им поручали качать младенцев и полностью ухаживать за ними.

В больших семьях спали на лавках или большом кованом сундуке, устраивая на ночь на них постель. При входе, в углу, висели иконы, покрытые яркими расшитыми рушниками.

Рядом с избой или позади нее располагались хозяйственные постройки: хлев для скота, сарай, овин, рига и сеновалы.