с. Шеломы. Из прошлого.

Шеломы – одно из старинных сёл в Новозыбковском районе.

Слово «шелом», «шлем» - военный доспех, кроющий голову, ныне каска, - поясняют словари. «Хошу голову свою приложити, а любо испити шеломом дону», - говорится в древнем повествовании «Слово о полку Игореве». Шелом, шолом, и слово мирное. Оно означало в старину – навес, крыша на столбах, повет, а также бугор, холм. «Ты взойди-ка на гору, на круг шелом. А взгляни, какова мати земля стоит»,- читаем мы такое объяснение значения названия нашего села в книге Я.Д. Соколва «Седая Брянская старина. Историко-краеведческие очерки о Брянском крае, древних городах, сёлах, реках, людях…» - «Дебрянск», 2000г.

Некоторые краеведы считают, что название шеломы произошло от соединения 2-х частей речи: глагола «шёл» и местоимения «мы», соединённых гласной о, так как путь раскольников на эти земли в поисках свободы был длинным и продолжительным. Долгое время наше село оставалось без названия, и когда оно появилось, то не сразу стало звучать как сейчас – Шеломы. В архивных документах оно называется по-разному: в одних - Шоломинъ, в других – Шеллами; согласно Румянцевской Генеральной описи Малороссии слобода Шеломы называлась Шолом (оп.1, кн.117, арк.52-74); по «Описанию актов архива Маркевича к истории южно-русских монастырей» (М., 1884, Е.В.Барсовой) на стр. 5 – село Шеломы называлось слободою Шаламахи (1760)

Существуют древние поверья о том, откуда произошло нынешнее название села – Шеломы.

Одно из поверий гласит:

Ещё недавно по соседству с районным центром, 1759 году, русская армия разгромила прусские войска, в результате чего на поле боя полегло огромное количество воинов. В наших местах было найдено много черепов, или как в старину говорили, «шломов». Отсюда и название.

Другое поверье гласит:

Первым в непроходимых лесах за рекой Карной поселился зажиточный человек, скрываший своё настоящее имя. Это был еврей и назвал он себя «Шело», или «Шалом». А так как водились у него деньги, решил он построить себе дом. И когда это событие свершилось. Решил он назвать это место своим вымышленным именем. Но люди, строившие ему дом, возмутились: «А мы?» Так и получилось «Шело-мы».

Селом Шеломы именуются не так давно. Ещё в 20-е гг. 20 века Шеломы назывались посадом, а ещё раньше в 18 веке – слободой.

Сведения об основании Шеломов сильно разнятся.

Читаем архивные документы:

см. в увеличенном виде см. в увеличенном виде

Наиболее раннюю дату находим в «Историко-статистическом описании Черниговской епархии», книга 7 , Киев, 1872 г. «По словам раскольника Алексеева, «многие народы (толпы), оставляюще (в 1668 г.) своя природныя места, течаху въ стародубскую область и тамо пустыни населяющее, откуду населися Белый Колодезь и Синий Колодезь, Замышево, Шеломы слободы. Далее сказано, что когда по распоряжению царевы Софии, после бунта Пустосвята (1682 г.), полковник Семён Иванович стал разыскивать раскольников: то иные убежали на Векку, другие «нехотяще стажания и домов лишатися, к новодоматствованию (к православию) приложишася». (стр. 236)

Беспоповищицкий историк 18 века Иван Алексеев приводит другую дату в «Истории о бегствующем священстве», 1755 г. (о поселении раскольников в Стародубе): «в скором времени за поселением первых раскольников в Пануровке явились здесь новые раскольничьи слободы: Белый колодезь, Синий колодезь Замишево и посад Шеломы…(стр.863)… все эти посады основались до 1676 г. (стр. 864)».

По имеющимся источникам известно, что слобода Шеломы на реке Карна поселена около 1700г. Афанасием Зинченко на своей отчине. Из универсала полковника Миклошевского «Сотне Топальской» раскольничья слобода от села Засухи (Новое Место) в 4 верстах на просёлочной дороге, положением на ровном, несколько возвышенном месте (Не на гористом же и не на низком, с двух сторон прозрачные поля с оставшими на оных после бывшей пущи деревами, а из двоих низкие сеножатние и за оными река Ковча, позади же леса). Жители упражняются в хлебопашестве, заведении пенки и винокуренной ситки, последнюю производя частию от хлебопашества собственного, а частию из прикупного хлеба, привозимого в их селение из заипутских от польских волостей Киево-Печерской лавры. Бобовичских селений, и выцеживаемую горелку из держивают на шинковой здешной же расход меняют и за хлеб вышесказанным же польским обывателям, пенку продают проезжающему из раскольничьих слобод купечеству, имеют по некоторой части бортных, хожалых дерев, но не более 200, получаемый же из них мёд и воск распродают в раскольничьей слободе Зыбкой». (1701).

В 1715 г. в слободе Шеломы было 35 дворов с 295 жителями.

В 1718 г. – перепись старообрядческих слобод полковником Ергльским.

В 1723 г. в слободе Шеломы насчитывалось 24 двора, 4 бабыльских хаты.

В 1781 г. в слободе Шеломы было 11 дворов, 20 хат и 2 бездворных хаты купцов; 76 дворов, 98 хат мещан, 10 хат казаков; 23 двора, 28 хат и 15 бездворных хат крестьян. Жители слободы занимались земледелием (крестьяне и казаки), торговлей пенькой, конопляным маслом, дёгтем (купцы и мещане). Всего обывателей – 173; часовня – 1, поп – 1.

В 1785 г. – в Шеломах появилась посадская ратуша.

Т.И. Верховский в книге «Стародубье» пишет, что в 19в. В Шеломах была часовня и поп. Однако добыть попа в старообрядческую слободу было делом не лёгким. Их либо похищали из России, либо поговаривали и увозили. Постепенно попы стали переходить из слободы в слободу в поисках больших доходов. Да и слобожане, как указывает Верховский, «так исприхотничались, что над священниками властствовали как над своим рабами.. Ежели которой слободе поп не нравился, то продавали его, как невольника, в другой приход рублей за 100 и больше или меньше, смотря по тому, какое число денег им издержано было».

В 1845 г. священник Верховский прибыл в Шеломы с целью установить единоверие. Каково же было его удивление, когда за чаем у церковного старосты Фёдора Москвина сахар оказался завёрнут в «прелюбопытный счёт», который шеломовцы должны были выплатить за выдворение у них попа: - извозчику – 350р., долг священника на прежнем месте – 115 р., земскому исправнику – 100р., заседателю – 100р., стряпчему – 100р. Итог вышел довольно внушительный – 845 р. Кроме смутившего всех счёта, Верховский оставил описание Шеоломов 1854 г.:

  • Жителей- 2782 чел., в т.ч. купцов 75 муж. И 83 жен., мещан 1108 муж. и 1313 жен., государевых крестьян 100 муж. и 103 жен.
  • Домов – 476, доходов село имело 1546р.64,5коп.,
  • Расходов -1449р.03,5коп.

Земли, принадлежащие посаду, составляли около 2500 десятин. Крестьяне занимались главным образом сельскохозяйственными промыслами. Мещане, исхаживая всю Россию вдоль и поперёк, имели мелочную торговлю «красным товаром». Вместе с купцами вели промыслы пенькою, конопляным маслом, дёгтем, уходили из села на побочные сезонные работы.

11 (23) сентября 1847 г. в Чуровичах была образована особая полиция, осуществлявшая надзор за старообрядческим населением посадов. Попытки насаждения единоверия не принесли особых успехов. Единоверческая церковь в Шеломах почти ни кем не посещалась.

см. в увеличенном виде см. в увеличенном виде

О существовании церквей в с.Шеломы известно, что «старообрядцам посада Шеломы принадлежало церковное место с двумя деревянными на нем церквами», которое еще во времена царствования императора Нмколая-1 было отобрано и передано, по словам уполномоченных старообрядцев Александра Долгова и Василия Курдюмова, «во владение двум отступившим от старообрядчества». Одна из церквей сгорела, другая- перенесена в посад Ардонь. На месте сгоревшей церкви выстроена была часовня.

Есть основания предполагать, что именно тогда была выстроена не только часовня и молельный дом, который стоял на месте нынешнего Дома культуры.

Из воспоминаний многих старожилов (Мастючиной Евгении Фоковны, Заворотновой Стефаниды Мартыновны, Евстратовой Татьяны Петровны, Жевлакова Иосифа Тихоновича и др.) можно составить ее описание. Молельный дом был деревянный к нему примыкала звонница. На куполе установлено деревянное изображение бога Савооха. Сколько колоколов было на звоннице, точно никто не помнит. А вот в пристройку вход не закрывался ни днем, ни ночью, т.к. там находилась икона Казанской божьей матери, которой поклонялись и исцелялись от прикосновений к ней слепые и больные люди. Говорят, что главным попом уставщиком был Павликов Максим Григорьевич, помогала ему невестка Анисья. Павликов Максим Григорьевич был чертежником и иконописцем, реставратором икон. Он часто выезжал в Москву, а находясь в родном селе крестил детей, служил панихиды в молебенном доме и зачастую на дому, и естественно службу во время церковных праздников. Молебенный дом часто называли моленная. После смерти Павликова М.Г. (1874г) его место занял Олимпий Тимофеевич Матреничев.. Уже после того, как была разрушена моленная (после прихода в колхоз Екимова А.Т.) старообрядцы стали собираться на службу в доме сестры Павликова МГ – Ирины Григорьевны, а в дом Попехиной Марфы Евдокимовны икона Казанской божьей матери перекочевала, когда власти запретили молиться. Позже эта икона была передана на хранение в Спасо-Преображенский кафедральный собор и забиралась в с.Шеломы только во время великих церковных праздников (престольных). Читать молитвы вместе верующими старообрядцами в разные годы стали Семен «слепой», Дудников Яков, еще позже Минаков Петр Степанович (1900-1974гг). Правнук Минакова П.С. ныне работает в Бело-Криничной церкви на Набережной в г.Новозыбкове.

Сейчас шеломовские старообрядцы собираются в доме по ул.Центральная, д.46 у Носовой Нины Артемовны.

Но вернёмся в 1858 год.

В книге «Новозыбков: Историко-краеведческий очерк».- Брянск: Изд-во Брянского гос. Университета, 2002, - читаем: «Значительным было поселение старообрядческих слобод, посадов Новозыбковского уезда. В 1858 году самыми крупными посадами были … Климово, Злынка…, Шеломы – 2782 чел. (1499 мужчин, 1283 женщины). В собственности имелись – 2285 десятин (внутри посадской черты 152 десятины) земли. Управление посадом Шеломы осуществляла Новоместская Городская Ратуша. Особенность земледелия – выращивание конопли, которая использовалась как сырье для изготовления пеньки и конопляного масла».

В 1867 году были определены базарные дни для городов, посадов и местечек Новозыбковского уезда. В 1867 г. в Шеломах открыта ярмарка.

Представить себе Шеломы в пореформенную эпоху нам позволяют появившиеся после 1864 года земские источники. Так в сборнике «Материалы к оценке недвижимых имуществ Черниговской Губернии» указано, что в посаде Шеломы было 322 деревянных дома, 2 каменных – из которых один двухэтажный, 19 торговых помещений. Все жилые дома были разделены на 3 оценочных района: первый район с высшей доходностью, второй район со средней доходностью, третий район с низшей доходностью.

Район с высшей доходностью был в центре села на Старой улице (ныне ул.Центральная). Район со средней доходностью находился справа и слева от центра по ул.Старой. Улица Новая также входила в этот район. Все остальные постройки относились к району с низшей доходностью.

В «Описании старой Малороссии» А. Лазаревского (Киев, 1888г.) говорится , что в с.Шеломы значилось 250 дворов. По роду занятий население 145 дворов составляли купцы первой и второй гильдии. Остальную группу населения составляют ремесленники, просолы, барышники, корявочники, всевозможные скупщики сельскохозяйственной живности и батраки.

В 1887 г. жителей в слободе значилось 3500 душ. В шеломах имелись скотобойня, кожевенный завод Тюрюкова с годовым доходом 16 тысяч рублей.

Известно, что в 1895 – 1897г.г. список зажиточных людей был довольно внушительным. Однако средств на здравоохранение, культуру и образование почти не тратилось. Земские источники того времени указывают, что на здравоохранение в Шеломах было потрачено – 8 руб., на образование и культуру – ничего.

Далее отмечается, что в 1896 году в Шеломах была открыта начальная школа духовного ведемства с числом учащихся на 1 января 1899г. – 34 человека.

С. Шеломы со времени царствования Екатерины II было включено в состав Новоместского уезда Черниговской губернии и так было до 1919 года.