К 185-летию со времени написания драмы «Маскарад» М.Ю. Лермонтова

Под маской все чины равны,

У маски ни души, ни званья нет, – есть тело.

И если маскою черты утаены,

 То маску с чувств снимают смело...

/М.Ю. Лермонтов/

Каждый год дарит нам много новых интересных книг. Но есть книги, которые проверены временем, прочитаны несколькими поколениями читателей и в этом году отмечают свой юбилей.

В 2020 году исполняется 185 лет со времени написания драмы «Маскарад» М.Ю. Лермонтова.

Михаил Юрьевич написал «Маскарад» в 1835 году. Ему – 20 лет и о великом русском поэте мир еще даже не подозревает. До его всероссийской известности, вспыхнувшей после стихотворения «На смерть поэта», оставалось два года.

Название пьесы символично: вся жизнь персонажей – это «пестрый, стремительный, полный интриг и обманов, скрытых пороков и преступлений, внешне изысканный и блестящий, но пустой и утомительный маскарад».

Глубоко неудовлетворенный казенно-патриотическим репертуаром театров, поэт задумал написать пьесу на тему из современной жизни. Пьеса должна была явиться сатирой на великосветское общество столицы и своей художественной системой противостоять благонамеренной официальной драматургии 30-х годов XIX века.

«Маскарад» – драма Лермонтова в четырёх действиях, в стихах. Главным героем её является наделённый мятежным духом и умом дворянин Евгений Арбенин. Причиной интриг и мучительных противоречий становится потерянный на балу браслет – источник необузданной ревности Арбенина, который обречен стать жертвой своих страстей...

Нина – образ, в котором воплощен идеал прекрасной человеческой личности. У нее живой, светлый ум, способность глубоко чувствовать и переживать, душевный такт, сознание своего человеческого достоинства.

Финал пьесы заключается не только в потере главным героем всего самого дорогого. Герою предстоит осознать всю тяжесть содеянного им.

Запрещение пьесы для постановки на сцене вселило мысль о безнадежности увидеть ее и в печати. Если подлинный лермонтовский «Маскарад», хотя и с цензурными правками, через год после смерти поэта все же был напечатан, то для представления на театральной сцене пьесу разрешили только в 1862 г.

Спустя почти полвека на сцене Александринского театра вновь задумали поставить «Маскарад». С 1911 года над спектаклем начали работать режиссер В.Э. Мейерхольд и композитор А.К. Глазунов. Долгожданная премьера произошла 25 февраля 1917. Это выглядело символично – спектакль прозвучал своеобразным реквиемом уходящей эпохе.

В 1941 году, к столетию со дня смерти Лермонтова, Московский театр им. Вахтангова ставил его драму «Маскарад». Музыка А.Хачатуряна осталась жить на симфонической эстраде в виде сюиты, скомпонованной композитором в 1943 году.

В сентябре 2014 года к 200-летнему юбилею поэта спектакль вернулся на сцену Александринского театра в том виде, в котором его поставили в 1917 году.

Приятного чтения!