Воскресенская церковь – это церковь некогда бывшего Воскресенского мужского монастыря, или "Тихоновой пустыни", существовавшего здесь с XVI столетия. Монастырский храм Воскресения построен на средства царевны Татьяны Михайловны, дочери царя Михаила Федоровича, предположительно в начале XVIII века. В 1745 году он числится уже каменным. Церковь двухэтажная, в плане вытянутая по продольной оси. Ее архитектура принадлежит московскому барокко конца XVII века. Основу ее объемного построения составляет высокий куб – четверик. Он несет последовательно уменьшающиеся три яруса восьмериков – два световых и верхний декоративный, покрытых восьмигранным куполом. К восточной стене куба примыкают две апсиды, нижняя сильно выдвинута вперед, верхняя смещена в сторону куба.
Многоярусность построения объема церкви красноречиво говорит о связи с ярусными церквами московского барокко. Ступенчатое расположение апсид, покрытых полукуполами, придает динамизм композиции церкви, устремленной вверх. Приземистый объем нижней апсиды и такие же боковые приделы прочно связывают высокий храм с землей, придают ему устойчивость, сближают с низкой застройкой слободы. Крайне редкой самобытной частью композиции церкви является столпдозорная круглая башня, пристроенная к восьмерику церкви и возвышающаяся над ней. По старинному преданию, преподобный Тихон взял на себя подвиг столпнечества, жил в келье такой башни, где висел вестовой колокол, извещавший о приближении крымских татар, устроенной еще в первоначальной деревянной церкви. По записи в сходнике Воскресенского монастыря, преподобный Тихон умер 1 августа 1609 г. В каменную церковь башня "перекочевала" в подтверждение религиозной легенды: сама Древняя Русь смотрит с высоты этой башни.
Внешняя архитектура церкви сродни веселому "нарышкинскому барокко", торжественная своим взлетом в поднебесье, величавая и нарядная живописными деталями, надо думать, хорошо "вписывалась" в яркоцветье и веселый гомон ярмарочного празднества, проходившего здесь летом. В 1822 году через узкий переход к трапезной пристроена трехъярусная колокольня. Архитектурные формы колокольни – слово позднего классицизма. Несмотря на стилевое отличие колокольни, ее ступенчатое построение вторит ярусному устройству церкви и не дисгармонирует с ее архитектурой. Воскресенская церковь по своим художественным достоинствам является самым ярким из всех сохранившихся памятников в городе.
- Алеппский П. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Москву в XVII веке. - М., 1896.
- Амвросий (Орнатский А.А.) История Российской иерархии, собранная… - М., 1807-1815. - Ч. 6. - 1815. - С. 399.
- Городков В. Архитектурные образы Брянщины. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1990. - С. 35-39.
- Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. - В 3 вып. - СПб., 1890-1897. - Вып. 2. - 1892. - С. 351-352.
- Историческое описание церквей, приходов и монастырей Орловской епархии. - Орел, 1905. - Т. 1. - С. 351-354.
- Кизимова С.П., Зубова Е.М. По следам святых обителей: Из истории монастырей и пустыней Брянского края. - Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. - С. 106-113.
- Павел Алеппский. Путешествие Антиохийского патриарха Макария в Москву в XVII веке. - М., 1896.
- Пясецкий Г.М. История Орловской епархии и описание церквей, приходов и монастырей. - Орел, 1899.- 68-70, 98-102.
- Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 264-266.