Церковь Николая Чудотворца (с. Новый Ропск)

Церковь Николая Чудотворца расположена в центре села, доминирует в его застройке. Возведена в 1732 г. на средства гетмана Д. Апостола, о чем свидетельствует надпись на внутренней стороне дверного косяка главного входа. Стены рублены из сосновых бревен и обшиты тесом, цоколь кирпичный. Выдающийся памятник деревянного зодчества Брянщины в стиле украинского барокко, характерном для юго-западных районов области.

Высокий пятисрубный двусветный храм имеет очень живописную крестообразную объемную композицию, типичную для архитектуры Левобережной Украины кон. 17 - 18 в. Центральный четверик со сплюснутой грушевидной восьмигранной кровлей выделен большими размерами; его венчает световой восьмерик с граненым куполом и заостренной луковичной главой на восьмигранном световом барабанчике. Примыкающие к нему пониженные пятигранные объемы более узкие, с суженными диагональными гранями и аналогичными купольными кровлями и главами. При этом северный и южный боковые объемы (приделы Троицы и Дмитрия Солунского) меньше западного (бабинца) и восточного (алтаря) и поставлены не совсем обычно - выдвинуты на одну линию с восточной стеной основного четверика. В углы между ними и алтарем встроены невысокие прирубы ризницы и пономарской с односкатными кровлями. Вся эта сложная объемно-пространственная композиция объединена внизу своеобразной закрытой обходной галереей - опасанием. Главный, западный вход оформлен широким крыльцом, возникшим, очевидно, в 19 в.; кроме него, есть еще четыре боковых входа с маленькими крылечками.

Основным декоративным мотивом фасадов храма выступает традиционная для украинской архитектуры этого времени обшивка стен вертикальным тесом с закрывающими швы тонкими рейками, завершенными подкарнизной доской с полукруглыми вырезами и богато профилированными карнизами. Вытянутые прямоугольные окна второго света, часто спаренные, чередуются с небольшими круглыми проемами в диагональных гранях боковых прирубов. Главное крыльцо имеет две пары низких колонок по краям лестницы, поддерживающих крутой фронтон с аркой в центре. В глубине крыльца - великолепный входной портал характерной для украинского барокко трапециевидной в верхней части формы. Его широкие откосы украшает выполненная вязью эффектная надпись- летопись храма.

Большую редкость представляет хорошо сохранившийся интерьер. Открытые внутрь ярусы сообщают каждой из частей храма вертикальное пространственное развитие. Особенно эффектно основное помещение с плоскими треугольными парусами, ступенчатыми гранеными "переходами" и двумя последовательно открытыми друг в друга восьмериками. Большими проемами оно объединено с западным притвором и боковыми прирубами, в то время как алтарь отделен стеной с узким проходом в середине иконостаса. С западной стороны центрального объема над проемом расположена поддерживаемая двумя столбиками галерея хор с лестницей в северо-западном углу. Боковые проемы, сильно сдвинутые к иконостасу, имеют неправильную форму пологой полуарки.

Роспись на металлической обшивке дверей в обходной галерее, выполненная маслом в 1730-х гг., - уникальный для области памятник монументального искусства. В изображениях святых, близких по стилистике к украинским парсунным портретам 18 в., сочетаются барочные черты и местные иконописные традиции.

На полотнищах пяти дверей написаны в рост святые Кирилл и Мефодий (1732, Дмитрий Солунский, князь Владимир, дважды повторяется изображение Михаила Архангела. Сохранилась также аналогичная по характеру роспись на подшивном потолке барабана - медальоны с изображениями Христа и четырех митрополитов. В орнаментально-плоскостной трактовке ликов и одежд Кирилла и Мефодия на западной двери притвора использованы условные иконописные приемы, восходящие к живописи 17 в; фронтально изображенные фигуры отличаются некоторой статичностью. В той же манере написаны Дмитрий Солунский и князь Владимир.

На западной двери храма расположено лучше сохранившееся изображение Михаила Архангела. Это наиболее выразительная композиция, напоминающая барочный парадный портрет. Фигура святого представлена в трехчетвертном повороте. Развевающиеся перья шлема и спадающий широкими складками плащ придают ей свободное движение. Мастерски написаны орнаментальные чеканные узоры на латах. Наиболее ярко черты барокко проявились в светотеневой моделировке лика и пастозном наложении красок динамичными небольшими мазками. Тщательно выписанные черты лица с тонкими губами, слегка пухлыми щеками и большими живыми глазами придают персонажу индивидуальные, почти конкретные черты. Из-под осыпавшейся краски на правом плече проступает изображение неизвестного святого, отличающееся экспрессивной выразительной манерой письма.

Большой интерес представляют железный дверной замок секирного типа на южной двери и колокол 1888 г. с изображением четырех святых в медальонах, подвешенный внутри обходной галереи.

Первоначальный высокий четырехъярусный иконостас не сохранился. Нынешний сборный относится к 1-й пол. 20 в., царские врата - к рубежу 19-20 вв., иконы - к 18-20 ВВ.


  • Городские поселения в Российской империи. - СПб., 1860-1865. - Т. 5. Ч. 2. - 1865. - С. С. 425-426.
  • Николайчик Ф. Николаевская церковь в м. Новом Ропске Новозыбковского уезда//Чернигов. Епархиал. Известия. - 1885. - №5. - С. 201-211.
  • Обозрение преосвященнейшим Василием, епископом Черниговским и Нежинским, церквей, приходов и сел Черниговской епархии в 1911 г.//Вера и жизнь. - 1913. - №5. - С. 138.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 283-287.
  • Филарет (Гумилевский Д.Г.). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. - Чернигов, 1873-1874. - Кн. 7. - 1873. - С. 257-260.
  • Цапенко М. Земля Брянская. - М.: Искусство, 1972. - С. 82-84.
  • Апостолов А. Свято-Николаевский храм в Новом Ропске//Авангард (Климов.). - 1999. - 4 авг.