Ропск - одно из древнейших сел Брянской области, упоминается в летописи в 1159 г. Церковь Рождества Богородицы расположена в центре села на открытом возвышенном месте. Построена в кон. 17 в. (по другим сведениям, в 1730 г.), в 1871 г. расширена (пристройки убраны при реставрации). Отдельно стоявшая колокольня разрушена после Великой Отечественной войны. Рубленные из бревен и обшитые тесом стены покоятся на деревянном основании (частично заменено кирпичным). Замечательный памятник деревянного зодчества, древнейший из сохранившихся на Брянщине, выполнен в характерных для этого региона формах украинского барокко.
Пятикупольный крестообразный в плане храм со сложной, исключительно живописной композицией принадлежит к распространенному на Левобережной Украине в 17-18 вв. типу. Необычность объемно-пространственному построению придает сильно развитая поперечная ветвь креста. Несколько растянутый в стороны центральный четверик в верхней части, возвышающейся над боковыми объемами, переходит в восьмигранник с узкими диагональными гранями. Он покрыт шатром, завершенным световым восьмериком с купольной кровлей и главкой. Два крупных пятигранных боковых прируба с узкими диагональными гранями и пологими кровлями имеют такие же завершения. Продольная ось здания выявлена слабее из-за меньших размеров пятигранного алтаря и четырехгранного притвора (бабинца) с пирамидальными кровлями и аналогичными венчающими восьмериками, куполами и главками. Композицию усложняют встроенные в углы низкие прямоугольные прирубы.
Чрезвычайно простая внешняя отделка храма характерна для украинского деревянного зодчества. Стены обшиты вертикально тесом, причем рейки-нащельники вверху замыкаются горизонтальной подкарнизной доской с полукруглыми вырезами между ними. Строгие карнизы завершают все объемы, а также членят их стены на уровне угловых прирубов. Лишь венчающие, видимо более поздние, восьмерики с плоскими накладными досками на углах и узкими карнизами имеют горизонтальную обшивку стен. По краям оконных проемов сделаны узкие рамки. Интересны карнизы в виде резных витых валиков в основании световых восьмериков.
В интерьере еще более выражено развитие пространства по поперечной оси. Центральная часть широкими проемами на восьмигранных колонках открыта в боковые рукава (приделы), объединенные с западными угловыми прирубами. Оригинальны сложные пе рекрытия центрального и боковых помещений с плоскими парусами и наклонными гранями переходов к световым восьмерикам. В боковые ветви креста над проемами прорезаны полукруглые окна; заметны следы ранних, более высоких и узких прямоугольных проемов. С западной стороны над проходом в бабинец расположены хоры с резными балясинами ограждения.
В интерьере сохранились фрагменты иконостаса и несколько икон, относящихся к кон. 19 в. На плоском перекрытии барабана масляными красками написано изображение Саваофа.
- Лазаревский А. Описание старой Малороссии: Материалы для истории заселения, землевладения и управления. Т. 1. Полк Стародубский. - Киев: Тип .К.Н. Милевского, 1888.- С. 425.
- Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 292-294.
- Филарет (Гумилевский Д.Г.). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. - Чернигов, 1873-1874. - Кн. 7. - 1873. - С. 257-260.
- Цапенко М. Земля Брянская. - М.: Искусство, 1972. - С. 80-82.
- Апостолов А. Храм в Старом Ропске//Авангард (Климов.). - 1999. - 22 сент.