Каменский Успенский монастырь (с. Забрама)

Каменский Успенский монастырь расположен возле поселка, в окруженной лесами живописной местности на правом, высоком и каменистом берегу р. Снов. Основан в 1681 г. старцем Ионою Волховским духовником сына гетмана Самойловича Семена, в 1687 г. новый гетман Мазепа утвердил за ним земли и оказал денежную помощью Первоначально был мужским, а в 1786 г. в него были переведены инокини Успенского Печенецкого монастыря. До сер. 18 в. все постройки монастыря (Успенский собор 1687 г., церковь Благовещения с трапезной 1697 г., колокольня и ограда) были деревянными. Каменное строительство началось при игумене Иосафе Миткевиче, когда в 1753-58 гг. был сооружен теплый храм Рождества Иоанна Предтечи с трапезной. В 1776-79 гг. возведен обширный Успенский собор, а затем больничный корпус и каменная ограда, оконченная в 1-й пол. 1780-х гг. Начатая тогда же колокольня разобрана и сооружена вновь в 1850-60-х гг. Из всех этих построек до наших дней сохранились собор и колокольня, а также небольшая часть стен ограды.

Архитектурный ансамбль монастыря 2-й пол. 18 - сер. 19 в., в основном выдержанный в стиле украинского барокко, несмотря на утраты представляет собой интереснейший памятник брянского зодчества. Территория в плане имела форму неправильного четырехугольника, вытянутого от реки к поселку. В центре обращенной к нему северо-западной стены ограды находился главный вход в монастырь с надвратной колокольней. Комозиционный центр ансамбля - собор Успения, поставленный на продольной оси комплекса, доминировал над остальными постройками. К северо-востоку от него располагался теплый трапезный храм. Эти основные сооружения с вертикально развитыми объемами были хорошо видны из-за невысоких стен и создавали живописный и выразительный силуэт монастыря. Внутри вдоль стен размещались каменные и деревянные кельи, дом настоятеля и другие здания.

Собор Успения. Один из замечательных храмов 2-й пол. 18 в. на Брянщине в стиле пышного украинского барокко. Монументальное здание сооружено из кирпича на фундаменте из местного камня и оштукатурено снаружи и внутри. Обновлено в 1889 г. после того, как пострадало от удара молнии. К настоящему времени утрачены часть алтаря, кровли и купол с главой. Собор принадлежит к типу крестообразных в плане однокупольных храмов, характерных для архитектуры Левобережной Украины кон. 17 - 18 в. Основной объем образован четырьмя мощными пятигранными рукавами в два света, средокрестие которых увенчано высоким световым восьмериком. Центричность общего построения нарушают небольшие пониженные объемы дьяконника и жертвенника по сторонам алтаря в виде заканчивающихся полукружиями боковых апсид. Живописность и выразительность завершению придавали фигурные кровли рукавов (сохранились их оригинальные фронтоны с венчающими барабанчиками стройных главок) и типично украинский грушевидный купол восьмерика. Нарядный барочный декор фасадов состоит из своеобразных рустованных лопаток с филенчатыми нишами, охватывающих углы объемов, мощных полуколонн между рукавами креста, широких антаблементов и вычурных фигурных фронтонов над пятигранниками, украшенных в тимпанах арочными нишами. Внизу граней стен помещены крупные арочные ниши с простыми обрамлениями, трактованные как ложные окна; над ними - арочные окна, заключенные в пышные наличники с полуколонками по бокам и треугольными фронтонами, дополненные внизу и вверху штукатурными кругами-розетками. Типичны для украинской архитектуры и порталы в рукавах креста со скошенными верхними углами и филенчатыми нишами по сторонам. Аналогичный декор восьмерика, прорезанного арочными окнами, усилен бриллиантовым рустом угловых лопаток и треугольниками во фризе антаблемента. Штукатурная отделка фасадов сер. 19 в. придает всем деталям излишнюю сухость и измельченность. В интерьере высокие пятигранные рукава креста перекрыты сомкнутыми сводами с распалубками. Они полностью открыты в центральную квадратную в плане часть храма, образуя сильно развитое в высоту единое пространство. Подпружные арки рукавов, опирающиеся на угловые пилоны со срезанными внутренними углами, несут при помощи плоских парусов восьмерик с сомкнутым сводом. Многочисленные окна верхней части рукавов и восьмерика насыщают огромное помещение храма светом. Жертвенник и дьяконник, имеющие коробовые своды с конхами, соединены проемами в боковых стенах с алтарем.

В соборе хранилась чудотворная икона Новодворской Богоматери, пожертвованная обители при ее основании Черниговским архиепископом Лазарем Барановичем.

Колокольня. Типичный образец подобных построек сер. 19 в., в которой поздний классицизм соединен с элементами русского стиля. Кирпичное и оштукатуренное двухъярусное сооружение с проездными воротами в нижнем ярусе и собственно колокольней в верхнем. Крупный, вытянутый вверх четверик со срезанными углами и. высоким арочным проездом несет такой же формы звон, прорезанный четырьмя стройными арками и увенчанный прежде шатром с небольшой главкой. Декор фасадов состоит из карнизных тяг, аркатурного пояска под ними в нижнем ярусе и фриза с ширинками в верхнем и многоступенчатых обрамлений у арочных проемов, дополненных круглыми лепными розетками. Сухость убранства подчеркивает мелкая штукатурная орнаментика.

Ограда. Характерный образец монастырских оград 2-й пол. 18 в. Сохранилась фрагментарно - два небольших прясла по сторонам колокольни. Невысокая (3,5-4 м) кирпичная стена без башен снаружи была расчленена лопатками на отдельные прясла. Верхнюю часть, отделенную полкой, прорезали арочные отверстия типа бойниц (по девять проемов в каждом прясле и по одному в лопатках). Над завершающим трехступенчатым карнизом прежде возвышалась двускатная железная кровля. Примыкавшие к колокольне части стен были более высокими, их венчали маленькие шатры с главками на стройных шейках.


  • Денисов Л.И. Православные монастыри Российской империи. - М., 1908. - С. 912.
  • Зверинский В.В. Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи, с библиографическим указателем. - В 3 вып. - СПб., 1890-1897. - Вып. 1. - 1890. - С. 192.
  • Каменский Успенский женский монастырь и его святыня//Чернигов. Епархиал. Известия. - 1892. - №14. - С. 610-635.
  • О Новодворской иконе Божией Матери - главной святыне Каменского монастыря//Чернигов. Епархиал. Известия. - 1892. - №2. - С. 68-78.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 273-276.
  • Филарет (Гумилевский Д.Г.). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. - Чернигов, 1873-1874. - Кн. 4. - 1873. - С. 55-68.
  • Цапенко М. Земля Брянская. - М.: Искусство, 1972. - С. 85.
  • Полетаев, Н. На берегах Снови…// Авангард (Климовский р-н). - 2003. - 10 июля.