Новые книги научно-методического отдела

Областные библиотеки России на современном этапе : науч.-практ. сборник / Рос. гос. б-ка, Науч.-исслед. отд. библиотековедения ; [сост. М.И.Акилина]. - М. : Пашков дом, 2015. - 286, [1] с.

Сборник посвящен проблемам универсальных областных научных библиотек, как центральных библиотек субъектов РФ. Авторы статей - специалисты РГБ, РНБ, областных библиотек ряда регионов Аврамова М.Б.(РНБ), Басов С.А.(РНБ), Гриханов Ю.А.(УНБ им. Н.А.Некрасова, г.Москва),Дворкина М.Я.(РГБ), Бойкова О.Ф.(РГБ), Бражникова С.А.(БГУНБ) и др. Сборник состоит из пяти разделов, где рассматриваются вопросы теории и практики работы областных библиотек, библиотечно – информационные ресурсы и новые формы обслуживания пользователей, работа областных библиотек в помощь образованию, науке и производству, областные библиотеки в социокультурном контексте, научно-методическое обеспечение деятельности региональных библиотечных систем. Рекомендуем статьи: Дмитриевцева В.С. «Мобильный комплекс информационно – библиотечного обслуживания в Белгородской области, или Современный формат библиотеки «без границ», Гриханов Ю.А. «Библиотеки в цифровых коммуникациях: новые возможности диалога с пользователем», Бражникова С.А. Роль регионального методического центра в формировании нормативной базы муниципальных библиотек Белгородской области». Сборник предназначен руководителям и сотрудникам библиотек различных систем и ведомств.

Авраева, Ю. Б. Руководители и методисты библиотек:новые ориентиры: темат. сб. избранных работ / Ю.Б. Авраева. - М.,2015. - 247 с. - (Современная библиотека).

 Автор издания – Авраева Юлия Борисовна, доцент кафедры библиотековедения Восточно – Сибирской государственной академии культуры и искусства. Автор более 150 научных статей и методических материалов. Данный сборник подготовлен к 75 – летию автора и включает в себя публикации 1984 – 2013 гг., отражающие одно из важнейших направлений библиотековедения – методическую деятельность библиотек, профессиональное развитие библиотекарей, их социальную поддержку. Издание состоит из пяти разделов, которые посвящены деятельности руководителей библиотеки и их профессиональному обучению, работе методической службы библиотек. В издании представлены рецензии автора сборника на актуальные работы ведущих библиотековедов, а также воспоминания автора. В конце сборника представлен список изданий и программно – методических разработок автора издания. Сборник адресован руководителям библиотек и методистам.

Мелентьева, Ю. П. О чтении: размышления о теорет. аспектах чтения / Ю.П. Мелентьева. - М. , 2015. - 182, [1] с.-

Автор - Мелентьева Юлия Петровна, заведующая отделом проблем чтения Научного центра исследований истории книжной культуры Российской академии наук.

Представленные в данной книге размышления о теоретических аспектах проблемы чтения, изложенные в форме вопросов и ответов, помогут найти ответы на такие вопросы: Всегда ли читали одинаково? Что такое «культура чтения»? Что характерно для российских исследований чтения? и др. В конце издания представлен Глоссарий по проблеме чтения. Издание будет интересно специалистам библиотек, так и широкому кругу читателей.

 

 

Татаринова, Е. А. Выставки в библиотеке: зачем и как?: практ. пособие / Е.А. Татаринова. - М. , 2014. - 142, [1] с.: ил.,фот.-(Современная библиотека).

Автор – Татаринова Евгения Алексеевна, сотрудник отдела организации выставочной работы РГБ, кандидат исторических наук. Выставочная деятельность библиотек имеет свою специфику, особенности, традиции. Данное практическое пособие познакомит с историей создания выставок и классификацией выставок, современным подходом и методикой подготовки выставок, современным оборудованием для подготовки выставок и технологией подготовки виртуальных выставок, использованием Интернет при организации выставок. В приложении представлен опыт организации выставок РГБ. Пособие адресовано библиотекарям, организующих выставочную деятельность в библиотеках.

 

Орлов, В.В. PR  -  технологии в управлении имиджем библиотеки: учеб.- практ. пособие / В.В. Орлов. - М. , 2015. - 191 с.: схем. - (Современная библиотека)

Автор – Орлов Виктор Владимирович, доцент кафедры библиотековедения и теории чтения Санкт – Петербургского государственного института культуры.

В настоящее время вопросы PR –технологий в библиотечной деятельности являются актуальными. Данное пособие знакомит с PR – деятельностью библиотек, теоретическими и организационно – технологическими аспектами. Одна из глав посвящена созданию пресс – службы в библиотеке. Пособие содержит приложения и список литературы. Издание адресовано библиотекарям, занимающимися PR – деятельностью библиотек, студентам средних и высших учебных заведений культуры.

Пилко, И. С. Библиотечно-информационное образование: новые концепции и технологии развития:монография / И.С. Пилко, Тараненко Л.Г., Ли М.Г. и др. - М., 2014. - 300 с.: ил.- (Современная библиотека).

Авторы - представители кемеровской библиотечной школы, преподователи информационно – технологических и библиотечно – библиографических дисциплин, сотрудники Лаборатории инновационных образовательных программ КемГУКИ. Издание посвящено современному состоянию и развитию профессионального библиотечного образования. Авторы издания, имеющие теоретический и практический опыт участия в разработке образовательных и профессиональных стандартов библиотечно – информационной деятельности делятся опытом технологического подхода к проектированию и реализации уровневых программ профессионального обучения. Знакомят с внедрением современных ИКТ в процесс подготовки и повышения  квалификации кадров для библиотек и образовательных учреждений. Книга содержит список литературы и приложения, которые  помогут руководителям библиотек и специалистам библиотек занимающихся повышением квалификации кадров.

Грекова, Л. В. Компетентностный подход в дополнительном профессиональном библиотечном образовании: науч.-практ. пособие / Л.В. Грекова. - М. , 2014. - 185 с.: схем.,табл. - (Современная библиотека).

Автор – Грекова Людмила Васильевна, доцент кафедры информатики и информационно – аналитических ресурсов Белгородского государственного института искусств и культуры. Автор более 40 публикаций по повышению квалификации. В пособии вы узнаете о современном состоянии и развитии дополнительного профессионального библиотечного образования, компентентностном подходе к его реформированию, предложенной концептуальной модели компетентностно – ориентированной системы дополнительного профессионального библиотечного образования и др. Издание содержит библиографический список литературы и приложения. Данное пособие адресовано специалистам региональных учреждений дополнительного профессионального библиотечного образования, работникам библиотек организующим работу по повышению квалификации.

Алешин, Л. И. Внестационарное библиотечное обслуживание: учеб.-практ. пособие / Л.И. Алешин. - М. , 2014. - 287 с.: ил. - (Современная библиотека).

Автор пособия – Алешин Леонид Ильич, кандидат педагогических наук, доцент. Преподает в московских вузах дисциплины по ИКТ. Имеет более 150 публикаций. Специалисты выделяют два основных вида библиотечного обслуживания – стационарный и внестационарный. В данном издании автор представил  все формы внестационарного обслуживания, которые используются в библиотеках (книгоношество, библиотечные пункты, передвижные библиотеки на животных, плавающие библиотеки, вело и мотопередвижные библиотеки, библиобусы и др.). Издание снабжено списком литературы и приложениями, которые помогут в работе специалистам библиотек занимающихся внестационарным библиотечным обслуживанием читателей.

 

Головина, Г.В. Актуализация самовоспитания младших школьников в библиотеке: учеб.-метод. пособие / Г.В. Головина, М.Д. Кузьмичева. - М. , 2015. - 157 с.: ил. - (Современная библиотека.).

Авторы - Головина Галина Викторовна, доцент кафедры социально – культурной деятельности Краснодарского государственного университета культуры и искусств, Кузьмичева Марина Давидовна, учитель начальных классов СОШ № 20 г.  Армавир Краснодарского края. Пособие знакомит читателей с психолого – педагогическими основами  самовоспитания младших школьников и предлагает технологию и методику  по формированию у них потребности в  самовоспитании. В приложении представлен список литературы и сценарии внеклассных мероприятий в помощь библиотекарю: кукольный театр по мотивам сказки С. Прокофьевой «Самый большой друг»; литературные викторины «Чудо – дерево» по сказкам К.И. Чуковского,  по творчеству А.С.Пушкина; мероприятие посвященное правилам разумного питания «Путешествие по городу Здоровячков» и др. Материалы пособия адресованы библиотекарям, педагогам, работникам культурно – досуговых учреждений.

 Слушайте, звучат стихи!: о долге, личности и чувствах: сборник темат. сценариев для библиотекарей и педагогов / ред.-сост.: И.В. Зайцева. - М., 2014. - 95 с.: ил., портр.. - (Серия: "Детская читальня". Библионяня. вып. 29).

Сборник посвящен поэзии. Темы поэтических произведений разнообразые - о добре и зле, радости и горе, любви и предательстве, о чести, мужестве, достоинстве и др. В сборник вошли сценарии классных часов, литературно – музыкальных композиций и встреч с читателями (литературный вечер поэзии И.А.Бунина для учащихся 5-6 классов «Душа  и воздух скованы в кристалле», костюмированный бал по страницам русской любовной лирики для старшеклассников «Ее величество любовь»; поэтический вечер посвященный матери для 5-8 классов «Я помню руки матери моей…», поэтическая беседа для 6 – 11 классов «Поговорим о чести», сценарий литературного вечера к 200 – летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова для старшеклассников «Его чело меж облаков…» и др.). Пособие адресовано учителям, библиотекарям и родителям.

В приложении к журналу «Школьная библиотека» в серии «В помощь педагогу – библиотекарю» вышли следующие издания:

Тихомирова, И. И. Родом из военного детства: школа развивающего чтения (читаем, размышляем, выражаем в слове): метод.- библиогр. пособие для руководителей дет. чтения, снабжен. текстами лит. произведений для обсуждения с подростками / И.И. Тихомирова. - М. , 2015. - 335 с.: ил..- (В помощь педагогу-библиотекарю). - (Приложение к журналу "Школьная библиотека"). - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. вып. 1)

Автор – Тихомирова Ираида Ивановна, доцент кафедры литературы и детского чтения Санкт – Петербургского государственного института культуры и искусств, является автором более 300 работ по чтению.

Издание посвящено 70 - летию Победы в Великой Отечественной войне и знакомит взрослых и подростков с лучшими произведениями художественной литературы об участии детей в Великой Отечественной войне, созданных с 1941 – 1945 гг. В пособии кратко представлены 34 литературных портрета писателей военного времени. Пособие содержит тематические разделы: Так началась война, Вместо отцов, Сиротство, Память сердца, В блокадном Ленинграде и др. Каждый раздел содержит методические рекомендации по чтению и обсуждению произведений по данной теме, представлены тексты нескольких произведений разных писателей и вопросы для их обсуждения с детьми, в конце каждого раздела представлен список дополнительной литературы по теме. Пособие адресовано библиотекарям и учителям, а также родителям.

Патриотическое воспитание детей и подростков: педагогические и библиотечные технологии: науч.-практ. статьи: метод. материалы: худож. произведения / ред. Г.В. Варганова. - М. , 2015. - 327 с.. - (В помощь педагогу-библиотекарю). - (Приложение к журналу "Школьная библиотека").- (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1. вып. 2)

Авторы – Нефедьев Андрей Матвеевич, генеральный директор проектно – монтажного центра «Авангард», организатор проекта «Литературное творчество в системе социокультурного развития личности школьников 7 – 12 лет», Варганова Галина Владимировна, профессор Санкт – Петербургского государственного института культуры и искусства, научный руководитель проекта «Литературное творчество в системе социокультурного развития личности школьников 7 – 12 лет». Издание состоит из трех разделов, где рассматриваются актуальные вопросы патриотического воспитания детей и подростков  на базе начального и общего образования, а также в библиотеках. В первом разделе представлены статьи известных специалистов по чтению, руководителей школ, библиотекарей. Второй раздел представляет методические разработки по произведениям современных писателей и поэтов о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. М.Ф.Борисова «На фронте мы не думали о нервах», Т.А.Кудрявцевой  «Детский дом. Лека…», С.Г.Георгиева «Дедушка» и др. В третьем разделе представлены тексты художественных произведений  современных писателей о Великой Отечественной войне Белоусова В.Н. «Вечный огонь», Георгиева С.Г. Музик, Чернова Б.В. «Борискина война» и др. Сборник адресован учителям, библиотекарям, клубным работникам.

Тихомирова, И.И. Добру откроем сердце: школа развивающего чтения: [читаем, размышляем, выражаем в слове): метод. пособие для руководителей дет. чтения, снабжен. текстами лит. произведений для обсуждения с подростками / И.И. Тихомирова. - М. , 2015. - 342 с.. - (В помощь педагогу-библиотекарю). - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Приложение к журналу "Школьная библиотека". Серия 1. вып. 3).

Книга известного специалиста по чтению И.И.Тихомировой раскрывает новый аспект темы чтения – нравственной тематике на материале чтения художественных произведений и их обсуждения с детьми и подростками. Произведения отечественных авторов сгруппированы в тематические разделы: Совесть, или Суд над собой, О шутке всерьез, О силе воли и силе духа» и др. Каждый раздел содержит введение в тему, тексты рекомендуемых произведений для обсуждения с детьми и подростками, вопросы для обсуждения и список дополнительной литературы по теме. Книга поможет руководителям детского чтения сформировать у детей способность наблюдать, сравнивать, оценивать поведение героев произведений, а также сформировать культуру чтения.