« Искусство постигать искусство». Новые книги отдела читального зала и основного книгохранения

Василий Шухаев: искусство, судьба, наследие: коллективная монография: сборник / составители: Е.Н. Каменская, Е.П. Яковлева. - Москва. - 2019. – 375 с.

Коллективное исследование посвящено разным аспектам творческой судьбы, искусства и наследия Василия Ивановича Шухаева (1887-1973). В статьях отечественных и зарубежных ученых содержатся новые сведения о петербургском, петроградском, ленинградском и грузинском периодах жизни художника, о его многолетней творческой деятельности в эмиграции и в заключении на Колыме. Основное внимание авторы  уделили  творчеству  Шухаева - уникальному академическому рисунку, живописи, произведениям книжно-журнальной графики и театрально-декорационного искусства.

 

 

 

 

Волкова, П.Д. Мост через бездну. Импрессионисты и ХХ век / П.Д. Волкова. - Москва. - 2018. - 221 с.

История импрессионизма, раз и навсегда повлиявшего на все последующее искусство, охватывает всего 12 лет: с первой выставки в 1874 году, где было представлено знаменитое "Впечатление", по последнюю, восьмую, в 1886 году. Эдуард Мане и Клод Моне, Эдгар Дега и Огюст Ренуар, Анри де Тулуз-Лотрек и Поль Гоген - с рассказа о которых начинается эта книга - одними из первых начали выступать против условностей сформировавшейся к тому времени "классической" живописи.

Винсент Ван Гог и Сальвадор Дали, Пабло Пикассо и Казимир Малевич, в отличие от своих предшественников, создавали на полотнах свою реальность. В путешествие от импрессионизма к сюрреализму, от впечатления - к эмоции, от Венеры Милосской до "Черного квадрата" приглашает нас Паола Дмитриевна Волкова в очередном томе серии "Мост через бездну".

 

 

 

Корина, Н.Д. Творческое наследие художника Алексея Михайловича Корина (1865-1923) в контексте русского искусства конца XIX - начала XX века / Н. Д. Корина. - Москва. - 2020. - 655 с.

Книга посвящена одному из выдающихся представителей московской школы живописи, художнику, профессору живописи Алексею Михайловичу Корину (1865-1923). Он принадлежал к новому поколению художников, названных "поздними передвижниками", продолживших лучшие традиции русской реалистической школы в конце XIX - начале XX века. А.М.Корин всю жизнь посвятил искусству, оставив большое творческое наследие: как живописец - свои произведения, как педагог - несколько поколений художников, воспитанных его знаниями и энергией. Представленное издание   содержит уникальные сведения, неизвестные факты из жизни художника, новый взгляд на его творчество. В книге большое количество иллюстраций из более чем шестидесяти музейных и частных собраний, значительная часть которых публикуется впервые.

 

 

 

Мусянкова, Н.А. Примитив в квадрате. Советская культурная политика и изобразительная самодеятельность в лицах и фактах / Н.А. Мусянкова. - Москва. - 2019. - 367 с.

Книга знакомит читателя с работами самоучек, наивных художников и любителей, открывает ряд новых фактов и расширяет представление о бытовании примитива в советский период. Автор рассматривает взаимодействие самоучек и профессионалов в рамках специально созданных творческих объединений, главным образом в 1920-1930-е годы, когда происходило становление системы изобразительной самодеятельности. Стихия народных художественных ремесел и любительства была зажата узкими тисками официального искусства. Создание специализированных институций, занимавшихся поиском и обучением любителей, став частью государственной программы художественного образования в СССР, сделало ситуацию уникальной.

 

 

 

Николаева, М.В. Иконостасное строительство последней трети XVII века: "столярство и резьба", золочение, иконописные работы: Новодевичий, Донской, Высоко-Петровский, Симонов монастыри / М. В. Николаева. - Москва. - 2020 . - 446 с.

В книге впервые на базе широкого круга архивных источников исследован процесс создания в XVIIв. мастерами и иконописцами Оружейной палаты и Посольского приказа иконостасов для семнадцати храмов московских монастырей - Новодевичьего, Донского, Высоко-Петровского и Симонова. На основании письменных документов XVIII - начала XX веков рассматриваются события, связанные с "возобновлением", ремонтом и реконструкцией храмовых предалтарных преград. Артефакты, хранящиеся в музейных коллекциях, а также натурные обследования последних лет, позволили представииь те изменения, которые претерпели памятники XVII в. в течение истекших столетий.

 

 

 

 

Портреты А.С. Пушкина: к 220-летию со дня рождения А. С. Пушкина: каталог выставки / составитель: А.В. Большова. - Москва. - 2019. - 258 с.

Государственный музей А.С. Пушкина предлагает вашему вниманию каталог по материалам «Портреты А.С. Пушкина», подготовленной к 220-летию со дня рождения поэта. Альбом построен по биографическому принципу, поэтому в одном пространстве соседствуют работы художников и скульпторов двух столетий, изображавших Пушкина в разных манерах и стилях. В книге  собрано более 300 портретных изображений Пушкина – в живописи, графике, скульптуре, на художественных, декоративно-прикладных и сувенирных изделиях из собраний более чем 20 ведущих музеев и художественных галерей России.

 

 

 

 

Русские художники за рубежом, 1970-2010-е годы / автор-составитель и интервьюер: З. Б. Стародубцева. - Москва. - 2020. - 687 с.

Сборник посвящен творческой жизни русского зарубежья в  мировых столицах - Париже, Нью-Йорке, Тель-Авиве, Берлине и Лондоне. В него вошли интервью с 80 художниками нескольких "волн" эмиграции и аналитические статьи 40 международных кураторов, галеристов, коллекционеров, критиков, то есть тех, кто выставлял, собирал, изучал русское искусство за рубежом в течении последних пятидесяти лет.

 

 

 

 

Самохин, А.В. Мифы пространства. Пейзаж в русской исторической картине второй половины XIX - начала XX века: очерки: [монография] / А.В. Самохин. - Москва. - 2018. - 278с.

В монографии исследуется пейзаж как компонент русской исторической картины 1860-1910-х годов. Кроме того, рассматриваются образцы пейзажной живописи, заключающие в себе проблематику, свойственную историческому жанру. Анализируются произведения на тему русской национальной, античной и священной (библейской) истории, а также некоторые образцы, которые можно трактовать как историческую картину на современный сюжет. Издание адресовано искусствоведам, музейным работникам и широкому кругу любителей искусства.

 

 

 

 

Таруашвили, Л.И. Слава и бесславие знаменитых античных статуй: очерки истории восприятия / Л.И. Таруашвили. - Москва. - 2018. - 205 с.

Книга посвящена истории восприятия античной статуарной пластики в Новое время. Эта история прослеживается в книге на примере пяти античных статуй: Аполлон Бельведерский, Венера Медицейская, Лаокоон и его сыновья, Флора Фарнезе, Геркулес Фарнезе. Они оставались наиболее известными и особенно высоко ценимыми, начиная с эпохи Возрождения, когда были найдены, и до XIX века, когда слава их стала меркнуть под влиянием обновленных представлений об античной классике, обусловленных тогдашними достижениями античной археологии.

 

 

 

 

Шаманькова, А.И. От храма в пейзаже - к "Распятию": христианские мотивы, образы, сюжеты в отечественной живописи второй половины XX века / Анна Шаманькова. - Москва. - 2019. - 335 с.

Издание посвящено раскрытию одного из феноменов художественной жизни ХХ века - религиозной проблематике в искусстве советского времени. Автор рассматривает станковую живопись 1950-х - начала 1990-х годов, не затрагивая собственно церковное искусство.
В книге анализируются постепенное вхождение в полотна узнаваемых христианских мотивов (храма, иконы, предстояния, трапезы и др.), во многом связанное с возрождением интереса к древнерусскому искусству. Издание прекрасно иллюстрировано, часть работ публикуется впервые.