Люди искусства (Серия «ЖЗЛ»). Новые книги отдела читального зала и основного книгохранения

 

Лаврентьев, С. А. Режиссеры "Мосфильма" / Сергей Лаврентьев. - Москва. - 2021. - 236  с.

Когда говорят о кино, прежде всего имеют в виду актеров. Между тем основной фигурой в создании фильма является режиссер. Лишь он может сделать картину выдающейся или заурядной. Артист способен что-то улучшить (если правильно подобран) или ухудшить (если постановщик ошибся в выборе исполнителя).
В книге рассказывается о жизни и творчестве пяти замечательных режиссеров, подаривших нам удивительные киноленты, ставшие неотъемлемой частью жизни миллионов, и открывших нам блистательных артистов. Кто-то из героев книги искренне воспевал сомнительные явления. Кто-то потом каялся. Кто-то отказывался делать то, что противоречило его художественным устремлениям, и платил за это трагедией безвестности...
Почему Пырьев переключился с "Кубанских казаков" на Достоевского? "Из какого сора" возник "Обыкновенный фашизм"? Кто способствовал возвышению Михаила Чиаурели? Как Лев Кулешов сделал советскую кинематографию? Почему никто не знает Бориса Яшина? На эти вопросы ответит книга.

 

Новицкий, Е.И. Эльдар Рязанов / Евгений Новицкий. - Москва. - 2019. - 403 с.

Эльдар Рязанов известен в нашей стране прежде всего как выдающийся комедиограф, создатель ряда немеркнущих советских киношедевров лирическо-юмористического жанра. Однако палитра его дарования куда более широка: он снял и несколько абсолютно серьезных драматических фильмов, и ряд занимательных телепередач, издал множество книг, писал сценарии, повести, стихи… Изначально документалист, потом режиссер игрового кино, экранный и театральный драматург, прозаик, поэт, телеведущий, просветитель, общественный деятель, Рязанов был личностью решительно ренессансного типа. Автор, писатель и историк кино (известный читателям по жизнеописанию Леонида Гайдая) в своем повествовании создает образ незаурядного, страстного, блистательного человека и режиссера, прожившего долгую плодотворную жизнь и оставившего огромное творческое наследие, осваивать которое — одно удовольствие.

 

Новицкий, Е.И. Георгий Данелия / Евгений Новицкий. - Москва. - 2020. – 270 с.

Выдающийся режиссер Георгий Данелия оставил после себя ряд немеркнущих шедевров киноискусства, по сей день любимых миллионами зрителей. Безгранично талантливый, в творчестве он был перфекционистом, создавал свои картины долго и тщательно, добиваясь безупречного результата. Среди не только отечественных, но и в ряду признанных картин мирового уровня трудно найти столь же совершенные во всех отношениях произведения. Не менее интересна и жизнь Данелии - записного остроумца, озорного гуляки и человека, пламенно преданного своей работе, без которой просто не мог существовать. В представленной книге предпринята попытка охватить жизнь и творчество Георгия Николаевича Данелии - широко известного не только в качестве режиссера, но и литератора, - по возможности не повторяя того, что он рассказал о себе в мемуарах.
Биографию, написанную Евгением Новицким, автором жизнеописаний Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, можно считать заключительной частью трилогии о великих советско-российских режиссерах.

 

Кравченко, И.А. Актеры советского кино / Ирина Кравченко. - Москва. - 2020. – 328 с.

Советский кинематограф 1960-х — начала 1990-х годов подарил нам целую плеяду блестящих актеров: О. Даль, А. Солоницын, Р. Быков, М. Кононов, Ю. Богатырев, В. Дворжецкий, Г. Бурков, О. Янковский, А. Абдулов… Они привнесли в позднесоветские фильмы новый образ человека — живого, естественного, неоднозначного, подчас парадоксального. Неоднозначны и судьбы самих актеров. Если зритель представляет Солоницына как философа и аскета, Кононова — как простака, а Янковского — как денди, то книга позволит увидеть их более реальные характеры. Даст возможность и глубже понять нерв того времени.

 

 

 

 

Олег Ефремов : человек-театр : роман-диалог /Елена Черникова. – Москва. -  2020. - 489 с.

Актер и режиссер Олег Николаевич Ефремов - человек фантастически знаменитый. В 1956 году он создал театр "Современник", а с 1970-го по 2000-й руководил главным театром ХХ века, Московским Художественным. Всенародную любовь ему принесли многочисленные роли в кино. Имя его овеяно легендами, многие считают его лицом своего времени.
Советская мифология сейчас в моде. Взрослые вспоминают каждый свое, юные - черпают сведения об СССР из телепередач и принтов на футболках. Ефремов, сам уже легенда, в юности тоже прошел через советский миф, но изнутри: он жил и творил в ХХ веке. Понять звездно-трагичный путь Ефремова - значит приблизиться к пониманию Советского Союза и причин его распада. Документальный роман-диалог Елены Черниковой "Олег Ефремов: Человек-театр" адресован не только поклонникам Ефремова, но и молодому поколению, которому это имя мало что говорит. Читатель найдет здесь множество сведений о советских временах и театральной жизни.

 

 

Калмыков, А. Д. Олег Попов: невыдуманные истории из жизни "Солнечного клоуна" / Александр Калмыков. - Москва. - 2020. – 243 с.

"Солнечным клоуном" Олега Попова называли во всем мире. Его популярность во второй половине прошлого столетия была огромной - и в нашей стране, и за рубежом. Один известный голландский художник сказал как-то: "На Западе знают только три русских имени: Гагарин, Калашников и Попов", - и это очень похоже на правду.
Эта книга во многом основана на воспоминаниях самого артиста, а потому имеет подзаголовок: "Невыдуманные истории". Ее автор, известный режиссер, сценарист и продюсер, был близким другом Олега Попова. О жизни великого клоуна и его непростом пути к вершинам мировой славы он рассказывает с добрым юмором и, что называется, "из первых уст".

 

Лобанкова, Е.В. Глинка. Жизнь в эпохе. Эпоха в жизни / Екатерина Лобанкова. - Москва. - 2019. – 590 с.

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - одна из ключевых фигур в музыке и подлинный герой русской культуры. Невероятная, еще прижизненная, слава композитора способствовала возникновению вокруг него многочисленных мифов и домыслов. В представленной биографии воссоздается реальная, порой противоречивая личность Глинки. Впервые показано, как на его мировоззрение и творчество влияла принадлежность к русскому дворянству и европейскому высшему свету. Жизнь композитора рассмотрена в широком историческом контексте, дополненном рассказами о путешествиях, медицине, моде, семейном праве, издательском процессе, домашнем музицировании и др. Жизнь Глинки связана с царствованием трех императоров - Александра I, Николая I, Александра II - и национально-патриотической составляющей их политики, в частности с идеологией "официальной народности" в рамках Российской империи.
Автор биографии - Екатерина Лобанкова (Ключникова), кандидат искусствоведения, специалист по истории русской музыки.

 

Скоробогачева, Е. А. Айвазовский / Екатерина Скоробогачева. - Москва. - 2021. - 331 с.

Иван Константинович Айвазовский - всемирно известный маринист, представитель "золотого века" отечественной культуры, один из немногих художников России, снискавший громкую мировую славу. Автор около шести тысяч произведений, участник более ста двадцати выставок, кавалер многих российских и иностранных орденов, он находил время и для обширной общественной, просветительской, благотворительной деятельности. Путешествия по странам Западной Европы, поездки в Турцию и на Кавказ стали важными вехами его творческого пути, но все же вдохновение он черпал прежде всего в родной Феодосии. Творческие замыслы, вдохновение, душевный отдых и стремление к новым свершениям даровало ему Черное море, которому он посвятил свой талант. Две стихии - морская и живописная - воспринимались им нераздельно, как неизменный исток творчества, сопутствовали его жизненному пути, его разочарованиям и успехам, бурям и штилям, сопровождая стремление истинного художника - служить Искусству и Отечеству.

 

Копшицер, М.И. Поленов / Марк Копшицер. - Москва. - 2020. - 332  с.

Творчество Василия Дмитриевича Поленова — одно из самых значительных явлений в русской живописи второй половины XIX века. Не только его искусство, но и сама личность художника были окружены самым настоящим поклонением художественной молодежи. Многогранность дарования художника поистине не знала границ: он живописец и театральный художник, архитектор, музыкант и композитор, театральный и общественный деятель, талантливый педагог — его учениками были И. И. Левитан, К. А. Коровин, И. С. Остроухов, А. Е. Архипов, А. Я. Головин, Е. М. Татевосян. Он оформлял спектакли в Московской частной опере Мамонтова, занимался организацией самодеятельного театрального творчества, устраивая народные спектакли и концерты. Как доброволец участвовал в двух войнах; одним из первых получил звание народного художника РСФСР. Книга о Поленове — это глубокое, умное, чуткое исследование жизни не только выдающегося художника, но и замечательного человека, дружбой с которым дорожили многие представители творческой интеллигенции России.