Конструктивизм

Брянск

Послереволюционный период развития советской архитектуры 1920-1930-х годов оставил в истории ряд имен выдающихся архитекторов, искавших и, в какой-то степени определявших, направленность ее становления. Среди них имя архитектора А.З. Гринберга (1881-1938), который своей проектной и строительной деятельностью успешно содействовал развитию отечественной архитектуры 1920-1930 -х годов.

В первые годы существования стиля конструктивизм на фасадных поверхностях участки массивных стен преобладали над площадью остекления. Позже — остекление на фасадах господствует над стеной. Часто оно тянется лентами, опоясывая объемы зданий. Оконные переплеты стеклянных лент и больших витражей выдвигаются из глубины проемов, становясь в линию с проемами стен, а иногда и выступая за нее. В крайних решениях это привело, как тогда говорили, к «стекломании». Огромные окна вступали в противоречия с климатическими условиями, с экономикой строительства, и особенно – с эксплуатацией зданий. Недостаток высококачественных строительных материалов и конструктивных средств, необходимой техники для осуществления многих конструктивистских идей способствовали дискредитации этого стиля, как и иных существовавших тогда направлений и течений в архитектуре (рационализм, неоклассицизм, «формализм» и другие), попавших под пресс все более идеологизируемой авторитарной власти, и вскоре прекратили свое существование.

«Брянский период» творчества А.З. Гринберга свидетельствует о становлении его творчества на путь конструктивизма. Если первые его произведения – Дом Советов, поликлиника –  еще несут некоторые черты неоклассицизма, выраженные в плановых решениях и во внешней архитектуре (четко выделенный цоколь, симметричные осевые членения частей фасадов), то последующие постройки — Дом связи, Дом банков и промышленности, жилые дома для Брянска и Клинцов – в своих архитектурных решениях выдержаны в русле «устоявшегося» конструктивизма.

Древний уездный город Брянск Орловской губернии в 1920 году получил статус губернского города. Возникла острая необходимость в строительстве общественных зданий и жилых домов (ремарка 1). Уже в 1921 г. встал вопрос о строительстве здания для размещения «правительственных учреждений» и даже был составлен форпроект «Дома Советов» архитектором Н.А. Лебедевым. Но экономическое состояние вновь рожденной губернии и страны не позволили осуществить этот замысел. В 1924 году губисполком нашел возможным приступить к подготовке строительства здания. В объявленном Московским Архитектурным Обществом конкурсе на составление эскизного проекта Дома Советов в Брянске первую премию получил проект архитектора-художника А.З. Гринберга, вторую премию — проект академика архитектуры И.А. Фомина. Разработка проекта, а в дальнейшем и наблюдение над строительством поручена А.З. Гринбергу. По тем временам здание объемом в 60 тыс. м³, предназначенное для размещения областных организаций, в комплексе с Залом съездов и конференций на 1200 мест было построено в небывало короткие сроки — менее двух лет (за два сезона) и в ноябре 1927 года вступило в эксплуатацию. Архитектурная критика 1920- х гг. отмечала, что «…это здание — одна из немногих современных построек, удачно проведенных в духе современных архитектурных требований. Не отличаясь какими либо необычайными архитектурными достижениями и базируясь исключительно на реальных возможностях, здание все же дает образец новой архитектуры, безусловно, отличной от построек довоенного времени и являющейся переходом к воплощению новых архитектурных идей, осуществление которых, конечно не может быть проведено без предварительного переходного периода. В результате Брянск получает здание, которым справедливо гордится вся губерния, и которое представляется отрадным явлением на фоне современного строительства, архитектура которого искажается всякого рода обывательскими, теоретическими и бюрократическими соображениями или же находится в руках строителей, не имеющих специальных архитектурных знаний».

Планировка здания — коридорная с односторонним, частично двухсторонним размещением помещений. Простор и свет были главными достоинствами аскетически простых по отделке интерьеров. Интерьер зала съездов и конференций впечатлял свободой пространства, ограниченного гладкими поверхностями стен и хорошими пропорциями членений. Взаимоперпендикулярное расположение корпусов и зала заседаний позволило образовать перед Домом Советов городскую площадь, которую они охватывали с двух сторон. Лаконичными средствами достигнуто величие, торжественная строгость, и суровая простота, характерные для того времени. Все постройки А.З. Гринберга в Брянске группируются вокруг его административного центра, к тому времени сменившего свое историческое местоположение. Новый планировочный центр города был четко обозначен зданием Дома Советов, здесь же формировалась и главная площадь, а также комплекс административно-общественных зданий.

Следующее крупное здание центра города из построенных в 1920-х годах — это здание поликлиники. Внешняя архитектура здания выдержана в простых формах, выражающих его назначение. Стены из светлого силикатного кирпича с расшивкой швов. Оштукатурены с мраморной крошкой лишь карнизы, междуэтажные пояса и портики.

Третье произведение Гринберга в Брянске – Дом банков и промышленности (ныне учебный корпус БГИТУ ) – построен для размещения в нем шести губернских учреждений. Здание состоит из двух прямоугольных объемов, расположенных на углу проспекта Ленина и улицы Советской. В угловой части они сочленяются цилиндрической вставкой на высоте трех этажей (четвертый этаж над вставкой надстроен в 1950 х годах), за большими окнами которых расположились вестибюль и два поэтажных холла. Над ними в глубине угла возвышается круглая башня главной лестницы. Большие витражи в средней части корпуса выявляют главные операционные залы. Возвышениям главной лестницы залов пластично отвечает выступающая башня второй лестницы на торце корпуса. Внешний декор здания — это мастерское сочетание и игра различных конструкционных и отделочных материалов: облицовки светло серым известняком с грубооколотой поверхностью камней цоколя, под расшивку облицованных силикатным кирпичом стен, оштукатуренных гладко и «под шубу» отдельных участков стен, лопатками угловой части, большими поверхностями стеклянных витражей. Внутри здания очень эффектна круглая главная лестница с консольно заделанными в стену железобетонными ступенями, с простым, но красивым ограждением из латунных трубостоек с дубовым поручнем. Облик здания – это хороший пример реалистической архитектуры, он художественно выразителен и ярко отражает внутреннее содержание здания. Интересно, что почти во всех проектах А.З. Гринберга разработчиком рабочих чертежей был брянский проектировщик, архитектор Г.А. Гвоздиков (см.ремарку 1).

Типичным примером отечественной архитектуры конца 1920 х – начала 1930 х годов является Дом связи, занимающий северо-восточную часть площади К. Маркса. Разнообразие объемов и оконных проемов создает интересные контрасты в архитектуре фасада, необычность образа технико-административного здания, достигнутого скупыми и простыми средствами. Проект Дома связи разрабатывался при участии московского архитектора В. Маята ( ремарка 2 )  и инженера В. Чемриза.

Последние архивные исследования документов губернской строительной конторы «Брянскстрой» за 1920-1930-е гг. дали возможность открыть ещё одно произведение А.З. Гринберга – Дом Губстраха на ул. Ленина (сегодня – здание Управления по вопросам миграции УМВД России по Брянской области, ул. Фокина, 10).

«27 ноября 1926 г. губисполкомом было принято решение о проектировании и строительстве здания конторы Губстраха, а 11 июня 1927 г. губинженером А.А. Тарасовым был одобрен проект архитектора А.З. Гринберга здания конторы на ул. Ленина» (ГАБО, фонд 471, 473, оп. 1, дела 83, 873).

В 1928 г. проект отопления Дома Губстраха проектировало строительно-монтажное бюро Ленинградского политехнического института им. В.И. Гриневецкого и К.В. Кирша. Строительство осуществляла строительная контора «Брянскстрой» (заведующий – Парамошкин Григорий Яковлевич). Техноруком при строительстве здания был архитектор-художник В.К.Филиппов.

Знакомясь с творчеством Гринберга необходимо осмотреть нескольких жилых многоквартирных домов по улице Фокина. Комплекс из трех жилых домов является первым крупным ансамблем многоквартирных домов нового, прогрессивного для 1920-х годов, секционного типа. Лаконичная архитектура фасадов, лишенная декора и измельченности, придает строгость и монументальность жилым домам, находящимися по соседству с общественными зданиями центра города (ремарка 4).

Здания, осуществленные строительством по проектам А.З. Гринберга, «вытеснили» из центральной части города малоэтажную застройку, развили намеченную и частично осуществленную в XIX веке регулярную систему планировки, заложили основу общественного центра в нагорной части правобережья Десны, задали новый, более крупномасштабный характер застройки, закрепив основные планировочные узлы, заложили «первые камни» будущего градостроительного развития.

Ансамбль зданий центра Брянска, созданный по проектам архитектора Гринберга завершился в 1929 году планировкой сквера против корпуса съездов и конференций Дома Советов с памятником Ленина (скульптор С. Д. Меркулов* и архитектор А. З. Гринберг). Общая планировка площади и сквера была сохранена. Сейчас здесь расположен памятник Ф.И. Тютчеву, открытый в год 200-летия великого поэта.

Но вернемся на улицу Фокина, где в середине 1920-х годов были возведены типовые 4-5-этажные жилые дома (ул. Фокина, 32, 34 и пр.), разработанные известным московским архитектором, археологом, реставратором Н.В. Марковниковым . В составлении рабочих чертежей и постройке этих домов участвовал Г.А. Гвоздиков.

В 1930 году по этой же улице (тогда – ул. Ленина) был построен жилой дом в формах конструктивизма, получивший название «Дома специалистов» (теперь – ул. Фокина,43). Красивое здание сложной конфигурации с угловым решением входа в помещение первого этажа и большими витражными окнами удачно вписалось в ансамбль площади Дома Советов. К сожалению, авторство этого здания пока не установлено.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бежица

А теперь отправимся в Бежицкий район Брянска, чтобы осмотреть здания, построенные в 1920-1930-е годы также в стиле конструктивизма. Но сначала небольшой экскурс в историю. В 1925 году поселок Бежица получает статус города Брянской губернии, а в 1929 году, после её упразднения, в числе самостоятельных административно-хозяйственных единиц, наряду с Брянском, входит в состав Западной области РСФСР (1929-1937 гг). В эти годы активно формируется административный центр Бежицы, возводятся новые общественные здания. И первое из них, в наши дни сохранившееся лишь на довоенных фотографиях и в воспоминаниях старожилов Бежицы, здание Дворца культуры завода «Красный профинтерн» (ныне — БМЗ).

Автором проекта дворца был молодой московский архитектор Л.И. Савельев . Это величественное здание в стиле конструктивизма с широким подъездом, массивными дверями, светлым нарядным вестибюлем, зрительным залом на 1200 мест, лекционным залом и двумя библиотеками, многочисленными комнатами для кружков и коллективов художественной самодеятельности, могло вместить одновременно более 7 тыс. человек. Отделка помещений отличалась оригинальностью – фойе каждого этажа имело свой колер, все отделочные материалы – от дубового паркета до высокосортного листового стекла (бемского) для окон было изготовлено на местных предприятиях. После войны на ул. Майской стачки на месте разрушенного конструктивистского здания дворца был возведен «храм культуры» в стиле неоклассики, достойно восполнивший утраченную постройку и украсивший городскую среду.

Характерным примером функционально-конструктивистского направления в советской архитектуре начала 1930-х годов является здание почты, занимающее угловой участок на пересечении улиц III Интернационала и Комсомольской. Построена в 1929-1931 годы по проекту А. Новикова (рабочие чертежи – инженер И. Кучнистова). При восстановлении после Великой Отечественной войны планировка частично изменена. Здание кирпичное, двух и трехэтажное, перекрытия и колонны из монолитного железобетона, стены облицованы силикатным кирпичом и частично оштукатурены. Объемная композиция здания, в плане близкого Г-образному, состоит из двух прямоугольных корпусов: основного широкого двухэтажного (почта), вытянутого вдоль ул. III Интернационала, и более узкого трехэтажного (односекционный жилой дом) по улице Комсомольской. Доминирует в композиции угловой башнеобразный объем с нишей-лоджией главного входа, вестибюлем и лестницей. Он отделен от боковых корпусов раскреповками и сильно повышен. Протяженный основной корпус разделен на две части: примыкающую к угловому объему, слегка заглубленную, с операционными залами и несколько повышенную боковую со службами и техническими помещениями.

В середине 1930-х годов в строительстве Брянска и Бежицы отразились новые тенденции, появившиеся в развитии советской архитектуры времени перехода от конструктивизма к ориентации на классическое наследие. Вдоль красной линии транспортных магистралей сооружаются типовые секционные жилые четырех- и пятиэтажные дома. Характерный пример такой жилой застройки – корпуса «Дома стахановцев», расположенные на угловых участках, боковыми фасадами выходят на ул. Куйбышева (дом № 3)и ул. ХХII съезда КПСС (дом № 5). Дом № 3, Г-образный в плане, состоит из двух разновеликих прямоугольных корпусов с заглубленной угловой частью. Дом № 5, также Г-образный в плане, состоит из двух прямоугольных объемов: четырехсекционного по бул. 50-летия Октября и двухсекционного по ул. XXII съезда КПСС. Угловая закругленная часть слегка заглублена. Все классические детали фасадов обоих домов огрублены и упрощены (ремарка 7).

К переходному периоду в отечественной архитектуре можно отнести и здание кинотеатра «Победа». В 1932 году в центре Бежицы был построен первый в Западной области двухэтажный кинотеатр «Октябрь» (в послевоенные время — «Победа»). Объемная композиция здания кинотеатра состояла из трех симметрично расположенных корпусов, из которых центральный двухэтажный включал фойе, кулуары, буфеты. Два равных ему по высоте, но более широких прямоугольных корпуса с кинозалами, располагались по бокам. К центральному корпусу было пристроено одноэтажное помещение вестибюля с главным входом и наклонными галереями по бокам для входа зрителей. По воспоминаниям краеведа, архивиста С.П. Кизимовой «…это здание со сплошь остекленной поверхностью главного фасада, к тому же окрашенного в светло-розовый цвет, казалось сказочным теремом, неожиданно возникшим среди гигантских сосен и широкоствольных дубов Первомайского парка». Разрушенное во время войны здание было восстановлено в 1947 году с частично измененной отделкой фасадов и интерьеров (гладкие стены боковых ризалитов украшены рядами выступающих углом кирпичей, входы трактованы как порталы).

Приехавший в Бежицу в 1936 году чешский писатель-антифашист Юлиус Фучек писал: "А городок [Бежица] уже не городок. Когда идешь по широким улицам с пятиэтажными домами, чувствуешь себя как на улицах большого города...Здесь не чувствуется провинция..."

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


*Согласно утверждению брянского краеведа Ю. Соловьева автором первого в Брянске памятника В.И. Ленину был скульптор-монументалист Матвей Яковлевич Харламов (1870–1930), активно работавший при застройке Петербурга в начале ХХ века, а после революции 1917 года в основном посвятивший себя созданию монументов Ленину для разных городов страны.