«Кошмар на цыпочках», Г. Данелия

Георгий Николаевич Данелия (30 августа 1930 - 4 апреля 2019 гг.) – советский кинорежиссер грузинского происхождения. Режиссер фильмов «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Паспорт», «Кин-Дза-Дза», ставших классикой советского кино. Почти во всех своих фильмах Данелия участвовал также как сценарист и актер эпизодических ролей. В новом тысячелетии режиссер попробовал себя в роли публициста и стал издавать автобиографические книги.

Георгий Николаевич – автор биографических книг «Безбилетный пассажир» (2002), «Тостуемый пьет до дна» (2005), «Чито-грито» (2006), а также двух авторских сборников сценариев «Джентльмены удачи» (2007) и «Не горюй!» (2008). 

«Кошмар на цыпочках» – так называется однотомник Георгия Данелии, выпущенный в московском издательстве «Э».

Книга представляет собой переработанный вариант трех книг автора, выходивших ранее: «Безбилетный пассажир», «Тостуемый пьет до дна» и «Кот ушел, а улыбка осталась». По форме это мемуары знаменитого режиссера.

Подобно Сергею Довлатову, Данелия, оказывается, обладает счастливым даром превращать в литературу собственную жизнь. И сам повествователь, и окружающие его люди с реальными фамилиями здесь прежде всего – персонажи авторской прозы.

Живое, легкое сочинение Данелии лишено даже намека на бронзу прижизненного монумента, на позу непогрешимого мэтра, на самолюбование или желание встать на котурны.

Книга, вдобавок ко всему, получилась чрезвычайно смешной – на уровне лучших данелиевских комедий. И если ирония для всякого мемуариста есть замечательное свойство, которое придает повествованию вкус и остроту, то высшая доблесть для мемуариста – самоирония, умение не бояться выглядеть смешным. Это у Георгия Данелии получается очень естественно, хотя он, разумеется, знает себе цену. И мы тоже знаем.

«Кто такой Данелия? – сказал однажды о Георгии Николаевиче замечательный актер Е. Леонов. – Во-первых, это талантливый и самобытный художник, всегда разный и неожиданный даже для тех, кто его хорошо знает. И во-вторых, – это просто добрый человек: и талант его добр и фильмы его добрые. В каждом он оставляет кусочек доброты, кусочек своего сердца, кусочек своей любви к людям...»