Критики о рассказе «Гранатовый браслет»

 

В искусстве главное — чувство меры.

В живописи после девяти верных штрихов один фальшивый портит все.

Достоинство Куприна в том, что ничего лишнего. Куприн — настоящий

художник, громадный талант. Поднимает вопросы жизни более глубокие, чем у его собратьев…

Л. Н. Толстой

О «Гранатовом браслете» написано достаточно много. Конечно, представить исследования во всем их многообразии мы не сможем, да и не ставили себе такой задачи. Мы предлагаем ознакомиться с рядом выдержек из книг и критических статей о творчестве А. И. Куприна, которые показались наиболее интересными авторам выставки.

 

 

 

 

Любовь до самоуничижения и даже до самоуничтожения, готовность погибнуть во имя любимой женщины — тема эта, затронутая неуверенной рукой в раннем рассказе «Странный случай» (1895), расцветает в волнующем, мастерски написанном «Гранатовом браслете» (1911). Стремясь воспеть красоту высокого, но заведомо безответного чувства, на которое «способен, быть может, один из тысячи», Куприн, однако, наделяет этим чувством крошечного чиновника Желткова. Его любовь к княгине Вере Шеиной безответна, а сама история, рассказанная Куприным, приобретает отсвет мелодрамы. Пусть так, но она продолжает волновать сотни тысяч людей, и сегодня оплакивающих невыдуманными слезами желтковскую судьбу. Недаром произведения Куприна привлекают мировой кинематограф — от созданного по мотивам «Олеси» французского фильма «Колдунья» до наших «Поединка» и «Гранатового браслета».

Михайлов, О. Н. Куприн / О. Н. Михайлов. — М., 1981. — С. 154. — (Жизнь замечательных людей).

 

 

 

Любовь всегда была главной, организующей темой всех больших произведений Куприна. И в ранней, незрелой юношеской повести «Впотьмах», и в «Молохе», и в «Олесе», и в «Поединке», и в «Суламифи» большое страстное чувство, окрыляющее героя или героиню, определяет движение сюжета, способствует выявлению лучших качеств души влюбленного или влюбленной. И хотя любовь у героев Куприна редко бывает счастливой и еще реже находит равноценный отклик в сердце того, к кому обращена («Суламифь в этом отношении едва ли не единственное исключение), раскрытие ее во всей широте и многогранности придает романтическую взволнованность и приподнятость произведениям писателя, возвышает их над серым, безотрадным бытом, утверждает в сознании читателя мысль о силе и красоте подлинного, большого человеческого чувства.

Всеми этими качествами обладает и «Гранатовый браслет» — одно из самых задушевных и любимых читателями произведений Куприна, — и все же печать некоторой ущербности лежит и на образе ее центрального героя — Желткова, и на самом его чувстве к Вере Шеиной. Отгородившийся своей любовью от жизни со всеми ее волнениями и тревогами, замкнувшийся в своем чувстве, как в скорлупе, Желтков не знает подлинной радости любви. И если сам Куприн, передавая свои впечатления от оперы Бизе «Кармен», писал, что «любовь всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть», то чувство Желткова — это тихое, покорное обожание, без взлетов и падений, без борьбы за любимого человека, без надежд на взаимность. Такое обожание иссушает душу, делает ее робкой и бессильной. Не потому ли так охотно соглашается уйти из жизни придавленный своей любовью Желтков?

«Гранатовый браслет» наглядно подтверждает, что Куприн и в годы реакции по-прежнему сохраняет сочувствие и любовь к «маленькому человеку», но самый этот человек в творчестве писателя становится все более пассивным и беспомощным перед пугающим его лицом жизни.

Афанасьев, В. Александр Иванович Куприн. Критико-биографический очерк / В. Афанасьев. — М., 1960. — 120–121.

Подробный разбор образов героев, сюжета дает в своей книге А. Волков. Обратите внимание на совершенно иную трактовку образа Желткова по сравнению с В. Афанасьевым.

Волков, А. А. Творчество А. И. Куприна / А. Волков. — М., 1981. — С. 250–260.