Кузнецов Александр Васильевич

(18.10.1951 – 03.10.2006)

Кузнецов Александр Васильевич - прикладник, скульптор, живописец, член Союза художников СССР.

Родился 18 октября 1951 года в селе Краснополье Дубровского района Брянской области.

В 1969 г.  окончил Новозыбковскую детскую художественную школу, преподаватель П.А. Чернышевский.

В 1969 - 1974 гг. обучался на отделении декоративно-прикладного искусства Минского театрально-художественного института.

С 1982 г. - член Союза художников СССР.

В выставках участвует с 1973 года.

Основные художественные выставки:

1974 г. - IV Зональная выставка «Край Чернозёмный» (Орёл).

1976 г. - I Зональная выставка произведений молодых художников зоны «Край Чернозёмный» (Орёл).

1980 г. - V Зональная выставка «Край Чернозёмный» (Брянск).

1982 г. - Всесоюзная выставка «Художники - народу» (Москва).

1983 г. - Всесоюзная выставка скульптуры (Москва).

1983 г. - Республиканская выставка «Скульптура малых форм» (Москва).

1984 г. - Республиканская выставка «Голубые дороги России» (Москва).

1984 г. - VI Зональная выставка «Край Чернозёмный» (Воронеж).

2003-2004 гг. - IX Региональная выставка «Художники центральных областей России» (Липецк).

Участник групповых выставок:

«Художники Брянска» - 1977 г. (Кюстендил, Болгария), 1977 г. (Ленинград), 1977 г. (Гомель, Белоруссия; Чернигов, Украина), 1979 г. (Чернигов), 1987 г. (Кюстендил, Болгария), 1987 г. (Смоленск), 1991 г. - «Художники Брянска в Москве», 2000 г. - выставка брянских художников (Брянск - Эммертхаль).

Персональные выставки: 

2007 г. -  Брянский областной художественный музейно-выставочный центр.

В творчестве представлен синтез двух видов искусств: декоративно-прикладного и монументального. Декоративные композиции отличаются ассоциативностью и неповторимостью образов: «Хор» (1982, шамот, роспись), «Мы наш, мы новый мир построим» (1990, шамот, металл).

Широко известны портреты А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, выполненные в особой, характерной для мастера манере. Оригинальны шаржированные портреты друзей, художников. В области монументально-декоративного искусства (декоративная скульптура) в содружестве с Ю.В. Новиковым художникоформил большое количество детских садов, медицинских учреждений Брянщины. 

Александр Кузнецов- признанный мастер монументального и декоративно-прикладного искусства Брянска, в изобразительно-декоративной пластике малых форм он является сейчас одним из интереснейших скульпторов России.

Настоящий художник непредсказуем, постоянно находится в творческом поиске. Не так давно он увлекся живописью, и менее чем за три года на свет появилось несколько десятков живописных произведений, сразу же вызвавших зрительский интерес.Их следует разделить на две группы. К первой относятся живописные панно, которые становятся символико-образным выражением его объемно-пространственных работ. Например, скульптурная композиция "Коррида" (2000). Напряженно-собранная фигура матадора, на мгновение застывшая перед последним актом трагедии, и замершие в тревожном ожидании "безликие" уступы амфитеатра находят продолжение в изображении на плоскости холста, где взгляд притягивают кроваво-красные "извивы" мулеты и огромный глаз обреченного быка, в зрачке которого отражается стальное острие шпаги...

Другие живописные композиции имеют самостоятельное значение. Они разные и по сюжетной основе, и по образному строю. В полотне "Матери" (2001) происходит безмолвный диалог Богоматери с иконы Феофана Грека и нашей современницы. Их разделяют столетья и соединяет материнское горе. Женские фигуры, переданные крупным планом почти в одной колористической гамме, начинают сливаться, точно обретают единую субстанцию.

Ироническая черта, характерная для автора, проявляется в холсте "Сидим мы как-то с Александром Сергеевичем..." (2000). Мягкий гротеск, утрированные формы. Идет неторопливая беседа о смысле жизни и в то же время разговор легкий и приятный, на что указывает "облегченно» - условная изобразительная стилистика. Это "игра", но "игра", наполненная неоднозначным содержанием. "Общение" с историческими персонажами художник развивает и в композиции "Читая Гоголя" (2000), но переводит его уже в несколько иную сюжетно-эмоциональную плоскость. Вот он сам, лежа на диване, читает книгу, а за его спиной, словно из параллельного мира, приоткрывая оконную занавеску, в комнату заглядывает писатель. Цветовое решение, построенное на сближенных в тоне красках, создает ощущение сумеречного освещения, погруженности в себя и литературное произведение. Плавно-неяркие желтоватые блики от настольной лампы делают происходящее интимным и одновременно полуреальным.

Важное место в работах Кузнецова занимают фактор времени и символика изобразительных деталей. В этом плане показателен холст "Отражения в разбитом зеркале" (2001). Трещины, разбежавшиеся по зеркальной поверхности, "создают" отдельные образно-предметные "мизансцены", но каждый осколок только часть целого. Внушительно-утяжеленная парковая ваза, ажурно-невесомый абрис двери, ведущей в 19-й век, в ее проеме таинственно темнеет силуэт дамы, нечеткое, изменчивое отражение прекрасного женского лица... Здесь и прошлое, и настоящее, и чувственность, и конкретность... Увиденное мы воспринимаем через призму времени и своей индивидуальной фантазии.

Сложная образность живописных произведений Александра Кузнецова рождает множество ассоциаций, заставляя зрителя снова и снова возвращаться к его полотнам.

В. Рысюков, искусствовед

 

Работы находятся в Брянском художественном музее – выставочном центре, в фондах Министерства культуры России, в частных собраниях России и за рубежом.

Литература

Брянская организация Союза художников России : [художественный альбом к 50-летию организации] / авт. текстов и сост. О.И. Резникова. - Брянск. - Калининград, 2011. – С. 98-99, 216-217.

Время Жаркий день Отражения в разбитом стекле Реквием Свеча горела