Лесу русскому присягнувшие...

Корин В. Лесу русскому присягнувшие... // Брянский рабочий.- 2006.- 18 июля
О деятельности школьных лесничеств в Жуковском районе
-- Экологическая работа учебных учреждений

"...Я не потерплю, чтобы хождение в школу мешало моему образованию" - так, если помните, сказал небезызвестный нам с детства Гекльберри Финн, герой незабвенной повести Марка Твена. Время нынче архитрудное. Растеряв идейные ориентиры, на которые были нацелены предыдущие поколения, нынешняя молодая смена нередко скатывается в пучину пьянства и употребления наркотиков. И самое страшное - это зло все активнее проникает сегодня в школу. И как же уберечь учеников от пагубных пристрастий? Что можно противопоставить глумлению (да и как иначе скажешь?) над воспитательным процессом? Ведь скоро, очень скоро тем, кто сидит сейчас за школьными партами, придется отвечать за будущее России.

Педагогические горизонты

Больше полувека назад в стране (тогда еще СССР) заговорили о создании ученических "зеленых патрулей". И, вспомнив об этом, никак нельзя не сказать несколько теплых слов о педагоге, которому то движение обязано своим рождением. Именно пришедший недавно с фронта жуковский учитель И.С. Артюхов озаботился судьбой окружающего тогдашний поселок леса, решив связать воедино будущее зеленого друга и воспитательный школьный процесс.

Что подсказывала память вчерашнему фронтовику да и мальчишкам родом из войны? Разведка, пикет, дозор, патруль... Солдатский строгий словарь. Так, с 1949 года взяла его школа на вооружение для строгого дела. Уходили в дозор добровольные помощники лесников, останавливали самовольных порубщиков, а случись пожар - летели "зеленые патрули" со всех ног. Ребячий заслон охватил тогда почти 200 гектаров зеленой зоны и оказаться надежным. В конце концов стыдно иному дяде прятаться по кустам при виде пацанов с непрощающими глазами. И численный перевес на их на их стороне, и совестливость.

Словом, новое движение прижилось, пришлось по душе. Потом, уже в середине 60-х годов прошлого столетия, "зеленый патруль" был преобразован в школьное лесничество Жуковской первой средней школы. Самое, пожалуй, известное позже во всей страны, ставшее потом лауреатом престижной по тем временам премии Ленинского комсомола. У автора этих строк наготове целая обойма цифр и фактов (сам прошел через это школьное лесничество) и велик соблазн рассыпать их по строчкам текста. Но на этом лучше закончить путешествие в историю и поговорить о дне сегодняшнем и о том, как удалось Жуковскому лесхозу сохранить доброе дело.

Чтобы деревья стали большими

На лесной Брянщине 19 лесхозов. Жуковский, расположенный в северо-западной части области, по итогам 2004 года был признан лучшим. В его составе 5 лесничеств: Жуковское, Ржаницкое, Троснянское, Фошнянское и Белоглавское - общей площадью больше 36 тыс. гектаров. Понятно, что такое обширное хозяйство требует заботливого к себе отношения со стороны работающих здесь людей. И право, сразу чувствуется: здесь любят свое дело, любят лес, для многих служба лесу - призвание. В специальном вольере два очаровательных медвежонка, которым уже больше года (охотники подобрали в лесу), и ... кролики. Конечно, вольеры у всех разные. Прямо во дворе - дендрарий, в котором собраны породы, характерные и для нашей полосы, и произрастающие в других регионах. Есть плодовые - яблони, груши... Честное слово, лесхозу есть чем гордиться. За последний ревизионный период (1993 - 2003 гг.) при проведении лесоустройства не списано ни одного гектара лесных культур (а ведь это - важнейший показатель ведения лесного хозяйства!). За тот же период вырубили 2 тыс. гектаров, а посадили 3 тыс. га лесных массивов. И немалая роль в становлении нового леса отводится как раз школьным лесничествам. Каков же основной критерий их деятельности?

Трудовое воспитание? Безусловно! Пробить дорогу саженцам в джунглях сорной травы, обнаружив вредителей, взять в союзники муравьев и птиц, следить по сантиметрам, как тянутся к солнцу молодые побеги, ветки, листья и неокрепшая хвоя... Говорят, этот труд, как никакой другой на земле, объединяет людей и дает им силы противостоять неспешному ходу времени. Говорят, дерево - живая эстафета поколений и лучший памятник доброму человеку...

Еще К. Ушинский давно вывел точную формулу: "Логика природы есть самая доступная для детей логика - наглядная и неопровержимая". В. Сухомлинский в своей "школе радости" подарил детям родник, утоляющий их жажду удивляться, познавать и творить. Его совет актуальнее многих педагогических трактатов: "Идите в поле, в парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами".

Сохранение и развитие доброго дела

Видите, все вроде и не так сложно? Важно, что именно воспитательную роль школьных лесничеств сумел вовремя заметить, по достоинству оценить и придать "второе дыхание" этим ребячьим объединениям лесничий Жуковского лесничества М. Сидоров. В свое время Максим учился в Жуковской средней школе № 1, занимал призовые места в соревнованиях "Юный лесовод", а потому никаких колебаний в выборе профессии не было: в 1998-м защитил диплом в Брянской государственной инженерно-технологической академии. Пройдя путь от помощника лесничего до лесничего, сумел на практике доказать, что умеет достойно служить избранному делу: в прошлом году Жуковское лесничество заняло призовое место среди других лесничеств области. На полученные в качестве приза денежные средства членам всех четырех городских школьных лесничеств (три - в жуковских первой, второй и третьей средних и недавно вновь созданное в Летошницкой средней школах) приобрели футболки со специальными эмблемами и повязать ребятам (вот еще новшество!) зеленые галстуки. Право, на эту форму стоит обратить особое внимание.

На каждой футболке - своя надпись: "Лес улучшает климат"; "Оставь свою память в лесах"; "Лес - легкие земли" и т.д. А зеленый галстук наподобие позабытого ныне красного пионерского, конечно же, делает его обладателя примером для других ребят.

Восемь школьных лесничеств действуют нынче в районе. Кроме уже названных четырех подобные ученические объединения созданы в Троснянской, Ржаницкой, Ходило-вичской и Леденевской средних школах. Под опекой ребят (а их больше 800) находится 3258 гектаров леса. Руководят этими ученическими объединениями опытные педагоги Т.Н. Матюхина, АП. Немцева, Н.А. Шлемина, АВ. Куприна, В.В. Финина, Л.Н. Куркина, В.Е. Папьтова и Е.Е. Воробьева. В каждом учебном заведении создан совет школьного лесничества, в состав которого входят директора школ, организаторы внеклассной и внешкольной воспитательной работы, классные руководители... И в каждом школьном лесничестве, что очень важно, из числа наиболее активных ребят назначен лесничий.

Считаю нужным назвать их поименно: Александр Павловский (школьное лесничество Жуковской средней школы №1); Роман Шаклов (школьное лесничество Жуковской средней школы №2); Мария Бузова (школьное лесничество Жуковской средней школы №3); Яна Цюсьманова (школьное лесничество Троснянской средней школы); Александр Орлов (школьное лесничество Ржаницкой средней школы); Алексей Седукин (школьное лесничество Ходиловичской средней школы); Вадим Родин (школьное лесничество Летошницкой средней школы); Надежда Прошина (школьное лесничество Леденевской средней школы).

Наставники юных лесоводов

У лесхоза - большой питомник (около 20 га), который уже много лет удерживает звание питомника высокой культуры. Здесь мы и встретили лесничего Троснянского лесничества В. Телепнева. Знаете, у писателя Ф. Абрамова есть замечательный рассказ "Сосновые дети". Это небольшая новелла о леснике, который настолько влюблен в дело, что знает "характер" каждого дерева и лунными ночами даже навещает лесопосадки. Не ошибусь, думаю, если скажу, что в Жуковском лесхозе большинство работающих настолько же влюблены в свое дело. И В. Телепнев - из их числа.

- Сосенка в юном возрасте - нежное создание, - говорит он. - И обращения с собой требует деликатного. Прополкой саженцев занимаются в основном ученики, работающие здесь в летнем трудовом лагере.

Кроме сосны и ели в питомнике выращивают саженцы дуба, за пропалыванием которых мы и увидели учащихся жуковских средних школ. Командиром же "десантного отряда" был одетый, как и положено десантнику, в тельняшку десятиклассник Андрей Зуев. И ребята так бережно обращались с каждым хрупким еще росточком, что трудно, право, было и поверить, что-то дети из так называемой "группы риска". Да-да, поистине артистично и с большой любовью ухаживали за посадками воспитанники Жуковского районного центра психолого-медико-социального сопровождения Алексей Шарапков, Алексей Борискин, Александр Шамоткин, Евгений Лукин, Кирилл Тимошенков, Александр Анишин, Сергей Леонов, Андрей Рудой и другие.

Причем, что важно отметить, ребята получают за это от лесхоза заработную плату. Труд должен быть по достоинству оплачен - это тоже очень важно усвоить смолоду. Есть тут и вторая "сторона медали". В Жуковском лесхозе работают приверженцы активного образа жизни, и здесь закуплены велосипеды, лыжи, так что каждый желающий может приобщиться к занятию спортом. Памятуя о том, что очень важна и постановка физического воспитания, каждому школьному лесничеству выделили по тысяче рублей на приобретение спортивного инвентаря.

Жуковские школьные лесничества широко известны сегодня не только в нашей области. Заняв призовое место в областном экологическом смотре, ребята из первой и второй средних школ два года назад представляли регион и на слете школьных лесничеств в Москве.

Мы уже говорили о том, что в лесхозе есть дендрарий. Здесь на площади 0,2 га выращивают около 50 пород деревьев и кустарников.

- И пусть не все из них свободно растут в окрестных лесах, - подчеркнула инженер лесовосстановления Н. Гуторова. - Важно показать эти породы ребятам, важно, чтобы они поняли: такие деревья могут расти здесь... И в дендрарии обитают спирея иволистная, птелея трехлистная, спирея средняя, смородина альпийская, бархат амурский и айва японская...

К слову, имеющая два высших образования Н. Гуторова в 1984 году пришла в лесхоз инженером лесных культур, с 1994 года пять лет занимала должность главного лесничего Жуковского лесхоза Ее за время работы неоднократно награждали почетными грамотами, премиями и ценными подарками; награждена она нагрудным значком 10 и 20 лет службы в государственной лесной охране РФ". Ей и поручено руководство школьными лесничествами.

Как видим, с детьми работают лишь лучшие кадры, у которых всегда есть чему поучиться. Недаром же именно в окрестностях лесхозовского питомника проводил исследовательскую работу известный брянский ученый И. Марченко, и до сих пор здесь сохранились помеченные профессором деревья.

Ученье и труд рядом идут

Лучшим способом воспитания является, как известно, конкретное дело. Так и организована работа жуковских школьных лесничеств. Каждое работает на основе плана, утвержденного директором школы и директором Жуковского лесхоза. Вот, например, план работы школьного лесничества "Дубрава" Летошницкой средней школы на 2004 - 2005 гг. Строго расписаны по периодам года содержание работ, сроки их выполнения, указаны ответственные.

Тут и эколого-исследовательская работа осенью, зимой, весной и летом. И практическая работа по сбору плодов древесных растений, и культурно-массовая работа с участием в Международном экологическом форуме. Вот пример, как была построена работа весной:

  • летопись природы Летошницкого сельского Совета (6 - 10 кл.) - апрель - май;
  • фенологические наблюдения за птицами (перелет, кочевка, гнездование, размножение)- весь период;
  • фенологические наблюдения за растениями (сокодвижение, облиствление, цветение) - весь период;
  • сбор гербариев и определение лесных трав - май.

Практическая работа:

  • подготовка почвы на УОУ (6 - 10 кл.) - апрель;
  • развешивание гнездовий (9 кл.) - март - апрель;
  • проведение черенкования голубой ели, туи (10 кл.) - апрель - май;
  • завершение облесения берегов (10 кл.) - апрель.

Защита лесных насаждений и распространение знаний о лесе:

  • операция: "Не плачь, березка" (рейды "зеленого патруля" во время сокодвижения) (6 - 9 кл.);
  • операция "Войди в лес другом" (рейды "зеленого патруля" по противопожарной безопасности) (6 - 9 кл.) - весь период;
  • распространение листовок и плакатов по природоохранной тематике (6 - 9 кл.) - апрель - май;
  • выпуск "Экологического вестника" к Дню птиц, Дню Земли (9 кл.) - апрель.

Культурно-массовая работа:

  • провести праздник "День птиц" для 1 - 4 класса (6 кл.) - апрель;
  • экологическая викторина ко Дню Земли "Земля вчера, сегодня, завтра" - 29 апреля;
  • заключительная конференция школьного лесничества "Подрост еще на год" - 19 мая;
  • встреча с учеными БГУ - весь период;
  • экскурсия в заповедник "Брянский лес" - май.

Как видим, все поставлено на очень серьезную основу.

Главное - экологическое воспитание

У знатоков природы - свои праздники. Появились темные размывы на кленах - весна идет. Тронулся лед на реке - жди нереста щуки. А как полетел с осины пух - готовь корзины для грибов. Вторая Жуковская средняя школа расположена неподалеку от леса. И понятно, что природа подходит здесь чуть ли не к школьному порогу. Тут можно запросто выйти на перемене в лес и увидеть, как добывает свой "хлеб" трудяга дятел, устраивают чехарду на деревьях бельчата или деловито снует по стволу поползень.

На счету школьного лесничества немало добрых дел по охране окружающей среды. Ее "зеленый патруль" регулярно обходит свои владения, устраивает дозоры в лесу. Ребята ведут фенологические наблюдения, составляют календари природы, высаживают молоденькие деревья. Настоящей лабораторией стала и школьная теплица. Дети научилась выращивать здесь диковинные цветы, проводят научные опыты, ухаживают за растениями.

Интересны поделки юных природолюбов из дерева. Творения ребят из Жуковской второй средней я видел и в павильоне охраны природы на бывшей ВДНХ в Москве. В обыкновенном засохшем сучке дети приметили диковинного старика-лесовика, а в хитром переплетении корней подсмотрели целую сценку из лесной жизни.

Педагоги охотно занимаются с ребятами, учат их видеть необыкновенное в обыкновенном, любить и знать родную природу... И во всех делах с учениками - бессменный руководитель школьного лесничества учительница биологии АП. Немцева. Поистине об этом педагоге можно говорить лишь самые высокие слова. Не ошибусь, если повторю высказывание автора известной книги "Записки странствующего энтузиаста": "...Увидела в природе то, что другие проморгали..."

Вот, например, что предложила в свое время членам школьного лесничества учительница биологии и что они сегодня охотно делают: весной в этой школе занимаются размножением... первоцветов. Роман Григорян, Валерий Бондарев, Кристина и Елена Ипполитовы, Светлана Шматова, Александр Трищенков, Дмитрий Леонов, Николай Шауро, Валентина Литвинец, Николай Пузыревский и другие проводят обследование 11-го и 12-го кварталов леса, определяют ареалы произрастания подснежников, пролесок, сон-травы, калужницы. Собирают семена, производят посадки, посещают занятия в биошколе при Брянском областном экологическом центре.

Вообще экологическому воспитанию в жуковских школьных лесничествах придают первостепенное значение. В Жуковском лесничестве есть специальный кабинет, такие же, может быть, разнящиеся лишь по степени насыщенности наглядными пособиями, созданы во всех средних школах района.

Вот как, например, устроен экологический кабинет, расположенный на втором этаже Жуковского лесничества. На многочисленных стендах - масса информации о флоре и фауне края, вывешена газета юного лесовода. У одной из стен воссоздан уголок настоящего леса. Выглядывает из-под листьев и хвои большой гриб; в кустарнике - осиное гнездо; из чащи деревьев выбежал большой кабан... Автору этих строк не раз доводилось бывать на проводимых в том классе экологических уроках.

...В окно осторожно царапался колючий снег, а в классе пахло самой настоящий хвоей. Склонив голову, застыл на стволе пестрый дятел, притаилась в кустах пушистая белочка... Но самое захватывающее было в рассказе учителя. Нехитрая вроде штука - живица. Треугольные надрезы на стволе, обычная сосновая смола, ведерки... Но, оказывается, эти "сосновые слезы" превращаются потом в составную часть пороха, без них не будет мылиться мыло, сократится срок обращения бумажных денег.

И это - еще одно направление работы школьных лесничеств, приобщение ребят к научной деятельности. Помню, на 2-м Всероссийском слете школьных лесничеств, который проходил в Жуковке в 1975 г., светловолосая девочка читала реферат о роли ...муравьев в народном хозяйстве. Ее очень внимательно слушали - ученики, заместители министров, крупные ученые. Проблема сохранения рыжего лесного муравья действительно вырастает до огромных размеров: недаром же он занесен в Красную книгу. И прекрасно, что ребята из школьных лесничеств огораживают муравейники.

Входит в понятие "Отечество"

...Азбучная истина: воспитывать творцов и покровителей леса еще важнее, чем выращивать сам лес. Любовь к зеленому другу должна перерасти в страсть всей жизни, в неистребимую потребность защищать все живое на земле. Недаром же почти все лесничие Жуковского лесхоза прошли через воспитание в школьных лесничествах, сейчас 6 будущих лесоводов учатся в Брянской государственной инженерно-технологической академии, и практически все работники лесхоза сегодня - молодые люди. Для района, где лесистость составляет около 43 процентов, это очень важно. Причем в Жуковском лесхозе сложилось уже немало династий лесоводов.

Так, по стопам нынешнего директора М. Сидорова, отдавшего лесу больше 30 лет и отмеченного знаком "За сбережение и приумножение лесных богатств РСФСР", удостоенного почетного звания "Заслуженный лесовод России", пошел его сын М. Сидоров, как уже говорилось, лесничий Жуковского лесничества. А помощником лесничего в Ржаницком лесничестве работает дочь Сидорова Л. Бурденкова.

Главным экономистом трудится в лесхозе Е. Селифонтова, сын которой Н. Селифонтов - начальник пожарно-химической службы. У лесничего Троснянского лесничества В. Телепнева помощником лесничего работает жена Л, Телепнева, а в бухгалтерии трудилась дочь О. Колосова. Лесничим Ржаницкого лесничества работает В. Казаченков, лесничим Белоглавского лесничества - его брат. Немало здесь и других династий. А ведь работать в лесу непросто еще по одной причине, которую охотно разъяснил главный лесничий Жуковского лесничества В. Тарико.

- Человек, - сказал он, - посадивший, скажем, яблоню, обязательно дождется плода с нее, а вот как быть с той же сосной? Промышленной заготовке подлежат лишь хвойные деревья в возрасте от 81 года и выше. Мало кому удается, образно говоря, собрать "урожай" со своих же посадок. Здесь самый длинный период производства...

"Лесовод в значительной мере - человек завтрашнего дня. Сегодня для него важно, но "завтра" - неизмеримо важнее", - сказал в свое время великий ученый К. Тимирязев.

Как видим, жуковские школьные лесничества уверенно обрели "второе дыхание". Причем выросли не только количественно. Надежно охраняя лес от самовольных порубок, пожаров и захламления, собирая семена деревьев и кустарников, ухаживая за посадками, огораживая муравейники и занимаясь окрашиванием квартальных столбов, они проводят и большую агитационно-разъяснительную работу среди населения. Вот, например, текст листовок, расклеенных на щитах:

"Туристы и грибники! Охотники и рыбаки! От вас зависит сохранность леса от пожаров! Не разводите костров!"

Или:

"В лесу отдохнув, уходить не спеши. Прежде надежно костер потуши. Землею засыпь, водою залей, чтоб не осталось горящих углей!"

Надежно осваивая теорию и практику, члены школьных лесничеств изучают также устройство компаса, учатся по приметам ориентироваться в лесу, разжигать в непогоду, даже не имея спичек, костер... И хотя кадровая проблема стоит очень остро, необязательно рассчитывать, что все изберут для себя работу с лесом.

- Школьное лесничество - это своеобразная проверка, "проба". У кого душа к нашему делу не лежит, тот и не пойдет потом работать в лес, - рассуждает М. Сидоров. - Наша задача заключается не в этом. Где бы ни стали работать ребята, прошедшие через такие объединения, они уже узнали лес, его проблемы. И вряд ли будут равнодушными ко всему, что с лесом происходит. А у меня, сознаюсь, мечта - заложить при каждой школе дендрарий, чтобы ребята научились выращивать декоративные растения...

Если добавить, что в свое время М. Сидоров, получивший, кстати, недавно и высшее юридическое образование, принял самое активное участие в устройстве "Поляны сказок", станет понятно, что с этим и другим наставниками ребятам крепко повезло.

"И хотя много у нас иных, первоочередных задач, поговорим о березке..." - написал в свое время автор известного романа "Русский лес" Л. Леонов, подметив, что лес "входит в понятие "Отечество". И понять это будет очень правильным и своевременным. Таково требование нынешнего непростого времени. И будет от такого подхода к воспитанию только польза для всех и каждого.

Василий КОРИН.