Усадьба Дуниных-Борковских (с. Новая Романовка)

План усадьбы

В десяти километрах от Мглина на речке Воронусе расположена Новая Романовка. В 1712 г. здесь была построена деревянная церковь. Деревня основана в 1694 году сотником Иваном Романовским. Первоначальный облик усадьбы неизвестен. Современный вид ее начал складываться в начале XIX века - постройкой самого замечательного сооружения комплекса церкви Покрова Богородицы (1811 г.). С этим памятником связано имя выдающегося русского художника Владимира Лукича Боровиковского, кисти которого принадлежали иконы, украшавшие оригинальный иконостас Покровской церкви. Церковь и иконы были созданы по заказу помещика Степана Лашкевича.

В 1853 году по проекту Петербургского архитектора Д.Е.Ефимова построен каменный дом, который стоит и поныне. Парк разбит был, по-видимому, гораздо раньше. Своей геометрической регулярной планировкой он, возможно, обязан ранее существовавшему здесь еще в начале XVIII века "плодовитому саду".

Известный русский художник - пейзажист Л.Лагорио изобразил в 1886 году усадьбу уже в сложившемся ее виде. В основных чертах она сохранилась до наших дней.

Усадьба занимает территорию в 26 гектаров. Двумя сторонами она обращена к пойме речки Воронусы. Раньше юго-восточная сторона усадебного парка подходила к берегу большого искусственного озера, образованного плотиной на реке. Прямые линии аллей разделяют территорию парка на ряд участков правильной формы.

Центральная, более чем полуверстная, аллея, идущая с востока на запад, является планировочной осью композиции парка. На нее "нанизаны" все части усадебного ансамбля. Аллея начинается на береговом склоне озера, проходит вдоль дома усадьбы, пересекает партерную часть парка с цветником и игровыми площадками, углубляясь в парк, расчленяет внутреннее озеро на две части, подходит к церкви Покрова и далее замыкается поперечной аллеей фруктового сада.

Дом - оригинальный образец усадебного строительства сер. 19 в., выполненный в духе подражания загородным вилам итальянского Возрождения. Большое одноэтажное здание (двухэтажное в северной части) с подвалом, надстройками и бельведером сооружено из кирпича и оштукатурено. Композиция его подчеркнуто асимметрична и слагается из ряда объемов. Основная прямоугольная в плане часть с четко выявленным цоколем имеет на главном, обращенном к пересохшему пруду восточном фасаде два ризалита со скругленными углами и глубокую лоджию между ними с четырьмя тосканскими колоннами. Над ризалитами (в левом расположен главный вход) поставлены невысокие надстройки второго этажа: правая смыкается с надстройкой всей северной части здания; к левой примыкает двухъярусная башня-бельведер, венчающая юго-восточный угол дома и доминирующая в силуэте здания. Живописность композиции усиливают пятигранный выступ бокового южного фасада и срезанный юго-западный угол, возле которого прежде к дому примыкала оранжерея с зимним садом (не сохр.). Декор фасадов несколько суховат и эклектичен.

Покровская церковь не доминирует в ансамбле усадьбы. Ее скромные размеры хорошо соотнесены с поляной, окруженной крупными деревьями, на которой находится этот памятник архитектуры. Это красивая восьмигранная башня. Ее облик напоминает знаменитую Башню ветров в Афинах. От четырех граней ее выступают три небольшие четырехколонные дорические портики и равновеликая им алтарная пристройка. Возведенная в стиле ампир - русском классицизме начала XIX века-красивым силуэтом и пронизанными воздухом портиками, ее архитектура прекрасно сочетается с природой, являясь как бы естественной частью парка, она поистине жемчужина ансамбля.

Красота устройства парка - в искусной игре последовательно чередующихся открытых водных и луговых пространств, разделенных массивами зелени, с вкраплением архитектурных сооружений. Усадьба хорошо просматривается со стороны озера. Прибрежный луг, кустарник и деревья по его краям - это как бы зеленая рама, в центре которой живописно возвышается белое здание. Деревья и кустарники парка - местных пород. Больше всего лип. Дубы весьма почтенного возраста. Невольно любуешься великанами, диаметры стволов которых достигают полутора метров. Есть громадные остролистые клены. Встречаются ясень, вяз, осина, береза и другие деревья. Из кустарников произрастают лещина (лесной орех), боярышник, калина, бересклет.

 

 


  • Алексеева Т.В. Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже 18-19 вв.- М., 1975. - С. 14, 368-369.
  • Горностаев Ф.Ф. Дворцы и церкви Юга/Т-во "Образование". - М., 1914. - С. 83-92. - ( Культур. сокровища России, Вып. 8 ).
  • Горностаев Ф.Ф. Иконостас кисти Ф.Ф. Боровиковского//Труды XIV Археологического съезда в Чернигове. - М., 1908. - Т. 2. - С. 213-218.
  • Городков В. По старинным аллеям. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1983. -С. 12-18.
  • Кизимова С.П. Романовский иконостас В.Л. Боровиковского//Брянский краевед. - Брянск, 1974. -Вып. 4. - С. 169-178.
  • Лазаревский А. Описание старой Малороссии: Материалы для истории заселения, землевладения и управления. Т. 1. Полк Стародубский. - Киев: Тип К.Н. Милевского, 1888.- С. 328-329, 339-349, 469-470.
  • Памятники истории и культуры Брянщины. - Брянск, 1970. - С. 129-130.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 363-368.
  • Филарет (Гумилевский Д.Г.). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. - Чернигов, 1873-1874. - Кн. 7. - 1873. - С. 147.
  • Цапенко М. Земля Брянская. - М.: Искусство, 1972. - С. 50-53.
  • Шпунтов, А.В. Новая Романовка / А.В. Шпунтов // Дворянские усадьбы Брянского края: из истории культурного наследия Брянщины: в 2-х т. Т. 1/ гл. ред.: А.В. Городков. – Брянск: Буквица, 2018. - С. 353-374
  • Дмитровский А. Благородство и красота необыкновенные//Брян. рабочий. - 1966. - 2 окт.