Собор в честь Успения Пресвятой Богородицы построен "в память избавления Мглина от неприятельского нашествия и разорения в 1812 году, в знак достопамятного события оного, с общего согласия постановили на место существовавшей ветхой деревянной построить... новую каменную, трехпрестольную церковь."
Заказчиком были жители города Мглина. Основным вкладчиком средств явился коллежский асессор Григорий Лишин, пожертвовавший "на начальные работы 10000 рублей ассигнациями наличными деньгами и почти столько же векселями". На деньги Лишина собор выстроен вчерне, почти с куполами, но впоследствии "возникли, как горы, неудобства", так как Лишин умер, а "граждане как от скудных обстоятельств 1812 года, от ежегодных неурожаев не оправились". Окончен собор строительством на государственный счет - 5000 рублей прислано из царского кабинета в 1827 году. Начатое в 1815 году строительство завершилось в 1830 году.
Взору жителей города предстало монументальное, возвышающее дух и собственное достоинство горожан, выразительное и понятное для всех своим обликом произведение архитектуры. Не сохранилось в документах имени архитектора собора. В создании собора активно участвовали жители и не только сбором средств, но и широким обсуждением вопросов строительства главного памятника города. Цель для них ясна - создать памятник, достойный всенародной победы в Отечественной войне 1812 года. Они нашли правильный путь достижения этой цели.
Идейной основой образа собора избран рисунок герба города - триединая золотая башня - символ стойкости в защите Родины. Как на гербе, в центре композиции находится главная башня - собор, по обеим сторонам от него - башни - колокольни, связанные с собором в единое целое. Таким, всем видным образом современность эпохи соединялась с древней историей города.
Достойный подражания образец был найден поблизости. В двадцати километрах от Мглина в селе Ляличи за 20 лет до начала строительства Успенского собора построена церковь Екатерины. Ее проект разработан в Петербурге виднейшим мастером архитектуры русского классицизма XVIII века Джакомо Кваренги и великолепно осуществлен местными строителями.
Мглинчане по достоинству оценили архитектуру Екатерининской церкви, редкий композиционный прием, который полностью соответствовал их замыслу. Использовав прием, они усилили его воздействие на зрителя мощью и силой архитектурных форм, заимствованных из арсенала древнегреческой дорики, элементы которой стали применяться в архитектуре русского классицизма начала XIX века.
Основанная на исторической, соединенная с удачно найденной архитектурной идеей, объемно-пространственная композиция собора фронтально - своим главным фасадом - лицом обращена к реке, имея перед собой обширную площадь. Собор широко раскинулся на высоком плато, господствует над окружающим пространством, придает значительность всему облику города. Несколько суровый характер архитектуры, плотное расположение пластичных архитектурных масс - барабанов с куполами, их крупный масштаб, рустовка поверхностей, карнизы простых профилей, небольшое количество окон - все это создает ощущение монолитной мощи и непреоборимой силы, свойственной монументальному сооружению. Таким и должен быть памятник воинской доблести и славы.
Памятник с внешней стороны почти лишен декоративных элементов. Язык его архитектурных форм - это язык архитектуры русского классицизма первой трети XIX столетия. Все элементы согласованы и "работают" на главную идею - придать собору впечатляющую силу и торжественность, свойственную памятнику всенародной ратной победы.
В таком виде памятник просто и естественно вошел в исторический ландшафт. Раскинутость фасада его вторит вольному простору речной поймы. Узкая полоса белой ограды (не сохранилась) была созвучна серебристой ленте Судынки. Она как бы повторяет обрыв берега, пластика рельефа которого перекликается с пластикой объемов и куполов собора. Чарующий вид на реку и заречье с площадок портиков и через арки ограды соединяли архитектуру и природу зримой цепью красоты.
Внутренний вид памятника порождает приподнятое и торжественное ощущение воспрянутым вверх простором, игрой света и теней, украшающей интерьер.
В 1929 году были сброшены Кресты с куполов, а также колокола с южной колокольни. В тридцатые годы прошлого века были разобраны обе колокольни кирпичная церковная ограда, собор потерял свой изначальный вид. Главное здание собора не подверглось разрушению. Поэтому в 1943 году, после небольшого ремонта в соборе возобновились Богослужения, которые вскоре были прекращены.
18 октября 1988 года было принято решение о передаче здания Успенского собора Православной общине. Первое Богослужение состоялось в храме 14 октября 1989 года, в день Праздника Покрова Пресвятой Богородицы.
По соседству с Успенским собором, внутри его ограды, во второй половине XIX века построен другой памятник архитектуры - Храм во имя Святой Великомученицы Варвары. Как и собор, она построена на средства прихожан. Ее архитектура - это уже другая архитектурная эпоха в городе, отразившая искания новых национальных путей развития русской архитектуры и получившая неправильное название псевдорусского стиля. Для этого стиля характерным является декоративное убранство фасадов, использующее мотивы и детали древнерусской архитектуры второй половины ХVII века. Даже после утраты завершений фасадов здания выглядят нарядными и живописными. Несмотря на стилевое отличие, церковь Варвары вписалась в соборный комплекс на правах подчиненного элемента.
Храм был закрыт в 1960 году, а с 1995 года началась его реставрация.
- Памятники истории и культуры Брянщины. - Брянск, 1970. - С. 130-132.
- Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 355-359.
- Токмаков И.Ф. Историко-статистическое описание города Мглина Черниговской губернии, в связи с церковно-археологическим обзором священных достопамятностей этого края со времени первоначального его заселения: С приложением ист. очерка местечка Почепа. - Киев, 1888. - С. 35-39.
- Филарет (Гумилевский Д.Г.). Историко-статистическое описание Черниговской епархии. - Чернигов, 1873-1874. - Кн. 7. - 1873. - С. 112-117.
- Цапенко М. Земля Брянская. - М.: Искусство, 1972. - С. 49-51.
- Городков В. Возвращение собора//Брян. газ. - 1992. - Сент. (№35). - С. 6.
- Деревянко Ю. И создали зодчие храм красоты…//Заветы Ильича (Мглин.). - 1986. - 25 янв.
- Погарцев А. Памятник ратной славы//Восход (Сураж.). - 1997. - 14 окт.
- Протченко З. Успенский собор во Мглине//Заветы Ильича (Мглин). - 1978. - 7 марта.
- Чубко-Кончанский Ю. Блестел крестами храм пятиглавый//Славян. голос. - 1993. - Янв. (№3). - С. 5.