Храм в честь Воздвижения Креста Господня (с. Курчичи)

Храм в честь Воздвижения Креста Господня расположен на краю села, вытянувшегося вдоль высокого берега р. Воронуса. Возведен в 1831 г. из кирпича и оштукатурена, на месте деревянной церкви 1781 г.

Небольшой храм в стиле ампир трактован подчеркнуто монументально. Типологически представляет собой купольную постройку крещатой формы. В четкой и компактной композиции выделен основной объем в виде тяжеловатой ротонды с низким ступенчатым аттиком и полусферой купола, завершенного маленькой главкой на цилиндрическом постаменте. С четырех сторон к ротонде примыкают небольшие прямоугольные пониженные рукава с двускатными кровлями: восточный - алтарь, северный и южный - боковые притворы с портиками, а удлиненный западный - трапезная. Она заканчивается невысокой трехъярусной колокольней с куполом и коротким шпилем. Служивший папертью нижний четверик колокольни имеет с запада вход; у двух верхних ярусов (промежуточного с маленькими круглыми проемами и звона с арками) срезаны углы. Сдержанное убранство фасадов типично для стиля ампир. Горизонталью рустовка стен рукавов контрастирует гладкими фасадами ротонды и колокольни. Объемы завершают ynpoщенные антаблементы, а верхние ярусы колокольни - простые карнизы. Боковы портики тосканского ордера имеют по две пары широко расставленных в центре колонн на общих постаментах фронтоны с крупными модульонами в карнизе. Прямоугольные окна с уступом по краю подчеркнуты подоконными выступами. Филенчатые ниши украшают срезанные углы колокольни.

В интерьере доминирует круглый перекрытый куполом зал, в котором открыты низкие боковые помещения апсида и трапезная с коробовыми свода-ми. Западная часть трапезной, отделенная аркой, соединена арочным проемом с восьмигранным помещением нижнего яруса колокольни (паперть), также имеющим коробовый свод.

В алтаре сохранились настенные росписи, выполненные в нач. 20 в. масляной краской: на восточной стене изображены в рост фигуры Христа, Марии Иоанна Предтечи и Фомы; на боковые - святые Серафим Саровский и Феодосий Угличский. К этому времени относится также иконостас, декорированный скромной резьбой, в котором сохранились четыре иконы, написанные маслом на досках.


  • Лазаревский А. Описание старой Малороссии: Материалы для истории заселения, землевладения и управления. Т. 1. Полк Стародубский. - Киев: Тип .К.Н. Милевского, 1888.- С. 339.
  • Свод памятников архитектуры и монументального искусства России: Брянская область. - М.: Наука, 1996. - С. 361-362.