Михаил Семенович Розовский

(1902-1993)

Михаил Семенович Розовский – архитектор, инженер-конструктор, педагог – родился в городе Бугуруслане Оренбургской области. Окончил с отличием церковно-приходскую школу. После службы в российской армии поступает в Ленинградский институт инженеров коммунального строительства (ныне архитектурно-строительный университет). Одновременно учится в художественной школе ВАХ. Студенческие годы М.С. Розовского прошли в Петрограде-Ленинграде. Будущий архитектор в 1920-е годы оказался в водовороте насыщенной культурной жизни великого города.

В первое десятилетие советской власти в культурной жизни страны существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы. На авансцену страны советов выдвигались новые яркие представители культуры. Частый участник всех художественных и музыкальных событий Петрограда тех лет, Розовский проявляет интерес ко всему, что связано с искусством – архитектурой, скульптурой, живописью, музыкой. На одной из последних выставок русских художников подросток Розовский знакомится с И.Е. Репиным, позднее в 1920-х гг. – с ректором Петербургской консерватории композитором А.К. Глазуновым.

Период учебы в Ленинграде способствовал становлению энциклопедических знаний Розовского во всех сферах искусств, которым он останется верен более полувека своей долгой жизни. Получив специальность архитектора, поступает в институт водного транспорта, по окончании которого направляется для практической работы в Алтайский край. До 1942 г. работал в Ленинграде, затем в Орске, далее работал в должности архитектора в Мурманске.

По приглашению главного архитектора Брянска Б.П. Шавырина в 1949 году М.С. Розовский приехал в Брянск. Шавырин поручает опытному архитектору возглавить проектную организацию «Брянскархпроект». Под руководством М.С.Розовского в начале 1950-х годов происходит становление проектной организации, резко увеличиваются объемы архитектурно-планировочных работ. Архитектор считал для себя необходимостью участие в творческой работе. Это генеральный план г. Новозыбкова, участие совместно с архитектором В.Н. Городковым в проектировании ЦПКиО «Соловьи», благоустройство Круглого сквера.

В мае 1951 года (период реорганизации, когда «Брянскархпроект» вошел в состав проектной конторы «Брянскоблпроект») Михаил Семенович получил от коллектива «Брянскархпроекта» альбом с фотографиями проектов, разработанных в 1949-1951 гг., с надписью «М.С. Розовскому, руководителю «Брянскархпроекта» и активному участнику творческого процесса создания всех проектов в память о полуторагодичной дружной и успешной работе».

Роль М.С. Розовского в культурной жизни Брянска в 1950-1970-е годы была значительной. Непревзойденный знаток истории искусств, литературы, музыки, живописи и скульптуры, он продолжал оказывать влияние на творчество архитекторов и художников, активно выступал в средствах массовой информации, поддерживал начинающих архитекторов и художников.

В разные годы Розовский вел преподавательскую работу в Брянском технологическом институте и строительном техникуме. Здесь он талантливо, мастерски читал курсы статики сооружений, строительной механики, сопротивления материалов. Благодаря высокому искусству преподавания и недосягаемому уровню общей культуры, Розовский в переполненных студенческих аудиториях мог свободно и доходчиво объяснять тонкости расчета строительных конструкций и, как бы незаметно, переходить к темам, связанным с литературой, архитектурой, классической музыкой, живописью.

Часто мнения и действия архитектора шли в разрез с «единственно правильными» партийными установками. И Розовский не раз оказывался жертвой диктата власти тех лет. Так, в самом начале 1950-х ему «порекомендовали» оставить работу в «Брянскархпроекте», позже, уже в 1960-х гг., немало досталось М.С. Розовскому и по поводу его авторской работы – фонтана в Круглом сквере, раскритикованного на страницах партийной печати. Критика архитектора оказалось столь суровой, что он принял решение уехать из города. Но после годичного пребывания в Нальчике, вновь вернулся в Брянск и уже никогда не возвращался к творческой архитектурной работе.

Связав свою жизнь с Брянском, он считал необходимым детально изучить его историю, особенно историю архитектуры. Михаил Семенович мог часами говорить о строительной истории Спасо-Поликарпова и Свенского монастырей, многих общественных зданий. В 1960-х годах он часто писал о необходимости грамотного, профессионального подхода к озеленению города, а его статья «Зеленая архитектура города» до сих пор сохраняет свою актуальность.

В 1970-1980-х годах М.С.Розовского    можно было видеть на открытии художественных выставок, где, выступая, он часто напоминал художникам о необходимости в своем творчестве всегда опираться на классику и традиции культурного наследия.

В 1993 году М.С. Розовского не стало, и как, к сожалению, часто бывает, память о нем утрачивается. В свой век М.С. Розовский оказался штучным человеком в нашем городе, во многом не понятым современниками и тогда и, тем более, сейчас, его не с кем было сравнить. Однако в истории культуры Брянска он вполне должен был занять достойное место, и в свершение этого очень хочется верить.