«Мы - сябры, мы - друзи, мы друзья, мы - единая актерская семья»

Елагина О. "Мы - сябры, мы - друзи, мы друзья, мы - единая актерская семья" // Брянская учительская газета.- 2005.- 8 июля (№26).- С. 8, 17.
О межгосударственном фестивале "Славянские театральные встречи" в г. Брянске.

 

 

Закончился театральный сезон. Самым значительным событием года для театралов Брянска был майский межгосударственный фестиваль "Славянские театральные встречи". Много говорилось и писалось о его значимости, об искусстве, не знающем ни границ, ни национальных различий. Украина, Белоруссия и Россия связаны, кроме того, давней дружбой. Ещё в 1989 году по инициативе В.А. Макарова вместе возродили эту прекрасную традицию идо сих пор содействуют единению славянских народов.

Поздравления с началом работы фестиваля прислали М.Е. Швыдкой - руководитель федерального агентства по культуре, известный артист Александр Калягин, руководство города, области, организации, финансирующие проведение фестиваля. Компетентное жюри под председательством Валерия Карловича Бегунова (театральный критик, театровед Москвы) судило спектакли, представленные на фестивале. Вся вступительная официальная часть была сродни спектаклю - так необычно ярко, оригинально была она решена. Поскольку фестиваль посвящен 60-летию Великой Победы, то вполне закономерно включение в программу показа пьесы Э. Федотова "Легенда о молодогвардейцах" (Тула) и Б. Васильева "А завтра была война..." (Брянский театр драмы).

Организация фестиваля, как всегда, была на самом высоком уровне, зал переполнен, зрители очень доброжелательны, но мнение профессионалов не всегда совпадает с их мнением. А поскольку зрители - это те, для кого и проходят эти празднества, то к их мнению тоже не мешает прислушаться.

Открыл фестиваль Тульский областной театр юного зрителя спектаклем "Легенда о молодогвардейцах". Режиссёр-постановщик Владимир Шинкарёв. В спектакле заняты молодые актёры театра и актёры-профессионалы. Он идёт около трёх часов. И первое действие целиком рассказывает о занятиях, времяпрепровождении, симпатиях и увлечениях героев.

Поистине удивляешься, как режиссёру удалось завладеть вниманием зала на протяжении долгого времени, когда событий в первом акте фактически никаких не происходит. Второй акт (сюжет всем известен) - это война, оккупация, борьба. Исполнители очень органичны, естественны, убедительны. И это понятно: театр юного зрителя. Это их профиль, их ориентация, их стиль. Спектакль ансамблевый, в нём нет особо яркой актёрской работы, как и явно неудачной.

Каждый театр заинтересован в притоке молодых и одарённых. И всё же включение в репертуар спектакля выпускников кооперативного техникума "А завтра была война", у многих вызвало недоумение.

Черниговский областной академический украинский музыкально-драматический театр имени Т.Г. Шевченко: А.П. Чехов "Женитесь, и ну вас к чёрту".

Спектакль составлен из двух хорошо известных одноактных пьес Чехова "Медведь" и "Предложение". Не было, наверное, ни одного театра, который не имел бы этих пьес в своём репертуаре. Малое количество действующих лиц, Очень удобный вариант для выездных показов. Не сходили они и со сцены самодеятельных коллективов. В данном случае постановка спектакля "Медведь" больших возражений не вызывает. В. Судак в роли помещика Смирнова - наиболее интересная актёрская работа. У актёра нет стремления во что бы то ни стало рассмешить зрителей. Он прост, достоверен, в его манере что-то от почерка старого МХАТа. А вот вторая постановка - "Предложение" - очевидная безвкусица. Ломание, кривляние, нелепые мизансцены, а в финале спектакля даже пошлый (если не сказать больше) штрих: кто его автор - актёр В. Корень (помещик Чубуков) или режиссёр-постановщик Н. Карасёв (он же создатель сценографии и музыкального оформления?

Московский областной государственный драматический театр имени А.Н. Островского: "Сказание о Сергии Радонежском". Этот театр не первый раз обращается к теме священного писания. Видимо, его творческое кредо - возрождение русской духовной традиции. Спектакль специфический, очень впечатляющий. Такое действо не может быть разорвано антрактом. Этот спектакль учит не только добру, любви, прощению, терпению; Вера без добрых дел - мертва. (Автор пьесы и режиссёр В. Анненкова). И сегодня эти поучения актуальны, как никогда.

Брянский областной театр юного зрителя: "Маленький принц" по мотивам повести Антуана де Сент-Экзюпери. Кому неизвестна эта повесть? Написанная много лет назад, она актуальна и сегодня, а изречения автора, такие как "мы в ответе за тех, кого приручили", уже стали поговорками. Спектакль одинаково интересен как детям, так и взрослым. Но если дети воспринимают его чисто событийно, то взрослые видят в нём намного больше. Спектакль добрый и безусловно удачный. Такая инсценировка может быть поставлена в любом театре. Режиссёр-постановщик С. Куликовский. Спектакль уже сейчас пользуется успехом более, чем какой бы то ни было другой.

Спектакли бывали разные, в зависимости от того, какой из приглашённых режиссёров его ставил. И ещё потому, что главный режиссёр Леонид Кулагин работал в театре меньше, чем обязан был. И фактически представлял собой просто броскую рекламу. Данный спектакль серьёзный, он рождает мысли о жизни и смерти, о неизменных и вечных духовных человеческих ценностях и, к сожалению, о таких же вечных человеческих пороках. Некоторые персонажи, по сути эпизодические роли, особенно интересны. Так, более других запоминается талантливое исполнение Короля (В. Аверин), Делового человка (А. Исаев), Географа (В. Мусатов). Видимо, спектаклю суждена долгая сценическая жизнь.

Театр при дворце Республики Беларусь г. Минска: Э. Олби "Три высокие женщины". Спектакль, в котором, по сути, не происходит никаких событий. Старая одинокая и больная женщина А находится под опекой двух других - Б и В. Смерть порождает мечты о наследовании большого состояния. Этот сюжет может взволновать старых и одиноких. И если за этой женщиной уход был изнурительно внимателен, то иные не могут быть уверены даже в минимальном. Пьеса философская. Не даром Б и В сами пускаются в философские рассуждения, оценивая свои мечты, надежды, намерения, поступки. Самая интересная актёрская работа Галины Толкачёвой - А решена в комедийном ключе и талантливо исполнена. Режиссёр - Сергей Куликовский.

Московский драматический театр на Перовской: Т. Квитко-Осмовьянекмсо "Сватанье на Гончаровке". Постановщики К. Панченко и Л. Данчура. И художественный руководитель театра, и некоторые актёры имеют звания заслуженных артистов и России, и Украины. Видимо, решили продемонстрировать факт единения государств необычным способом - взяли в работу очень известную пьесу украинского автора. Она шла на многих сценах украинских городов. Фабула проста: польстившись на большие деньги, мать и отец решили выдать свою дочь за богатого молодого человека. Но дочь любит бедного крестьянина. Много препятствий на пути влюблённых, но, как и положено в подобных пьесах, всё кончается свадьбой по любви. Похоже, что у постановщиков была задача: необычностью своего режиссёрского решения сразить зрителей, сделать что-то такое, чего ещё ни у кого не было. Отсюда и свой личный домашний оркестр на сцене, и прямое общение актёров со зрителями по примеру эстрадного шоу, и финальное застолье с подношениями сидящим в зале, и выбор актёра на роль любимого... Любовь может родиться на основе родства душ, общности интересов, но любовь с первого взгляда предполагает определённые внешние данные. Актёр не вызывает никаких возражений, как исполнитель, но когда смотришь на человека, уже немолодого, грузного, то недоумеваешь: за что же девушка могла его полюбить, да ещё с первого взгляда. Да и речь актёров на каком-то смешанном русско-украинском диалекте. Кстати, эпизоды прямого общения актёров со зрителями велись так органично, легко, изящно-артистично, что могут быть примером для многих эстрадных актёров.

И одна работа в этом спектакле просто уникальна. Это исполнитель роли Стецько (Николай Мальцев). Его Стецько мог быть решён примитивно, одной чёрной краской. Тем более что он просто дурачок в буквальном смысле этого слова. А у Мальцева - это живой человек, не лишённый даже своеобразного обаяния, которому зрители симпатизируют и сочувствуют. Вот такие разные впечатления от этого спектакля.

Гомельский областной драматический театр: А. Володин "Пять вечеров". Очень популярная пьеса, написанная ещё в советские времена. Пьеса о любви, написана хорошим русским языком. Спектакль без дешёвых художественных трюков. Постановка и сценография Рида Талинова. Коллектив актёров, безусловно, сильный, и вполне оправданно театр имеет статус заслуженного. Этот спектакль - урок доброты для молодёжи, для многих из которых собственные интересы превыше всего.

На фестивале были показаны ещё два спектакля "Бука" М. Супонина (Брянский театр кукол) и моноспектакль артиста Виктора Никитина "Тютчев" (Московский драматический театр на Перовской).

Фестиваль проходил в особо торжественной обстановке. "Мы - други, мы - сябры, мы - друзья, мы - единая актёрская семья" - эти слова звучали лейтмотивом праздника. Огромная работа по подготовке и проведению фестиваля легла на плечи Е.К. Гребенского, И.А. Дрохановой и др. Но - главный "виновник" торжества - директор театра В.А. Макаров, директор фестиваля, секретарь Союза театральных деятелей. В организации фестиваля принимали участие администрации Брянской области, города Брянска, районов области, ОАО КБ "Брянский народный банк", ОАО "Дятьковский хрусталь", ЗАО. "Термонтрон завод", ГП "111-й военный завод", дирекция по обслуживанию пассажиров Московской железной дороги", ОАО МН "Дружба", филиал АКБ "Желдорбанк", ОАО "Мальцовский портландцемент", Газпромбанк.

Популярность брянских фестивалей растёт с каждым годом. Они радуют зрителей, очищают душу, питают ум, дают силы для жизни и творчества.

Ольга Елагина