Наш уголок живой природы

Панкова Т. Наш уголок живой природы / Т. Панкова // Жуковские новости.- 2019.- 29 октября (№45).- С. 3.
-- Экологическая работа учебных учреждений

В моем детстве живые уголки были во многих школах страны. Сейчас они, к сожалению, большая редкость. Тем не менее, такой уголок организован в Жуковской средней школе №1 им. Б.В.Белявского. А началось все с шутливого предложения четвероклассника взять шефство над его хомячками. Идея создания зооуголка в школе пришлась по душе ребятам всех классов и, самое главное, была поддержана администрацией школы. Достаточно быстро уголок пополнился чешуйчатыми, пушистыми и пернатыми друзьями. Обучающиеся старших классов под руководством С.М. Шишкарева сделали стенды и необходимый инвентарь. Новые жильцы переезжали со своими домиками, и, конечно, если мы видели, что клетка нуждается в ремонте, проводили его на месте. Нужно отметить, что к делу подо­шли серьезно. Сами клетки расположили в соответствии с предпочтениями обитателей: черепаху - поближе к батарее, хомячков и кроликов - к свету. Подготовили и разместили таблички с информацией о животных: название, место обитания, продолжительность жизни и, самое главное, предпочтения в еде, так как не всеми угощениями, которые ребята приносили, обитателей зооуголка можно было кормить.

Размещая в помещении аквариум, террариум и клетки, мы решили комбинировать их с растительными формами. Постоянными жителями зооуголка стали декоративные комнатные растения, которых оказалось очень много в школе. Большинство растений хорошо приспосабливаются и не приносят хлопот при соблюдении самых элементарных правил ухода за ними. Большой интерес у ребят вызвали кактусы и суккуленты. Обучающиеся очень бережно стали за ними ухаживать, собрали нужную информацию по уходу и разведению. Уход за растениями (выращивание, удобрение, подготовка земляной смеси для пересадки) приучает ребят работать дома, в саду и в поле. Прививает им столь необходимую в наше время любовь к родной земле. В зооуголке прошли увлекательные экскурсии. Они не отвлекали ребят от занятий, как оказалось, такая разрядка была просто необходима.

В школьной библиотеке на книжной выставке обучающихся школы ждали художественные и познавательные книги о животных и растениях. Ребята с интересом читали и перечитывали любимые всеми произведения. А затем участвовали в квесте «Наш зооуголок» и заседании клуба знатоков «Что? Где? Когда?»

Нужны ли зооуголки в школе? Практика нашей работы позволяет дать утвердительный ответ. Да, они помогают научить  детей ухаживать за животными и растениями, формируют у них навыки исследовательской деятельности, воспитывают бережное отношение к окружающей среде, развивают духовную потребность в общении с природой. Могу с уверенностью сказать, что создание зооуголка благотворно повлияло на психологическую атмосферу в нашем школьном коллективе. На переменах и после уроков в него обязательно заглядывают ученики всех классов. Этот «уголок психологической разгрузки» очень популярное место в школе. Дети всех возрастов воспринимают общение с живыми существами, ответственность за которых они взяли на себя, как маленький праздник. Обычные занятия в школьном зооуголке, а какой необычайно мощный ресурс экологического образования и воспитания! Мне бы очень хотелось, чтобы таких зооуголков в наших школах становилось больше!